Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством изобразительного искусства | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, январь 2016)

Дата публикации: 25.12.2015

Статья просмотрена: 2199 раз

Библиографическое описание:

Лукиянова, Д. В. Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством изобразительного искусства / Д. В. Лукиянова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2016. — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9402/ (дата обращения: 22.12.2024).



 

Проблема развития творческого воображения интересует психологов не одно десятилетие. Вопросу изучения творческого воображения в зарубежной психологии посвящены работы Л. Э. Голосовкера, З. Фрейда, К. В. Тэйлора, Е. П. Торранса, Л. М. Веккер и др. З. Фрейд рассматривал воображение как изначальную форму детского сознания. Л. М. Веккер выделил такие виды воображения, как сенсорно — перцептивное, словесно-логическое и эмоциональное.

В отечественной психологии творческое воображение изучали Н. Ю. Венгер, Л. С. Выготский, О. А. Григорьева, В. В. Давыдов, И. А. Домашенко, О. М. Дьяченко, С. Г. Королева, А. В. Петровский, Д. В. Эльконин и др. [1, 2, 3, 4]. В работах М. В. Гамезо и И. А. Домашенко воображение рассматривается как психический процесс, заключающийся в создании новых образов посредством переработки информации, полученной в предшествующем опыте. В А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Н. Н. Поддъякова, О. М. Дьяченко и др. отмечается, что творческое воображение связано с существенной новизной и неопределенностью познаваемой ситуации, разрешение которой предполагает неограниченное разнообразие возможных способов. Несмотря на длительность изучения, актуальность выявления условий формирования творческого воображения, на разных этапах возрастного развития, не теряет своей силы. В каждом возрастном периоде воображение имеет свои особенности развития и влияние на развитие личности. Изучение творческого воображения у детей 4–6 лет обусловлено рядом причин:

  1. Воображение является основой творческой деятельности детей.
  2. Развитость воображения способствует лучшему усвоению новых знаний и подготавливает ребенка к обучению в школе.

В данном исследовании рассматриваются особенности развития воображения у детей средней и подготовительной групп детского сада посредством изобразительной деятельности.

Цель исследования изучить влияние изобразительного искусства на развитие творческого воображения в разных возрастных группах дошкольного учреждения.

Объект исследования — творческое воображение.

Предмет исследования развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.

В рамках достижения цели поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
  2. Рассмотреть творческое воображение детей среднего и старшего дошкольного возраста.
  3. Изучить влияние изобразительного искусства на развитие творческого воображения у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Изучение творческого воображение проводилось с использованием методики О. М. Дьяченко «Дорисовывание фигур» [5]. Данная методика позволяет выявить уровни развития творческого воображения: низкий, средний и высокий. Дети с низким уровнем развития не всегда понимают поставленные перед ним задачи, инструкцию выполнения упражнения. Такие дети чаще рисуют примитивные и шаблонные рисунки, схемы. Репродуктивность схем, рисунков свойственна детям со средним уровнем творческого воображения. В рисунках трудно найти мелкие составляющие детали предмета. Тем не менее, дети справляются почти со всей работой.

Рисунки дошкольников с высоким уровнем отличаются детализированностью, оригинальностью, индивидуальностью.

С целью развития творческого воображения у детей средней и подготовительных групп проводились занятия изобразительной деятельностью. После целенаправленной работы провели повторное исследование.

В исследовании приняло участие 40 детей, из них 20 детей подготовительной и 20 — средней группы МБДОУ «Детский сад № 73 Полянка» г. Чебоксары.

Результаты, полученные до и после проведения занятий изобразительного искусства в средней группе, представлены в таблице 1.

 

Таблица 1

Динамика развития творческого воображения детей в средней группе

Уровни воображения

До проведения упражнений

После проведения упражнений

абс.

%

абс.

%

Высокий

0

0

6

30

Средний

4

20

11

55

Низкий

16

80

3

15

 

Из таблицы 1 видно, что целенаправленные игры и упражнения с использованием художественного творчества развивают воображение. Так, увеличивается количество детей, имеющих средний уровень развития творческого воображения. Высокий уровень появляется у 30 % детей.

Таблица 2 иллюстрирует результаты, полученные в ходе изучения творческого воображения у детей подготовительной группы.

 

Таблица 2

Динамика развития творческого воображения детей в подготовительной группе

Уровни воображения

До проведения упражнений

После проведения упражнений

абс.

