Формирование эстетической культуры личности дошкольников средствами нетрадиционного рисования
Авторы: Галкина Татьяна Николаевна, Сергеева Алена Александровна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (24) июль 2019 г.
Дата публикации: 16.06.2019
Статья просмотрена: 364 раза
Библиографическое описание:
Галкина, Т. Н. Формирование эстетической культуры личности дошкольников средствами нетрадиционного рисования / Т. Н. Галкина, А. А. Сергеева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 7 (24). — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/134/4294/ (дата обращения: 22.12.2024).
В статье рассмотрены основные пути формирования эстетической культуры личности ребенка младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования. Раскрыты техники нетрадиционного рисования, описаны технологии их исполнения.
Ключевые слова: нетрадиционное рисование, эстетическая культура личности, младший дошкольник.
Гармоничное развитие личности ребенка младшего дошкольного возраста невозможно представить без его эстетического воспитания, которое тесно взаимосвязано со всеми сторонами его развития, раскрывает скрытый творческий потенциал личности, оказывает влияние на всестороннее восприятие окружающего мира, которое выступает базой для познания действительности, что, в свою очередь, формирует эстетическую культуру личности дошкольника.
Как отмечают Рахматуллина З. Я., Фаткуллина З. Я. в своих исследованиях, «эстетическая культура личности — это сложное интегративное качество, выражающееся в способности и умении эмоционально воспринимать, осознавать и оценивать явления жизни и искусства, прекрасные или безобразные, возвышенные или низменные, трагические или комические, а также преобразовывать природу, окружающий мир человека «по законам красоты»». [1] Данное качество формируется в процессе взаимодействия родителя и ребенка, педагога и воспитанника.
Понятие «эстетическая культура личности» включает в себя два базовых компонента: эстетическое сознание и эстетическую деятельность.
Эстетическое сознание представляет собой разновидность общественного сознания, проявляющегося с эмоционально-чувственном и интеллектуально-значимом отношение субъекта к окружающему миру и искусству. В младшем дошкольном возрасте формируются такие компоненты эстетического сознания, как эстетический интерес, желание создавать что-то красивое и привлекательное самостоятельно.
Эстетическая художественная деятельность, как компонент эстетической культуры, — это деятельность, призванная к созданию разнообразных эстетических ценностей, например, в дошкольном возрасте — это простейшие поделки, рисунки, аппликации (в том числе выполненные и с помощью взрослых).
Иными словами, любое направление активной деятельности содержит в себе эстетический потенциал. Он заключается, например, в проявлении желания создать выразительный, эстетически-привлекательный продукт (таким образом, проявляются эстетические мотивы деятельности в совокупности с другими мотивами), в выборе эстетически необходимых способов осуществления деятельности, а также в получении эстетически значимого результата.
Изучение передового педагогического опыта и рефлексия собственной воспитательной работы по развитию эстетической культуры дошкольников показывает, что для успешного эстетического воспитания необходима пролонгированная, заранее продуманная и четко выстроенная работа по формированию и последующему развитию эстетического сознания и эстетической деятельности детей, в том числе и с использованием нетрадиционных методических приемов изобразительного искусства.
Никитина А. В. с своих исследованиях справедливо отмечает, что «применение в непосредственной образовательной деятельности рисования, в том числе с использованием нетрадиционных техник, увлекает детей, мотивирует их на дальнейшее творчество, сам процесс удивляет и восхищает дошкольников. Нетрадиционные техники рисования позволяют младшему дошкольнику проявить креативность, проектировать новые образы. Рисунки детей, выполненные в нетрадиционной технике, привлекают внимание своей неповторимостью, т. к. ребенок может использовать разнообразный материал, овладевает новой для него техникой нанесения изображения». [3]
Не последнюю роль в формировании эстетической культуры играют и возрастные особенности ребенка. Психологи Р. С. Немов и В. В. Зеньковский подчеркивают, что «в возрасте 3–4 лет начинают закладываться основы личности, следовательно, в этом возрастном промежутке нужно уделять большую долю внимания эстетическому воспитанию ребёнка. Открытие в себе неповторимой индивидуальности даст возможность дошкольнику в будущем успешно учиться, заниматься творчеством, общаться с друзьями». [2] Реализовать эти потребности ребенка могут нетрадиционные художественные техники, используемые в изобразительной деятельности.
