Рисуем и развиваемся (о пользе рисования для детей дошкольного возраста) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (12) март 2018 г.

Дата публикации: 01.03.2018

Статья просмотрена: 12175 раз

Библиографическое описание:

Родина, Н. Н. Рисуем и развиваемся (о пользе рисования для детей дошкольного возраста) / Н. Н. Родина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 2 (12). — С. 29-33. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/87/3183/ (дата обращения: 25.11.2024).



Творчество является постоянным спутником детского развития. Лучшим средством для развития способности к творчеству является деятельность.

Л. С. Выготский

Детство — важнейший период человеческой жизни: яркий, самобытный, неповторимый. Детский мир особенный. Уникальность дошкольного периода заключается в том, что именно здесь закладываются основы всестороннего развития ребенка, раскрывается его творческий потенциал, формируются базовые представления детей.

Самым интересным и привлекательным занятием для дошкольников в этот период является рисование, потому что оно дает возможность детям передать свои впечатления об окружающей действительности в своих же рисунках. Этот процесс самовыражения вызывает у дошкольников чувство радости и удовольствия. Что они только не делают: разрисовывают ваши любимые обои карандашами, а шторы — красками, рисуют друг на друге фломастерами. Все это приносит детям великое счастье. Однако мы взрослые иногда бываем слишком суровы к такому проявлению творческого потенциала наших малышей, и с сожалением прощаемся с испорченными вещами. А ведь рисование оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка. По этой причине постарайтесь взять себя в руки и не ругайте ребенка за то, что его творчество выходит за рамки дозволенного. Помогите направить развитие его таланта в нужное русло.

От рисования малыш получает только пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса представлений об окружающем мире. Оно влияет на формирование активного словаря и связной речи у ребенка. Согласитесь, разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению речевого развития малыша. Приобщаясь к рисованию, ребенок учится наблюдать и различать красоту окружающего мира в красках. Например, в природе более ста оттенков зеленого цвета; ночь может быть не только темной — пугающей, но и лунной, волшебной. Золотая осень бывает восхитительно — красивой, а поздняя — холодной и унылой. О зиме можно сказать — холодная и сердитая или теплая, снежная, пушистая и многое другое.

В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определенными умениями. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на бумаге, лишь постепенно появляется мотивация к творчеству — желание получить результат, создать определенное изображение.

Формирование творческой личности — одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве.

Многие ученые, педагоги, психологи пробуют по — новому оценить традиционные подходы к развитию творчества у детей дошкольного возраста. Подобные поиски ведут к пересмотру знакомого и хорошо известного, помогают не останавливаться на уже достигнутом, «встряхивают» и обогащают. В результате поисков и открытий детская деятельность становится все более свободной, радостной и успешной.

«Основной путь развития личности детей — организация содержательных видов деятельности, наличие сотрудничества взрослого с детьми» (Л. А. Венгер).

Поистине удивительным феноменом детского периода жизни является игровая деятельность, посредством которой дошкольники познают окружающий мир, обучаются и развиваются. Особое внимание следует уделить непосредственной образовательной деятельности, которую с учетом возрастных особенностей дошкольников, провожу в сказочно-игровой форме. Методику работы с детьми я строю таким образом, чтобы, наряду с получением новых представлений, умений и навыков с помощью искусства и детской изобразительной деятельности, у ребенка формировались такие качества, как самостоятельность, инициативность, творческая активность, позволяющие самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности, исчезли закомплексованность и скованность.

Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Именно занятия по изобразительной деятельности подчинены в основном реализации творческих задач, ориентированных на самостоятельную работу детей, поиск нестандартных решений.

Что же включают в себя творческие способности? Они включают в себя такие качества ума, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т. д.