%

абс.

%

Высокий

6

30

9

45

Средний

11

55

10

50

Низкий

3

15

1

5

 

Проведенный анализ показал, что изобразительная деятельность положительно влияет на развитие творческого воображения. Низкий уровень присущ только 5 %, тогда как на констатирующей этапе он был свойственен 15 % детей.

Сравнивая полученные результаты в двух группах можно сделать выводы:

  1.                Систематические, целенаправленные занятия изобразительной деятельности положительно влияют на развитие творческого воображения.
  2.                В подготовительной группе наблюдается большая динамика развития творческого воображения по сравнению с детьми средней группе. Так, высокий уровень соответственно выявлен у 45 % и 30 %.
  3.                В средней группе доминирующим является средний уровень (55 %).

Вероятно, полученные результаты можно объяснит тем, что в средней группе большинство детей не поняли задачу. Они рисовали с заданной фигуркой что- то своё, некоторые дали беспредметные изображения («такой узор»). В таблице 2 видим, что результаты детей подготовительной группы выше, чем у детей средней группы. Выяснилось, что после выполнения упражнений для развития воображения ребёнок осваивает приёмы и средства создания образов, что приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче.

В ходе выполнения данной работы получены следующие выводы:

  1.                Воображением это психический процесс создание новых образов, основанных на результатах восприятия, мышления и памяти, преобразующий окружающий мир.
  2.                Основными составляющими воображения является умение видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления с разных точек зрения, отношений, находить нетрадиционные способы решения проблемных ситуаций
  3.      Воображение начинает развиваться к 2 годам. Первые фантазии проявляются в совместных играх родитель — ребенок. Развитие опыта ребенка, его интересов, овладение сложными действиями способствует активному развитию воображения после 3-х лет. В 4–5 годам за счет сюжетно-ролевых игр воображение становится творческим. Ребёнок сочиняет рассказы, создает новых персонажей, ищет способы осуществить свои творческие замыслы, придумывает новые игры. В 5 лет ребёнок фантазировать мысленно — придумывает необыкновенные истории, фантастических животных, сказочные сюжеты и многое другое. Закладываются основы творческого воображения. Огромная роль принадлежит родителям и воспитателям.
  4.      Рекомендации по стимулированию творческого воображения:

1)     Для обогащения жизненного опыта дошкольников — читать детям сказки, стихи и художественные рассказы, рассматривать иллюстрации в книгах.

2)     Учить рисовать детей увиденное и рассказывать о своих переживаниях.

3)     Поощрять лепку и рисунки по замыслу.

4)     Поощрять детское сочинительство.

5)     Предлагать разные виды игр (сюжетно-ролевые, дидактические, конструирование и другие.)

 

Литература:

 

  1.                Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя / Л. С. Выготский. — М.: Просвещение, 1991. — 93с.
  2.                Гамезо, М. В. Атлас по психологии: пособие по курсу «Психология человека» / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. — М., 2001.
  3.                Гамезо М.В, Герасимова В. С., Горелова Г.Г, Орлова Л. М. Возрастная психология: Учебное пособие / М. В. Гамезо. — М.: Ноосфера, 2001. — 264 с.
  4.                Григорьева О. А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников / О. А. Григорьева // Молодой ученый. — 2014. — № 20. — С. 568–569.
  5.                Дьяченко О. М. Развитие воображения в дошкольном детстве / О. М. Дьяченко. — М., 1991. — 31 с.
Основные термины (генерируются автоматически): творческое воображение, ребенок, подготовительная группа, изобразительная деятельность, проведение упражнений, воображение, высокий уровень, динамик развития, изобразительное искусство, уровень развития.

Похожие статьи

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства и песочной терапии

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Знакомство детей раннего возраста с цветом посредством дидактических игр

Развитие творческого воображения у старших дошкольников через занятия песочной анимацией

Развитие технического творчества детей дошкольного возраста через сюжетные игры

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через пластилинографию

Развитие одарённости детей дошкольного возраста посредством творческой игры

Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры

Похожие статьи

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства и песочной терапии

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Знакомство детей раннего возраста с цветом посредством дидактических игр

Развитие творческого воображения у старших дошкольников через занятия песочной анимацией

Развитие технического творчества детей дошкольного возраста через сюжетные игры

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через пластилинографию

Развитие одарённости детей дошкольного возраста посредством творческой игры

Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры