Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности (рисование) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №29 (133) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 28.12.2016

Статья просмотрена: 1038 раз

Библиографическое описание:

Пашнева, В. А. Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности (рисование) / В. А. Пашнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 591-595. — URL: https://moluch.ru/archive/133/37311/ (дата обращения: 16.12.2024).



Рисунок — это зеркало чувств, зрелости и развития личности.

К. Шейбли

В последние годы в системе дошкольного образования происходят кардинальные изменения, она совершенствуется и развивается. Вместе с тем, в функционировании и развитии дошкольного образования обозначился ряд проблем. В детском саду всестороннее гармоничное развитие личности ребёнка порой подменяется жёстким, интенсивным обучением, «натаскиванием» детей на определённый объём знаний. Налицо преувеличение роли интеллектуальной доминанты, нарушение прав ребёнка на всестороннее гармоничное развитие. Это приводит к тому, что в школу приходит ребёнок, имеющий низкий порог «школьной зрелости».

Сегодня, в XXI веке, общество предъявляет новые требования к образованию. На первый план выдвигается идея саморазвития личности, её готовности к самостоятельной деятельности. В современной общеобразовательной школе используются инновационные технологии, требующие от бывших выпускников ДОУ проявления познавательной и творческой активности на уроке, высокого уровня развития творческого воображения и самовыражения, т. е. сформированности общей культуры творческой личности. Меняются функции педагога. Теперь он уже не информатор, а организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия.

Опираясь на теорию JI. C.Выготского о культурно-историческом развитии психики, Д. И. Воробьёва выделяет изодеятельность как центральное звено и ведущее средство освоения культуры человечества: «Занятия по изодеятельности должны включать в сея такие показатели как: развитие любознательности — основы познавательной активности дошкольника; развитие способности самостоятельно решать творческие и другие задачи; развитие творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребёнка; развитие коммуникативности — способности общаться со взрослыми и сверстниками. При этом развитие навыков изобразительной деятельности отнюдь не является самоцелью и критерием развития» [6; 41].

Если в дошкольном возрасте эти базовые основания не реализуются и подменяются принудительным обучением, ребёнок становится пассивным и неспособным к саморазвитию.

К. Д. Ушинский писал: «Дитя... мыслит формами, красками, звуками, ощущениями» [6, 44]. Рисование, по его мнению, является одним из лучших средств развития наблюдательности, а вместе с тем и памяти, мышления, воображения.

На необходимость соблюдения единства познавательных и эстетических задач в процессе восприятия предметов и явлений окружающей действительности указывала в своих исследованиях Н. П. Сакулина. По мнению исследователей, формирование познавательной активности у детей означает формирование устойчивых интересов к изучаемому предмету, умения активно применять полученные знания в жизни.

В сферу познавательного интереса исследователи включают не только приобретаемые детьми знания, но и процесс овладения ими. Познавательный интерёс не созерцателен, а продуктивен. Он активизирует психические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействующее эмоциональному подъему, развитию творчества.

В работе с детьми по развитию познавательной и творческой активности ребёнка дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности нашего ДОУ используется идеальная модель взаимодействия педагога и ребёнка, которая привлекает свободой и радостью, умной радостью детского бытия — это «Школа освобождающего образования» Паулу Фрейре.

Главной идеей и целью педагогического опыта работы по данной теме считаю следующее: стремление помочь сформировать у ребёнка целостное и многогранное представление об окружающем мире в процессе работы над художественными образами средствами изобразительного искусства, используя универсальность и синкретизм последнего, гармоничное развитие психомоторных, художественных и интеллектуальных возможностей ребёнка в процессе доступной для его возраста деятельности.

Если в дошкольном возрасте эти базовые основания не реализуются и подменяются принудительным обучением, ребёнок становится пассивным и неспособным к саморазвитию.

К. Д. Ушинский писал: «Дитя... мыслит формами, красками, звуками, ощущениями» [6, 44]. Рисование, по его мнению, является одним из лучших средств развития наблюдательности, а вместе с тем и памяти, мышления, воображения.

