Особенности развития воображения детей с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (301) март 2020 г.

Дата публикации: 14.03.2020

Статья просмотрена: 4279 раз

Библиографическое описание:

Антонова, Т. В. Особенности развития воображения детей с ограниченными возможностями здоровья / Т. В. Антонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 249-251. — URL: https://moluch.ru/archive/301/68085/ (дата обращения: 16.12.2024).



https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0004/000e1d4b-489dc85c/img24.jpg

Инклюзивное образование рассматривается как одно из наиболее важных и перспективных направлений образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Общество должно быть готовым принять и помочь данной группе детей. Очень важно, чтоб каждый ребенок мог, обучаться и развиваться Предпосылки к дальнейшему творческому развитию и саморазвитию личности закладываются в детстве, это касается разных категорий учащихся, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют нарушения, эти нарушения создают определенные трудности в представлениях об окружающем мире, тяжести социализации, что отрицательно сказывается на развитии воображения. В свою очередь слабое воображение, препятствует развитию психических процессов, к развитию познавательной деятельности, а также отрицательно влияет на формировании эмоций и личностных интересов в целом.

ЛС. Выготский считал, что дети с задержкой речевого развития оказываются отсталыми и в развитии своего воображения. Дети с ЗПР оказываются детьми с чрезвычайной бедностью, скудностью воображения

Рассматривая в онтогенезе этапы развития воображения, Л. С. Выготский подчеркивал, что воображение и способность к нему не от рождения. Способность к воображению появляется у детей по мере приобретения опята, знаний и совершенствования всех психических функций.

Если проанализировать работы (В. И. Лубовской, А. Р. Лурия, М. С. Певзнер и др.) по изучению воображения детей с отклонениями в развитии, то мы заметим, что воображение у таких детей формируется по тем же законам развития психики, что и у детей с нормальным развитием.

Изучению различных форм воображения у глухих и слабослышащих детей дошкольного и школьного возраста посвящены труды Г. Л. Выгодской (1975), М. Ю. Pay (1963), М. М. Нудельмана (1971,1978 и др.).

Необходимо сначала понять, кто же такие глухие и слабослышащие, и в чем особенности их психических процессов, чтобы понять особенности их воображения. Потеря слуха лишает человека не только важного источника информации и, но и ограничивает тем самым процесс его интеллектуального развития.

Воображение детей с нарушением зрения изучали В. Зайкаускас (1983), А. Г. Литвак (1985), В. М. Сорокин (1987).

Узость круга, недостаточная обобщенность, флегментарность у детей нарушением зрения не могут не сказаться на развитии способности к воображению.

Психологи, изучавшие сновидения слепых отмечают их зависимость от времени нарушения зрения и указывают, что наиболее яркие сновидения имеют место у лиц, ослепших в зрелом возрасте. Сновидения же ослепших в детстве бедны образами, туманны и лишены зрительных элементов.

Воображение слепых широко используется в процессах деятельности и в ряде случаев восполняет недостатки восприятия и бедность чувственного опыта, выполняя таким образом компенсаторные функций.

Особенности воображения детей с задержкой психического развития (ЗПР) стали темой исследований H. A. Цыпиной (1982), С. К. Сиволапова (1984), Е. А. Екжановой (1989), Е. С. Слепович (1990), Е. А. Медведевой (1997) и У. В. Ульенковой (1983).

У детей с ЗПР развитие воображения происходит в своеобразном порядке, так как у них наблюдаются торможение формирования личностных качеств и трудности с восприятием и усвоением информации.

Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, В. А. Крутетского, Н. С. Лейтеса, Я. А. Пономорева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др., во введении цифры убрать воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей навыков, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной процесса. Однако в педагогической психологии вопросы, непосредственно связанные с проблемами формирования и развития творческого воображения у детей различных возрастов, недостаточно разработаны. А эта область представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Несомненно, особый интерес представляет исследование творческого воображения у детей с ОНР, так как возникающее своеобразие в развитии речи создают определенные трудности в развитии познавательных процессов. Дети с нарушениями речи с большим трудом овладевают обобщающим значением слова, что, безусловно, влияет на уровень развития творческого воображения.

Вопросами изучения развития творческого воображения занимались отечественные ученые: Л. С. Выготский, К. Н. Коринилов, С. Л. Рубинштейн, В. С. Мухина, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, а так же зарубежные ученые Дж. Гилфорд, Т. Рибо, Е. Торренс, Ж.Пиаже, Э.Фромм и д. р.

Воображение ифантазия — это важнейшая сторона жизни ребёнка.

Воображение необходимо развивать, т. к. вместе с уменьшением способности фантазировать, у детей обедняется и личность, и снижается возможность творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

Для того чтобы развивать творческое воображение у детей необходима особая организация изобразительного творчества.

Воображение связанно со способностью и необходимостью творить что-то новое, опираясь на уже имеющийся опыт.

Именно воображение помогает нам интегрировать полученные ранее знания в другие области.

Воображение бывает воссоздающее или творческое:

Воссоздающее воображение — это представление чего-либо нового для данного человека, опирающегося на словесное описание или условное изображение этого нового (чертёж, схема).

