Полифункциональные игровые пособия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста
Авторы: Семенова Таисия Юрьевна, Ханбикова Олеся Раисовна, Исаева Ирина Юрьевна, Аверьянова Ангелина Дмитриевна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (44) июль 2021 г.
Дата публикации: 05.06.2021
Статья просмотрена: 789 раз
Библиографическое описание:
Семенова, Т. Ю. Полифункциональные игровые пособия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста / Т. Ю. Семенова, О. Р. Ханбикова, И. Ю. Исаева, А. Д. Аверьянова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 7 (44). — С. 15-16. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/201/6460/ (дата обращения: 16.12.2024).
Одним из основных направлений в работе воспитателя является развитие познавательных процессов детей, как средства успешного перехода к школьному обучению.
Ключевые слова: полифункциональные игры, формировать, развивать, закреплять.
Целью нашей работы является воспитание любознательного, творчески развитого, инициативного, с оптимальным уровнем развития познавательных процессов, умеющего самостоятельно добывать знания будущего первоклассника.
Главный метод работы в ДОО — это игра, а для современного ребенка более актуальны полифункциональные игры.
Особенности использования полифункциональных игровых пособий:
– Многофункциональность: обучают, развивают, развлекают;
– Применение таких игр в различных возрастных группах;
– Множество вариантов игровых заданий и упражнений как авторских, так и придуманных самостоятельно;
– Возможность развития и проявления детского творчества. [1]
В основу полифункциональных развивающих игр положены 3 принципа обучения: «от простого к сложному», «самостоятельно по способностям», «постепенность и систематичность».
Благодаря таким играм развиваются все познавательные процессы, мыслительные операции, формируются способности к конструированию и моделированию, математические способности, развиваются навыки культурного общения.
Игра № 1 «Воздушные шарики».
Цель: закрепить знания детей о цветах, путем подбора по образцу, расширять словарь, развивать коммуникативные навыки, внимание, память, слух, быстроту реакции.
Материал: карточки с изображением пяти цветных шаров в разной последовательности, картинка формата А4 с изображением детей, набор цветных шаров на липучках.
Игровые правила: правильно подобрать цвет и последовательность воздушного шарика.
Ход игры: Воспитатель рассказывает ребёнку, что воздушные шарики надо «привязать» к ниткам, в правильной последовательности как изображено на выбранной карточке, затем показывает, как это нужно сделать. После этого можно дать ребёнку возможность действовать самостоятельно, вмешиваясь только в том случае, если он ошибся.
Игра № 2 «Кто, где живет?»
Цель: формировать умения детей соотносить изображение животных с его местом обитания, правильно называя животное, развивать речь, логическое мышление.
Материал: карточки с изображением животных, картинка формата А4 с изображением места обитания животных.
Ход игры: В игре принимают участие один или двое. Дети ставят картинку с изображением животных на место обитания, объясняя свой выбор.
Игра № 3 «Сварим компот».
Цель: совершенствовать навыки счёта и знание цифр , закреплять названия ягод, умение пользоваться обобщающим словом «ягоды».
Материал: набор карточек ягоды, карточки образец, макет банки «компот».
Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку сварить компот, для этого необходимо использовать рецепт и в банку прикрепить ингредиенты строго по рецепту, иначе компот не получится.
Игра № 4 «Тяжёлое — легкое».
Цель: продолжать формировать умение сравнивать предметы по внешнему виду; рассуждать и обосновывать свой выбор; развивать внимание, наглядно — образную и словесно — логическую память, уметь четко излагать свои мысли.
Материал: набор карточек предметов,ламинированный лист-основа с изображением весов.
Ход игры: Ребенку в индивидуальном порядке воспитатель предлагает подбирать предметы по виду, объясняя свой выбор. Например, что больше весит холодильник или яйцо?
Игра № 5 «Развивай-ка»:
Рис. 1. Полифункциональная игра «Развивай-ка»
Цель: способствовать познавательному развитию детей, формировать элементарные математические представления, закреплять умение различать и называть цвета, решать примеры, развивать пространственно-логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику рук, закреплять умение считать предметы в прямом и обратном порядке, соотносить цифру и количество.
Материал: полотно с разноцветными крючками, ведерки с изображением геометрических фигур, на другой стороне цифры, капельки с примерами и без, декоративные камешки.
Ход игры:
1 вариант: Воспитатель предлагает ребенку взять ведерко с геометрической фигуркой, назвать ее цвет и повесить на крючок такого же цвета.
2 вариант: На доске вывешиваются ведерки с цифрами от 1 до 10. Перед ребенком выкладываются капли с примерами, он должен решить с помощью камешков решить пример и положить в то ведерко. На котором будет соответствующая сумма, например, 2+5=7 и ведерко под номером 7.
В выше перечисленных пособиях самое главное — это то, что ребята могут их использовать в свободной игровой деятельности по своему усмотрению, в соответствии со своим замыслом, сюжетом игры, в разных функциях, как им этого хочется, и как требует их внутреннее «Я«, проявляя инициативу, с удовольствием создавая игровые ситуации, перемещаясь с игрушкой по всей группе.
Применение в педагогическом процессе развивающих полифункциональных игр дает большие возможности и перспективы для развития интеллектуальных и творческих способностей детей.
Литература:
- Михайлова, З. А. Игровые задачи для дошкольников [Текст] / З. А. Михайлова. — СПб: Издательство «Детство-пресс», 2016 г.