На необходимость соблюдения единства познавательных и эстетических задач в процессе восприятия предметов и явлений окружающей действительности указывала в своих исследованиях Н. П. Сакулина. По мнению исследователей, формирование познавательной активности у детей означает формирование устойчивых интересов к изучаемому предмету, умения активно применять полученные знания в жизни.

В сферу познавательного интереса исследователи включают не только приобретаемые детьми знания, но и процесс овладения ими. Познавательный интерёс не созерцателен, а продуктивен. Он активизирует психические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействующее эмоциональному подъему, развитию творчества.

В работе с детьми по развитию познавательной и творческой активности ребёнка дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности нашего ДОУ используется идеальная модель взаимодействия педагога и ребёнка, которая привлекает свободой и радостью, умной радостью детского бытия — это «Школа освобождающего образования» Паулу Фрейре.

Главной идеей и целью педагогического опыта работы по данной теме считаю следующее: стремление помочь сформировать у ребёнка целостное и многогранное представление об окружающем мире в процессе работы над художественными образами средствами изобразительного искусства, используя универсальность и синкретизм последнего, гармоничное развитие психомоторных, художественных и интеллектуальных возможностей ребёнка в процессе доступной для его возраста деятельности.

Развитие творческого потенциала личности, способствующее яркому проявлению творческой активности ребёнка, осуществляется через следующие мероприятия: занятия по изодеятельности с использованием игровых технологий; индивидуальная работа с детьми с использованием коррекционной методики Е. А. Алябьевой; работа с одарёнными детьми на базе кружка по ИЗО «Юный художник» с использованием разработанной план — программы «Палитра фантазий», направленной на развитие воображения и образного мышления ребёнка дошкольного возраста; проведение подгрупповых игр — занятий, направленных на сенсомоторное развитие детей (логоритмические игры — занятия); работа с семьёй и взаимодействие с социокультурными учреждениями города, способствующая накоплению детьми знаний об окружающем мире через изобразительное искусство; проведение развлечений по изодеятельности для различных возрастных групп детей с использованием технологии ТРИЗ.

Передача и приумножение опыта творческой деятельности детей (самореализации личности ребёнка) осуществляется на занятиях с особой структурой — ребёнок последовательно проживает несколько этапов взаимодействия: с миром искусства, с детьми, с педагогом; с использованием синтеза трёх искусств (поэзия, музыка, живопись) и методов, направленных на эмоционально-творческое развитие личности ребёнка (метод одномоментности, метод контрастности и метод «подмастерья»).

Наши дети вступают в жизнь во время больших перемен, требующих инициативности и решительности, ответственности и образованности, гражданского мужества и самостоятельности.

Человек входит в мир. Когда начинается этот путь? Завершается ли он в определённом возрасте или длится до конца жизни? Как происходит этот процесс? Можно ли на него влиять? До каких пределов эти коррекции желательны? Чего от него ждём? В чём видим его предназначение? Нужно ли специально заботиться о формировании индивидуальности? Зачем так много дарований необходимо выявить в столь нежном возрасте? Ответ напрашивается сам: чтобы успешнее их развить, ничего не упустить, не прозевать. Ну а развивать задатки ребёнка до виртуозного уровня зачем? Вряд ли кто-нибудь сознается, что жаждет славы, известности, хочет давать интервью тележурналистам. Скорее всего непонятливому скептику ответим, что человек, чьё призвание определилось, действительно счастлив, он нужен людям, его ценят и любят. «Мы слишком долго занимались построением педагогических и методических систем, не считаясь с детьми, с их устремлениями, чувствами, тенденциями. Не считаясь с их личностью, самолюбием, стремлением к радости и успеху, — считает Амоношвили. Такая педагогика давления, встречающаяся, к сожалению, не только в некоторых семьях, но и в школе или детском саду должна быть окончательно преодолена.