Творческое воображение — это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов.

Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, на ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.

Воображение — это психический процесс.

Творческое воображение зависит от многих факторов, в том числе от возраста и умственного развития. Интересы взрослых и детей различны, и воображение детей работает иначе, чем у взрослого. Детство — это господство фантазии, игр, сказок и вымыслов.

– До трех лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.

– В 4–5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.

– В 6–7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в разных ситуациях, характеризуются содержательностью и специфичностью, появляются элементы творчества. Творческое воображение необходимо человеку во всех сферах его жизнедеятельности.

Итак, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка. Отличным способом для развития творческого воображения является изобразительная деятельность и художественный труд.

Чтобы развивать творческое воображение, необходимо вести системное развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, воспитывать любовь и интерес ко всем видам изобразительной деятельности.

Творческое воображение — воображение, которое отвечает за создание новых мыслей, идей, сюжетов, предметов, которые будут иметь ценность..

Можно сделать вывод о необходимости развития воображения детей с ОВЗ, как залога его успешной социализации, а также творческой и учебной деятельности.

Актуальность исследования обусловлена противоречием между необходимостью формирования воображения детей с ОВЗ дошкольного возраста и отсутствием методических рекомендаций по развитию творческого воображения у детей данной возрастной категории.

В целях практического изучения указанной проблемы мы провели экспериментальное исследование на базе МБДОК «Детский сад № 179» городского округа Самара. В исследовании приняли участие 7 воспитанников с ОВЗ 6–7 лет, со сходным диагнозом ЗПР

Для выявления исходного уровня развития творческого воображения детей данной категории, мы использовали следующие методики: «Неполные фигуры» (Е.Торренс), «Чего на свете не бывает» (О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса), «Развиваем воображение» (Л. А. Венгер).

Анализируя полученные данные всех методик, мы определили уровневый показатель развития творческого воображения дошкольников:

– 0 % т. е. в данной группе не имеется детей с высоким уровнем развития творческого воображения;

– 14,2 % (1 человек) имеют средний уровень развития творческих способностей;

– 85,8 % детей (6 человек) показали низкий уровень развития творческих способностей.

По результатам проведенной диагностики видно, что уровень развития творческого воображения низкий, проблема развития воображения у детей с ОВЗ актуальна.

Рисование — это, прежде всего, одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребёнка. Рисование помогает лучше узнать ребёнка, даёт возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приучая ребёнка думать и рассуждать.

Для проверки эффективности воздействий, было проведено контрольное обследование воспитанников

Мы использовали те же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента.

По итогам суммарного балла мы определили уровневый показатель творчества дошкольников, принявших участие в эксперименте.

Если на констатирующем этапе, на высоком уровне развития творчества детей было 0 %, то на контрольном этапе выявлено 1 человек (14.2 %). На среднем уровне развития творческого воображения, на констатирующем этапе было 1 человек (14.2 %), стало 3 человека (42.9 %). На низком уровне развития творчества было 7 человек (87,5 %), на контрольном же этапе выявлено 3 ребенка (42.9 %).

Это означает, что работа по развитию воображения у детей проводимая нами, эффективно повлияла на развитие творческого воображения детей с ОВЗ, что нашло подтверждение нашей гипотезы.

Литература:

  1. Боровик О., Развиваем воображение// Дошкольное образование. — 2001. — № 1(49)- с.14.
  2. Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте. — М — 1995.
  3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М — 1991.
  4. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М.: Наука. — 1960. — 340 с.
  5. Глухов В. П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с ОНР // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики. — М., 1985
Основные термины (генерируются автоматически): творческое воображение, ребенок, воображение, уровень развития, ограниченная возможность здоровья, развитие, развитие воображения, дошкольный возраст, изобразительная деятельность, условное изображение.


Похожие статьи

Игра как средство развития воображения у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Особенности воспитания ребенка с ограниченными возможностями в семье

Проблемы родителей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями

Особенности применения графических средств альтернативной и дополнительной коммуникации в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Возможности социальной поддержки безработных людей с ограниченными возможностями

Использование электронных технологий в процессе развития интереса к познанию у детей с ограниченными возможностями здоровья

Обучение детей с комплексными нарушениями развития

Особенности творческого воображения у детей с задержкой психического развития

Проблемы физического и психического здоровья детей и подростков

Проблемы и особенности родителей детей с ОВЗ

Похожие статьи

Игра как средство развития воображения у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Особенности воспитания ребенка с ограниченными возможностями в семье

Проблемы родителей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями

Особенности применения графических средств альтернативной и дополнительной коммуникации в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Возможности социальной поддержки безработных людей с ограниченными возможностями

Использование электронных технологий в процессе развития интереса к познанию у детей с ограниченными возможностями здоровья

Обучение детей с комплексными нарушениями развития

Особенности творческого воображения у детей с задержкой психического развития

Проблемы физического и психического здоровья детей и подростков

Проблемы и особенности родителей детей с ОВЗ

Задать вопрос