- Предметно-развивающая среда детского сада в контексте ФГТ/под ред. Н. В. Микляевой, М,2013.
Ключевые слова
полифункциональные игры, формировать, развивать, закреплятьПохожие статьи
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством использования развивающих игр В. В. Воскобовича
Одно из главных направлений дошкольного образования — познавательное развитие. Поэтому задача педагогов ДОО — найти и создать наиболее приемлемые и доступные способы подачи информации для познавательной активности, развития любознательности, интеллек...
Дидактическая игра как средство развития детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования навыков безопасной жизнедеятельности
В данной публикации исследуются влияние дидактической игры в процессе привития детям старшего дошкольного возраста навыков безопасного жизнеобеспечения. В статье также освещаются преимущества такого вида обучения, дается анализ сути и понятия «дидакт...
Экономическое воспитание дошкольников при проведении интегрированных образовательных событий и дидактических игр
Статья посвящена экономическому воспитанию дошкольников в образовательной организации. Основными условиями являются организация образовательных событий и предметно-пространственной среды, позволяющих обогащать экономическим содержанием различные виды...
Предметно-пространственная среда группы как средство развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста
В статье описан опыт работы по внедрению в педагогический процесс детского сада теоретически обоснованных педагогических условий использования предметно-пространственной среды группы детского сада в развитии изобразительных навыков детей старшего дош...
Педагогические условия организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста в процессе игр с природными материалами
Статья посвящена изучению педагогических условий организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста через игры с природными материалами. Акцентируется внимание на важности сенсорного развития в дошкольном возрасте и роли природных ...
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры
В дошкольном возврате игра — основной вид детской деятельности, который ведет за собой качественные изменения в психике ребенка. Именно в игре происходят моменты тренировки социальной личности. Общее образование на первое место выводит идею развития ...
Игротерапия как метод коррекции речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Автор анализирует коррекционные возможности игровой терапии, как метода и формы обучения дошкольников. Детально представлен методический материал по организации и проведению логопедических занятий по преодолению речевых нарушений у детей с ЗПР посред...
Развитие одаренности у детей дошкольного возраста
В статье рассматривается проблема развития одаренности детей дошкольного возраста в системе образовательно-воспитательной деятельности. Автором изложены необходимые формы, методы и приемы обучения детей, направленные на развитие одаренности.
Дворовые игры как средство всестороннего развития личности детей старшего дошкольного возраста
В данной статье дается краткая характеристика дворовым играм и рассматривается вопрос о роли дворовых игр в развитии личности в разных сферах деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ООП ДО.
Педагогическое сопровождение развития познавательного интереса у дошкольников
Статья посвящена проблеме развития познавательного интереса у дошкольников в условиях современных требований ФГОС ДО.
Похожие статьи
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством использования развивающих игр В. В. Воскобовича
Одно из главных направлений дошкольного образования — познавательное развитие. Поэтому задача педагогов ДОО — найти и создать наиболее приемлемые и доступные способы подачи информации для познавательной активности, развития любознательности, интеллек...
Дидактическая игра как средство развития детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования навыков безопасной жизнедеятельности
В данной публикации исследуются влияние дидактической игры в процессе привития детям старшего дошкольного возраста навыков безопасного жизнеобеспечения. В статье также освещаются преимущества такого вида обучения, дается анализ сути и понятия «дидакт...
Экономическое воспитание дошкольников при проведении интегрированных образовательных событий и дидактических игр
Статья посвящена экономическому воспитанию дошкольников в образовательной организации. Основными условиями являются организация образовательных событий и предметно-пространственной среды, позволяющих обогащать экономическим содержанием различные виды...
Предметно-пространственная среда группы как средство развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста
В статье описан опыт работы по внедрению в педагогический процесс детского сада теоретически обоснованных педагогических условий использования предметно-пространственной среды группы детского сада в развитии изобразительных навыков детей старшего дош...
Педагогические условия организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста в процессе игр с природными материалами
Статья посвящена изучению педагогических условий организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста через игры с природными материалами. Акцентируется внимание на важности сенсорного развития в дошкольном возрасте и роли природных ...
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры
В дошкольном возврате игра — основной вид детской деятельности, который ведет за собой качественные изменения в психике ребенка. Именно в игре происходят моменты тренировки социальной личности. Общее образование на первое место выводит идею развития ...
Игротерапия как метод коррекции речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Автор анализирует коррекционные возможности игровой терапии, как метода и формы обучения дошкольников. Детально представлен методический материал по организации и проведению логопедических занятий по преодолению речевых нарушений у детей с ЗПР посред...
Развитие одаренности у детей дошкольного возраста
В статье рассматривается проблема развития одаренности детей дошкольного возраста в системе образовательно-воспитательной деятельности. Автором изложены необходимые формы, методы и приемы обучения детей, направленные на развитие одаренности.
Дворовые игры как средство всестороннего развития личности детей старшего дошкольного возраста
В данной статье дается краткая характеристика дворовым играм и рассматривается вопрос о роли дворовых игр в развитии личности в разных сферах деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ООП ДО.
Педагогическое сопровождение развития познавательного интереса у дошкольников
Статья посвящена проблеме развития познавательного интереса у дошкольников в условиях современных требований ФГОС ДО.