С трёх до шести лет длится дошкольное детство, этап господства игровой деятельности. Пока ребёнок не играет, он в плену реальности, в которой находится. Игра открывает перед дошкольником всё расширяющийся внешний мир, делает его возможности практически безграничными. Игру недаром называют девятым валом детского развития. Играя, ребёнок легче запоминает, поймёт новый материал, проявит инициативу, раскроет свои внутренние резервы творческой личности». Поэтому разработанная система занятий по изобразительной деятельности (см. приложение «Палитра фантазий») максимально приближена к игре.

Ребёнку важно чувствовать, что все необходимые задатки для полноценного развития в нём есть, вы их видите, и пока недостаёт лишь терпения, настойчивости, смелости, навыков и умений.

Наука свидетельствует об огромных резервных возможностях человеческой психики, нераскрытых тайнах индивидуальности, невостребованных задатках, и наша задача — обнаружить их, дать толчок к проявлению познавательной и творческой инициативности ребёнка.

Система работы с детьми дошкольного возраста (5–7 лет) по развитию познавательной и творческой активности ребёнка на занятиях по рисованию и апробация план — программы по развитию творческого воображения и образного мышления «Палитра фантазий» в ДОУ (старший дошкольный возраст) способствовали более высокому уровню развития мыслительных операций у детей (подготовительные к школе группы): анализа, выделения общего и характерного, сравнения, уподобления, обобщения, т. е. тех операций, которые способствуют развитию когнитивных структур, определяемых психологами при оценке интеллектуального развития детей, степени их творческой и познавательной активности в жизни. Это выражалось в следующем:

– в умении увидеть в стандартной ситуации нестандартное решение, образ;

– в способности активизировать образы — представления, имеющиеся в опыте, соотнося их с поставленной задачей;

– в готовности увидеть общее в частном и частное в общем;

– активное использование модели, схемы для естественного освоения процесса изображения.

Положительный результат, наблюдаемый нами в развитии интеллекта, эмоций, способностей и личностных качеств детей, на наш взгляд определяется тем, что разработанный проект творческого развития ребёнка даёт педагогу основания для конструирования на предложенной основе вариативного содержания, наиболее приспособленного к условиям детского коллектива, конкретного ребёнка.

У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. Если ребёнок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление ему недоступно. А ведь именно через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность.

Вид деятельности. Рисование

Тема: «Стоит вполе домок-теремок»... (по ТРИЗ).

Программные задачи: закреплять знания детей о сказках. Развивать эмоционально-чувственную сферу и образное мышление дошкольников. Продолжать развивать детское изобразительное творчество, умения самостоятельно задумывать содержание рисунков. Побуждать детей к активному экспериментированию с цветом, помогать им добиваться наиболее выразительного решения и получать удовлетворение от полученного результата. Развивать фантазию, технические навыки работы различными изоматериалами.

Методы и приёмы:сюрпризный момент, психокинетическая разминка, беседа, игра — драматизация, пальчиковая гимнастика, использование ТСО, напоминание, индивидуальная помощь (словесная), анализ детских работ.

Материалы иоборудование: костюм «Бабушка Загадушка», панно «Страна сказок», шапочки к игре-драматизации «Теремок на новый лад», аудиозапись Э. Грига «Утро», … ,«Где водятся волшебники», альбомные листы бумаги, различный изобразительный материал (фломастеры, цветные восковые мелки, гелиевые ручки, акварельные краски, краска гуашь, кисти, розетки, салфетки для кистей.

Предварительная работа:чтение русских народных и зарубежных сказок, литературных сказок; проведение игр-драматизаций по русским народным сказкам, игры-занятия (подгрупповые) «Игры с кляксами» (монотипия), отгадывание загадок о сказках.

Ход занятия:

Звучит аудиозапись «Где водятся волшебники». Дети входят в зал, их встречает Бабушка Загадушка (педагог по ИЗО).

