Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (282) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 02.11.2019

Статья просмотрена: 832 раза

Библиографическое описание:

Сорокина, А. Р. Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей / А. Р. Сорокина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 44 (282). — С. 354-355. — URL: https://moluch.ru/archive/282/63579/ (дата обращения: 16.12.2024).



Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

В. А. Сухомлинский

Современные дети умело и быстро осваивают виртуальный мир. В то же время у них наблюдается снижение интереса к окружающему, в детском сознании стираются грани между красивым и безобразным, добром и злом.

Несомненно, основы развивающейся личности закладываются в детстве, и существует опасность, что общество в будущем может получить бездуховное поколение. Поэтому формирование творческой личности — одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Я считаю, что одним из эффективных средств для решения этой задачи — изобразительная деятельность. И она является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. На занятиях по изобразительной деятельности осуществляются задачи всестороннего развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности, нравственное воспитание. Изобразительная деятельность стимулирует творческий потенциал детей, а значит, развивает их художественно-творческие способности. Наша задача — сделать занятия занимательными. А цель проведения занимательных занятий — создать устойчивую мотивацию к художественно-творческой деятельности, стремление выразить свое отношение, настроение в образе. Все занятия сделать занимательными невозможно, и к этому стремиться бесполезно. Но внести элементы занимательности в каждое занятие воспитатель не только может, но и должен.

Занимательные занятия делятся на два типа: с традиционными изобразительными материалами и с материалами нестандартными, или нетрадиционными. Я решила остановиться на занятиях второго типа — с нетрадиционными материалами, а вернее, с использованием нетрадиционной техники рисования. На мой взгляд, именно нетрадиционные техники рисования создают на занятиях атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развивают инициативу, самостоятельность, создают эмоционально положительное отношение к деятельности.

17 октября 2013 года министром образования и науки Российской Федерации Д. В. Ливановым был подписан Приказ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», который вступил в силу с 01.01.2014 г. В данном документе выделено 5 образовательных областей, среди которых важное место занимает образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Таким образом, подчеркивается важность становления творческой индивидуальности каждого ребенка.

Для развития творческого мышления, активности, воображения как составляющих творческого потенциала личности в практике дошкольного художественного образования рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, демонстрирующие необычное сочетание материалов и инструментов. Несомненным достоинством таких техник является универсальность использования. Технология их выполнения интересна детям дошкольного возраста. Поэтому рассматриваемы техники, вводятся в практику дошкольного художественного образования с целью актуализации и развития их творческих возможностей как сущностной характеристики педагогической деятельности.

Художественно-эстетическое развитие ребенка — это процесс целенаправленного развития способности личности к полному восприятию и правильному пониманию прекрасного. Все виды художественной деятельности возникают в дошкольном детстве.

Художественно-эстетическое развитие предполагает:

  1. развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
  2. становление эстетического отношения к окружающему миру;
  3. формирование элементарных представлений о видах искусства;
  4. восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  5. стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  6. реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и пр.).

Развитие художественного творчества детей является основной задачей, стоящей перед педагогом при реализации данной образовательной области. Для её эффективного решения необходимо:

– обогащать восприятие детей художественными впечатлениями и способствовать эмоциональному (чувственному) постижению ребёнком окружающей его действительности;

– развивать воображение;

– целенаправленно формировать изобразительные умения и навыки.

Работа по обогащению восприятия детей художественными впечатлениями — сложная, многоплановая задача, которая может быть решена при условии, что педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения при взаимодействии с родителями наполнит жизнь детей красотой. Это и художественное оформление помещения детского сада, и красота природы на участке, и одежда сотрудников и детей, и украшение образовательного учреждения в праздники, и организация посещения детьми вместе с родителями выставок, музеев, и многое другое. При этом эффективность такой работы не определяется количеством проведённых мероприятий. Она зависит от систематичности и целенаправленности работы педагога и усилий родителей по накапливанию у детей эстетических впечатлений.

Образная природа искусства заложена в каждом предмете, в каждом явлении окружающей ребёнка действительности. И если педагог не игнорирует возможность приобщения детей к красивому и постоянно обращает их внимание на красоту природы, красивые предметы быта, произведения народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства, то он обязательно обогатит восприятие детей художественными впечатлениями и повлияет на чувственное постижение каждым ребёнком окружающей его действительности.

Данная тема меня очень увлекла и заинтересовала. Наблюдая за детьми, я заметила, что их все труднее становится заинтересовать. Меня очень удивило, что ребята не очень любят рисовать, боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют или у них не получится. Детям не хватает самостоятельности, воображения, уверенности. Аристотель отмечал: занятия рисованием и другими видами художественной деятельности способствуют разностороннему развитию ребенка, создают основу для полноценного общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние.

В процессе изобразительной деятельности решается также еще одна главная задача — подготовка руки к письму. Ученые придают большое значение мышечным ощущения руки и именно с ними связывают развитие двигательного центра речи. Доказано, что во время рисования развивается не только рука, но и речь ребенка. Рисование — действие, которое привлекает внимание и главное здесь «Я сам».

На занятиях важно давать свободный выбор материалов, и благодаря этому, становится понятно, кто чему отдает предпочтение, в какой технике ребенок чувствует себя уверенно, а в какой нет, что-то у ребенка еще не получается, в чем-то ему надо помочь. Чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. У детей появляется возможность использовать дополнительные средства, а не только гуашь, кисти, краски. У ребенка возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает творить, экспериментировать.

Не все педагоги осознают значимость проблемы развития творческой личности дошкольника. Не владеют приемами использования нетрадиционных техник рисования. На мой взгляд, их использование возможно и необходимо взять за основу для организации творческой деятельности воспитанников.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, изобразительная деятельность, нетрадиционная техника рисования, занятие, восприятие детей, дошкольное художественное образование, мой взгляд, образовательная область, художественная деятельность, эстетическое отношение.


Похожие статьи

Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей в условиях внедрения ФГОС ДО

Нетрадиционное рисование как средство развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей (из опыта работы)

Нетрадиционные техники рисования как арт-терапевтический метод на уроках изобразительного искусства

Синтез искусств как средство художественно-творческого развития дошкольников

Художественная фотография как средство воспитания эстетической культуры у подростков в условиях дополнительного образования

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Пластилинография как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Речевые игры как средство развития творческих способностей детей

Нетрадиционные техники рисования с детьми старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей в условиях внедрения ФГОС ДО

Нетрадиционное рисование как средство развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей (из опыта работы)

Нетрадиционные техники рисования как арт-терапевтический метод на уроках изобразительного искусства

Синтез искусств как средство художественно-творческого развития дошкольников

Художественная фотография как средство воспитания эстетической культуры у подростков в условиях дополнительного образования

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Пластилинография как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Речевые игры как средство развития творческих способностей детей

Нетрадиционные техники рисования с детьми старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста

Задать вопрос