По мнению Т. С. Комаровой, «обучение детей технике рисования должно осуществляться не само по себе, не ради технического совершенства изображения, а для того, чтобы ребенок мог выразительно и без особых затруднений создать то изображение, которое он захочет». [4]
В таком случае, образовательный процесс избавляется от шаблонности. У ребенка появляется свобода в деятельности, он самостоятельно выбирает вариант исполнения своего творческого замысла. Помочь ему самовыразиться в изобразительной деятельности — вот главная задача воспитателя.
Использование современных техник нетрадиционного рисования позволяет воспитателю на занятии создавать условия, способствующие восприятию ребенком красок, цветов, форм во всем их многообразном проявлении. Под нетрадиционными техниками рисования понимают такие способы изображения, которые объединяют в себе современные изобразительные приемы создания художественного образа, позволяющие добиться максимальной выразительности объекта в творческой деятельности и избежать шаблонов [3].
Анализ результатов наблюдения показывает, что изобразительная деятельность младших дошкольников стимулирует их познавательный интерес через самостоятельное изучение свойств изображаемых предметов, использование особых средств выразительности, работу с разнообразными изобразительными материалами. Кроме того, использование нетрадиционных техник рисования позволяет ребенку развить мелкую моторику рук, тактильное восприятие, пространственную ориентировку на листе бумаги, глазомер, внимание, а также наблюдательность. Подчеркнем также, что в процессе рисования у ребенка формируются навыки контроля и самоконтроля.
Эстетическое воспитание, реализуемое посредством нетрадиционных техник рисования, успешно осуществляется посредством познания младшим дошкольником величины, цвета, формы изображаемых предметов; через знакомство ребенка с композицией рисунка и расширением собственного сенсорного опыта.
В работе с дошкольниками нами был разработан и успешно реализован ряд нетрадиционного рисования, представленный в таблице 1.
Таблица 1
Техники нетрадиционного рисования
№п/п |
Название техники |
Технология работы |
1 |
рисование руками, пальцами |
гуашь разбавить водой и перелить в плоские тарелочки, ладонь с широко расставленными пальцами опустить в блюдце и поставить отпечаток цветной ладошки на чистом листе бумаги |
2 |
рисование методом тычка |
на бумаге рисуем контур предмета, краску переливаем в плоские тарелочки, связанными в «снопик» ватными палочками, «тычком» рисуем по очертаниям, изображенным на листе |
3 |
оттиск поролоном |
вырезать контуры на поролоне, краску разбавить водой до консистенции жидкой сметаны и перелить в плоские тарелочки, прижать поролон к тарелочке с краской и делать печатки на бумаге |
4 |
монотипия |
лист бумаги делится на две равные части и складывается пополам, на первой половинке листа рисуется половина симметричного предмета, лист опять складывается и прижимается, а при раскрытии получаем полностью симметричный рисунок, а при необходимости можно дорисовать сюжет |
5 |
рисование с помощью соли |
акварелью сделать изображение, на влажное изображение (всю поверхность листа) насыпать крупную поваренную соль, после высыхания краски соль стряхивается |
6 |
рисование кляксами |
акварельную краску развести водой и накапать ее в одну точку на лист бумаги, взять трубочку и подуть через нее в центр кляксы, раздувая ее в разные стороны |
7 |
пластилинография |
с помощью этой технологии создаются лепные картины с выпуклыми, полуобъемными объектами на горизонтальной поверхности |
Результаты нашей работы с воспитанниками младшей группы показывают, что использование разнообразных техник нетрадиционного рисования способствует развитию крупной и мелкой моторики ребенка, формированию у него эстетического вкуса и творческих предпочтений, становлению самостоятельной деятельности по созданию творческого продукта. В процессе изобразительной деятельности также развивается и речь дошкольника. Таким образом, мы можем говорить о том, что нетрадиционные техники рисования выступают важным средством формирования эстетической культуры личности младших дошкольников во всех ее проявлениях (эстетического сознания и эстетической деятельности).
Литература:
- Рахматуллина З. Я., Фаткуллина З. Я. Эстетическая культура личности и общества: современное измерение. / Вестник Башкирского университета. 2008. Т. 13. № 4 — С.1061.