Бабушка Загадушка: Здравствуйте, мальчишки-шалунишки и девочки-вертелочки, здравствуйте, гости мои дорогие! Я — бабушка Загадушка, люблю загадки загадывать да сказки сказывать. А вы, ребятушки, любите сказки? Приятно это слышать. Ну-ка отгадайте мои загадки! /Педагог загадывает загадки о сказках/.

Бабушка Загадушка: Молодцы, ребятушки, все мои загадки отгадали! Скажите мне, дети, а что такое сказка? А что такое волшебство? Расскажите мне, какие удивительные превращения происходят в сказках? А какими ещё волшебными качествами обладают сказочные герои? Какими бывают сказки? Как много вы знаете о сказках, это очень приятно слышать, ребятушки! И я приглашаю вас в увлекательное путешествие в страну сказок.

/Звучит аудиозапись «Утро», педагог проводит психокинетическую разминку «В домике фей». Дети стоят в кругу, взявшись за руки и закрыв глаза(по системе Е. А. Алябьевой «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста». Творческий центр Сфера, М., 2004.)/.

Бабушка Загадушка: Вот мы и в стране Сказок. Все в этой стране сказочное и необычное: и небо, и горы, и леса, и моря, и цветы. Сейчас я поколдую над вами и вы превратитесь в героев различных сказок: «Раз, два, три в зверушку превратись!». /Педагог надевает на ребят шапочки с изображением зверей-героев сказок/. Теперь можно и в сказку отправиться и можно поиграть в неё.

/Проводится игра-драматизация «Стоит в поле теремок»...: в теремок приходят жить Муха (из сказки «Муха-Цекотуха» К.Чуковского), Мышка (из французской сказки «принцесса-мышка), Лягушка (из русской народной сказки «Царевна-лягушка»), Зайчик (из русской народной сказки «Заяц — хвастак»), Ежик (из сказки «Заяц и ёж»), Лиса (из русской народной сказки «Волк и лиса»), Волк (из русской народной сказки «Волк и семеро козлят»), Кабан-клыкан (из украинской народной сказки «Рукавичка»), Ворон (из французской народной сказки «Король-ворон»), Медведь (из русской народной сказки «Маша и медведь»)/.

Бабушка Загадушка: Ай — я — я! Вот беда, наш неуклюжий мишка разрушил терем-теремок. Как же нам помочь сказочным героям? Может вы сможете это сделать? /Детям предлагается стать художниками- архитекторами и создать эскиз домика для каждого сказочного героя/.

Знаменитый художник Тюбик из Солнечного города решил нам немного помочь — он приготовил для вас разнообразный изобразительный материал. Представьте себе, каким должен быть дом для вашего сказочного героя. Домик должен своим внешним видом подсказывать, чей это он, какого сказочного, героя.

/Педагог рассаживает детей за рабочие места, напоминает правила работы с определёнными изоматериалами, о различных техниках рисования (техника «по-сырому», техника «по-сухому» («тычком»), техника «художественного мазка», «кистевая техника» (по М.Парнах). Во время выполнения задания звучит песня «Где водятся волшебники»/.

Бабушка Загадушка: Какие чудесные эскизы у вас получились, ребятушки. Вы так старательно работали. Давайте разомнём ваши пальчики — труженики. /Проводится пальчиковая гимнастика «Здравствуй!»/:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю -

Всех я вас приветствую!

Пальцами правой руки по очереди здороваться с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

Бабушка Загадушка: Ребятушки, давайте разместим ваши домики на нашем панно «Стана сказок» и полюбуемся на ваших рук творения./Детские работы размешаются на панно, проводится анализ детских работ. Дети рассказывают, для кого построили домики/.

Литература:

1. Косминская В. Б. Теория и методика изобразительности в детском саду: Учебное пособие для студентов пед. институтов и специалистов / В. Д. Косминская, Е. И. Васильева, Р. Г. Казакова, Н. Б. Халезова, Л. Г. Юлдашев. — 2-е изд., перераб. и допол. — М.: Просвещение, 1985.

2. Ростовцев Н. Н. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия: учебное пособие для студентов художественно-граф. Факультета пединститутов / Н. Н. Ростовцев, С. Е. Игнатьев, Е. В. Шорохов. — М.: Просвещение, 1989.