В этом мне помогает применение методов ТРИЗ — теория решения изобретательных задач. Она создана ученым — изобретателем Г. С. Альтшуллером и адаптирована к дошкольному возрасту, что позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Использование нетрадиционных форм работы, ставят дошкольника в позицию думающего человека. Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремление к новизне, развитие речи и творческого воображения. Основная задача использования ТРИЗ — технологии в дошкольном возрасте: заложить основы для развития творческой личности.

Чтобы занятия с детьми были интересными и нескучными, применяю разные методы ТРИЗ. Вот некоторые из них: мозговой штурм (генерация идей), где критика неприемлема; эмпатию — перевоплощение (предлагаю детям во что-то «превратиться» или слиться — камень, снежинку, ветер и т. д.), что требует огромной фантазии; метод фекальных объектов — это поиск новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов и т. д.

Моя работа с детьми предусматривает раскрытие и реализацию неисчерпаемых творческих возможностей детей через ознакомление, и применение ими нетрадиционных художественных техник рисования и повышение интереса детей к художественному творчеству. Разнообразие способов рисования, необычные методики изобразительной деятельности рождают у детей оригинальные идеи, развивают фантазию, воображение. Здесь нет жесткой заданности и строгого контроля, зато есть творческая свобода и подлинная радость. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей.

Экспериментирование в рисовании — основа творческих фантазий детей. А рисовать можно чем угодно: куском мела, угля, карандашом, фломастером, авторучкой, гуашью, акварелью, сангиной, пастелью, восковыми мелками, тушью, зубной щеткой, поролоном, пальцами, ладонью, палочкой, с помощью компьютера и даже лучом света! Всякое открытие чего — то нового, необычного принесут детям раскованность, радость и дадут толчок к творчеству. Рисование детей интуитивно. Воображение и фантазия — это важнейшая сторона жизни ребенка.Они не знают, как правильно и как неправильно. Они рисуют, как сами думают.

Нетрадиционные техники рисования, проводимые мною, вносят разнообразие в изобразительную деятельность и предоставляют ребенку большешансов длясамовыражения:«Рисование пальчиками и ладошкой», «Набрызг», «Кляксография», «Печатка», «Тампонирование», «Монотипия», «Рисунок жесткой кистью», «Цветные ниточки», «Рисование восковыми мелками», «Граттаж», «Рисунок на ткани», «Знакомая форма — новый образ» и многое другое. В целях развития воображения и творчества предлагаю детям изобразить: свое настроение, свою мечту, музыку, запах, себя, семью, друзей, что-то загадочное и волшебное (несуществующее животное, фантастическое растение и т. д.).

Художественное творчество в дошкольном возрасте — это создание ребенком субъективно нового, значимого для него продукта. Дошкольник — прирожденный исследователь. И тому подтверждение — их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решения в творческих поисках.

С целью подведения итога работы с детьми по художественно — эстетическому направлению и выявления уровня индивидуального развития воспитанников мною был составлен сценарий викторины «Юные художники». Дети двух команд с удовольствием отвечали на предлагаемые им вопросы и загадки, связанные с художественным творчеством. Например: 1. «С помощью, каких красок можно раскрасить весь мир?» 2. «Сколько у радуги цветов? (назовите их)»; 3. «На какие две группы делятся все цвета?» (теплые и холодные); 4. Загадки по жанрам живописи: пейзаж, портрет, натюрморт. 5. «Краски я на ней мешаю, получаю новый цвет. Не всегда она большая, но удобна, спору нет. С красками она дружна. Ну, скажите, кто она?» (Палитра). 6. «Как получить цвет для елки, огуречка и для травки у крылечка?» (дети смешивают краски для получения нужного цвета) и другие вопросы.

Творческие способности воспитанников развиваются не только на занятиях, но и в свободной деятельности. В основе самостоятельного творчества ребенка лежит экспериментирование и поисковаядеятельность. «Творческие занятия детей не могут быть ни обязательными, ни принудительными и могут возникнуть только из детских интересов» Л. С. Выготский.