- Немов Р. С. Психология: учеб. пособие для студентов. М.: Просвещение, 2003. — С.456.
- Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Волгоград: KADO, 2010. 272 с.
- Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2011.
Ключевые слова
нетрадиционное рисование, эстетическая культура личности, младший дошкольникПохожие статьи
Развитие у младших дошкольников представлений о цвете в продуктивной художественной деятельности
В статье рассматриваются вопросы о сущности цветовосприятия младших дошкольников и создании условий для развития чувства цвета в изобразительной деятельности детей с использованием нетрадиционных техник рисования.
Использование нетрадиционных техник рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста
В статье автор пытается выяснить особенности использования нетрадиционных техник рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста.
Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения составлению коллажа
В статье рассмотрены теоретико-методические аспекты осуществления художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста. Раскрыта специфика и техника «коллаж» как средства художественно-эстетического развития детей старшего дошколь...
Адаптация детей дошкольного возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности в условиях ФГОС ДО
В статье анализируются возможности использования изобразительной деятельности для адаптации дошкольников к детскому саду. Рассматриваются возможности нетрадиционных техник рисования для эмоциональной поддержки детей.
Технология детской мультипликации как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрывается проблема развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством технологии детской мультипликации. Представлены результаты исследования творческого воображения детей старшего дошкольного возраста и пров...
Научно-теоретические основы развития дизайнерского мышления у детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматриваются педагогические возможности и методические основы развития дизайнерского мышления детей дошкольного возраста в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.
Формирование навыков рисования у детей старшего дошкольного возраста
В статье автор исследует сформированность навыков рисования у детей старшего дошкольного возраста.
Декоративная роспись как средство развития выразительности в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматривается сущность выразительности как качества изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Автор раскрывает методику использования декоративной росписи в развитии выразительности изобразительной деятельности дете...
Условия развития образно-пластического творчества у детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматриваются необходимые условия для развития образно-пластического творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Развитие художественного творчества старших школьников посредством интеграции
В статье раскрыта актуальность изучения проблемы развития художественного творчества у детей дошкольного возраста, представлены результаты экспериментального исследования по определению уровней развития творчества у старших дошкольников, анализу усло...
Похожие статьи
Развитие у младших дошкольников представлений о цвете в продуктивной художественной деятельности
В статье рассматриваются вопросы о сущности цветовосприятия младших дошкольников и создании условий для развития чувства цвета в изобразительной деятельности детей с использованием нетрадиционных техник рисования.
Использование нетрадиционных техник рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста
В статье автор пытается выяснить особенности использования нетрадиционных техник рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста.
Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения составлению коллажа
В статье рассмотрены теоретико-методические аспекты осуществления художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста. Раскрыта специфика и техника «коллаж» как средства художественно-эстетического развития детей старшего дошколь...
Адаптация детей дошкольного возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности в условиях ФГОС ДО
В статье анализируются возможности использования изобразительной деятельности для адаптации дошкольников к детскому саду. Рассматриваются возможности нетрадиционных техник рисования для эмоциональной поддержки детей.
Технология детской мультипликации как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрывается проблема развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством технологии детской мультипликации. Представлены результаты исследования творческого воображения детей старшего дошкольного возраста и пров...
Научно-теоретические основы развития дизайнерского мышления у детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматриваются педагогические возможности и методические основы развития дизайнерского мышления детей дошкольного возраста в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.
Формирование навыков рисования у детей старшего дошкольного возраста
В статье автор исследует сформированность навыков рисования у детей старшего дошкольного возраста.
Декоративная роспись как средство развития выразительности в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматривается сущность выразительности как качества изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Автор раскрывает методику использования декоративной росписи в развитии выразительности изобразительной деятельности дете...
Условия развития образно-пластического творчества у детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматриваются необходимые условия для развития образно-пластического творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Развитие художественного творчества старших школьников посредством интеграции
В статье раскрыта актуальность изучения проблемы развития художественного творчества у детей дошкольного возраста, представлены результаты экспериментального исследования по определению уровней развития творчества у старших дошкольников, анализу усло...