3. Косминская В. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Учебное пособие для студентов пединститутов. — М.: Просвещение, 1981.

4. Галанов А. С. Занятия с дошкольниками изобразительному искусству /А. С. Галанов, С. Н. Корнилова, С. Л. Куликова. — М.: ТЦ Сфера, 2002.

5. Тюфанова И. В. Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников: пособие для воспитателей. — СПб.: Детство — Пресс, 2002.

6. Комарова Т. С. Программа эстетического воспитания детей 2–7 лет «Красота. Радость. Творчество». — 2-е изд., исправл. и дополн. — М.: Педагогическое общество России, 2002.

7. Комарова Т. С. Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе: метод.пособие / Т. С. Комарова, О. Ю. Зырянова. — 2-е изд., перераб. и дополн. — М.: Педагогическое общество России, 2002.

8. Шестаков К. А. Давайте рисовать: Учебное пособие / К. А. Шестаков. — 2-е изд., перераб. и дополн. — М.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1963.

9. Куревина О. А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста / О. А. Куревина. — М.: Линка — Пресс, 2003.

10. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников / Т. Г. Казакова. — М.: Педагогика, 1983.

11. Басина Н. Э. С кисточкой и музыкой в ладошке: практич.пособие / Н. Э. Басина, О. А. Суслова. — М.: Линка-Пресс, 1997.

12. Чумичёва P. M. Дошкольникам и живописи: практич. пособие / Р. М. Чумичёва. — М.: Просвещение, 1992.

13. Куренкова Р. А. Эстетика: учебник для студентов высших учебных заведений / Р. А. Куренкова. — М.: Владос — Пресс, 2004.

14. Законодательство Российской Федерации об образовании: базовые федеральные законы. — 3-е изд. — М.: ИФ образование в документах, 2002.

15. Кузин B. C. Основы обучения изобразительному искусству в образовательной школе: пособие для учителей / B. C.Кузин. — М.: Педагогика, 1972.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сказка, дошкольный возраст, изобразительная деятельность, бабушка, всестороннее гармоничное развитие, гармоничное развитие, главная идея, глубокое интеллектуальное удовлетворение, детский сад.


Похожие статьи

Использование нетрадиционных технологий в продуктивной деятельности с детьми дошкольного возраста с ОВЗ посредством сказкотерапии

Использование ТРИЗ-технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Использование ИКТ в рамках проекта по развитию речи детей раннего дошкольного возраста «Говорим с пеленок»

Использование нетрадиционных методов рисования в работе с детьми дошкольного возраста

Использование педагогом-психологом элементов сказкотерапии в работе с детьми ОВЗ, направленной на формирование экологической культуры дошкольников (из опыта работы)

Использование игровых технологий в формировании основ финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Использование оздоровительных методик в области развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе музыкальных занятий

Использование игровых технологий в работе с детьми с ОВЗ

Использование приемов наглядного моделирования в работе с ОНР у детей дошкольного возраста

Использование техники «батик» в ДОУ при работе с детьми старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Использование нетрадиционных технологий в продуктивной деятельности с детьми дошкольного возраста с ОВЗ посредством сказкотерапии

Использование ТРИЗ-технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Использование ИКТ в рамках проекта по развитию речи детей раннего дошкольного возраста «Говорим с пеленок»

Использование нетрадиционных методов рисования в работе с детьми дошкольного возраста

Использование педагогом-психологом элементов сказкотерапии в работе с детьми ОВЗ, направленной на формирование экологической культуры дошкольников (из опыта работы)

Использование игровых технологий в формировании основ финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Использование оздоровительных методик в области развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе музыкальных занятий

Использование игровых технологий в работе с детьми с ОВЗ

Использование приемов наглядного моделирования в работе с ОНР у детей дошкольного возраста

Использование техники «батик» в ДОУ при работе с детьми старшего дошкольного возраста

Задать вопрос