Психологи утверждают, что 6–7 летний возраст — «золотой век» детского рисования. В это время дети уже достигают определенной зрелости и гармонично взаимодействуют в творчестве практический жизненный опыт общения с разными людьми и работы с разными материалами, опыт эмоциональной и интеллектуальной обработки. Набрав силу, детское рисование активно реализуется в 8–10 лет, совершенствуясь, усложняясь и расширяя свои тематические границы.

Детское рисование — оптимальная форма реализация личности ребенка, которое со временем отступит на второй план. По этой причине очень важно не упустить это время, и помочь ребенку осознать важность присутствия рисования в его жизни. Ведь одновременно с затуханием желания фантазировать у детей снижаются возможности творческого мышления, уменьшается интерес, как к искусству, так и творчеству. Творческое воображение у детей нуждается в непрерывном развитии, для достижения этой цели необходимо особое формирование и организация изобразительной деятельности. Говоря о проблеме творческих способностей детей, необходимо подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи.

Предлагаю несколько полезных советов для родителей, которые помогут развивать фантазию, воображение и творчество детей, сделают их воспоминания о детстве яркими и счастливыми: пускать солнечные зайчики; наблюдать, как прорастают семена; вместе скатиться с высокой ледяной горы; принести с мороза и поставить в воду ветку; смотреть на звезды; приготовить жженый сахар в ложке; заштриховывать монеты и листья, спрятанные под бумагой; делать извержение вулкана из лимонной кислоты и соды и т. д.

Большинство детей рисуют красками, и, конечно, это правильно. Но разве не интересно узнать, что получится, если рисовать кофейной гущей, ягодами, пластилином, даже пухом тополя или камыша, зубной щеткой, кусочком кирпича, малярной кистью, птичьим пером и т. д. Также дети очень любят печатать. И это так легко. Достаточно сложить бумажную салфетку в несколько слоев и смочить ее краской. Затем прижать к ней разные предметы и сделать отпечатки (катушки, пуговицы, ключи, кусочки морковки, печатки из картофеля и т. д.)

Что еще можно придумать? Разнообразие материалов, доступных для работы, ставит новые задачи и заставляет что-то придумывать, если рисовать на круглом (квадратном или треугольном) предмете или листе бумаги, то его форма заставляет каждый раз по-другому обдумывать будущий рисунок.

Можно сделать большое панно из обведенных рук всех членов семьи или отпечатков ног, которые очень удобно нарисовать на обратной стороне обоев, оставшихся после ремонта.

А вы пробовали рисовать водой? Фантазия детей безгранична. Брызгалкой из пластиковых бутылочек дети могут рисовать круги, овалы, простые и более сложные изображения: птиц, зверей, людей, машин и т. д. Но вода на асфальте быстро высыхает и рисунок исчезает. Добавьте в воду краску. В одну бутылочку — красную, в другую — желтую и так далее (можно использовать старую засохшую гуашь). Рисунки станут разноцветными и дольше сохранятся.

Все это еще раз подтверждает, что начало самостоятельного творчества ребенка лежит в стихийном экспериментировании и поисковой деятельности.

Исследовательское поведение является одним из важнейших условий развития интеллектуально — творческого потенциала детей.

«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», — утверждал В. А. Сухомлинский.

Чем разнообразнее, оригинальнее поисковая деятельность, тем больше возможностей получить в конечном итоге новый результат, а оригинальность — это показатель творчества.

Подведем итоги исделаем вывод: вчем польза рисования для детей:

– Ребенок в процессе изобразительной деятельности экспериментирует различными материалами для рисования, смешивает краски на палитре и получает новые цвета и оттенки, играет, и у него получается рисунок — конечный, видимый результат его деятельности;

– Занимаясь живописью, дети приобщаются к искусству и культуре;

– Учатся выражать в рисунках свои чувства и эмоции;

– Учатся распоряжаться своим временем, может занять себя рисованием;

– Развивается творческий подход, то есть изображение окружающего его мира (например, лета, осени) или одного объекта в разных вариантах;

– Совершенствуется воображение, пространственный интеллект;

– Занятия живописью — это очень важная подготовка к школе, рисование способствует развитию мелкой моторики;

– Воспитывается дисциплина, усидчивость;

– Развивается мышление, то есть ребенок обдумывает замысел своего рисунка;

– Ребенок учится вести диалогическую речь, объясняет, что он нарисовал, почему и т. д.;

– Ребенок учится сравнивать и обобщать;

– Занимаясь живописью, становится «Творцом мира». Он создает свой мир и это очень важно.

Взрослым необходимо поддерживать интерес ребенка крисованию, для этого нужно:

– Каждый рисунок оценивать позитивно;

– Показать интерес или восхищение рисунком (для маленького художника это важно);

– Хвалить творческие и интересные находки ребенка, а не его самого;

– Избегать критики и замечаний;

– Не заставлять, а заинтересовать его процессом рисования;

– Сравнивать рисунки и находить в них положительную динамику (с каждым разом рисунки все лучше и лучше);

– Развивать в детях наблюдательность, то есть вместе с детьми проводить наблюдения в природе (оттенки зелени, снега, неба, времен года и т. д.).

– Предоставлять ребенку возможность дома заниматься рисованием, лепкой. Для этого в каждой семье должен быть различный изобразительный материал: гуашь, карандаши, пастель, фломастеры, пластилин и т. д.

– Совместное творчество детей и родителей.

Каждый ребенок — это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее.

Дети от природы наделены яркими способностями, надо лишь постараться, как можно раньше, создать максимально благоприятные условия для их развития, подарить ребенку радость творчества, осознание авторского голоса. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». В. А. Сухомлинский. Помните, что развитее творчества обеспечивает успех вашего ребенка по жизни.

Литература:

  1. Альтшуллер, Г. С. Творчество как точная наука. Теория решения изобретательных задач. — 2004, 203с.
  2. Асмолкова, В., Чернова Т. Рисуем песком. Для старшего дошкольного возраста// Дошкольное воспитание.- 2013 — № 5 — с. 79.
  3. Белоскова, С. Коллективные композиции с использованием разных техник// Дошкольное воспитание.- 2013 — № 6 — с.65.
  4. Ваганова, Н. А. Изучение особенностей проявления творческого потенциала у старших дошкольников. // Одаренный ребенок. –2008. — № 5. — С. 36.
  5. Гин, С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов ДОУ. — 2010.
  6. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования. — М., 2007.
  7. Захарюта, Н. Современный подход к развитию творческой личности.// Дошкольное воспитание. — 2006. — № 3. — С. 21.
  8. Иванова, И. и др. «Музыка и краски». Старший дошкольный возраст.// Дошкольное воспитание. — 2013 — № 4. — с.55.
  9. Казакова, Р. Г. Занятия по рисованию с дошкольниками. Нетрадиционные техники.- М., 2008.
  10. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов. — М., Мозаика-Синтез, 2005.
  11. Корзун, А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. — Минск, 2000.
  12. Крылов, Е. Школа творческой личности. // Дошкольное воспитание. — 1997. — № 5. С. 44; № 10. — С. 28.
  13. Кудрявцев, В. Феномен детской креативности. // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 5. — С. 71.
  14. Лыкова, И. А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности. — М., 2009.
  15. Лыкова, И. А. Экспериментирование в детском художественном творчестве.– М., 2003.
  16. Новиковская, О. А. Ум на кончиках пальцев. — М., АСТ; СПб. Сова, 2006.
  17. Озерова, О. Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения. — Ростов на/Д., 2005.
  18. Прохорова, Л. Н. Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников. — М., 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, изобразительная деятельность, дошкольный возраст, окружающий мир, рисование, рисунок, творчество, детское рисование, краска, художественное творчество.
Задать вопрос