В статье авторы рассматривают не традиционный подход к образовательной деятельности в ДОУ.
Ключевые слова: игра, познавательно-игровой досуг, дети.
Игра является формой освоения мира и развития, формой учения, специфической для детей раннего и дошкольного возраста. В игре ребенок приобретает и перерабатывает знания о мире, развивает способности, учится решать проблемы, устанавливает социальные отношения и строит воображаемые миры [1, стр. 30]. Основываясь на такое понимание игры, мы ввели ее в образовательный процесс в форме познавательно-игровых досугов, которые помогают формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, к обществу детей и взрослых, формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности. Кроме того, проведение такой формы работы предоставляет большие возможности для самостоятельной игровой, художественной, трудовой деятельности, а также для развития индивидуальных творческих проявлений.
В процессе познавательно-игровых досугов: наблюдая за животными, путешествуя по странам, участвуя в олимпийских играх, играя и наслаждаясь движениями, дети приобретают привычку к здоровому образу жизни и овладевают основными когнитивными умениями: предсказывать последствия и умения, проверять результаты собственных действий или событий, управлять своей деятельностью, проверять реальность. Все это способствует всестороннему развитию малыша.
Так же в соответствии с программой «Вдохновение», которая рассматривает преодоление сугубо механистического подхода к двигательному развитию как важную задачу российского дошкольного образования, через проигрывание досугов мы решаем задачи и физического развития: совершенствуем основные психофизические качества: силу, ловкость, быстроту и основные виды движения: бег, ходьбу, ползание, лазание, прыжки.
Для того чтобы дети действительно получали знания и приобретали опыт, планирование познавательно-игровых досугов выстроено в соответствии с системой, которая позволяет усвоить детям материал в последовательности проигрывания, определяется общая тема и главная цель каждого досуга, которые проводятся в течение года. В течение учебного года проигрывается 36 познавательно-игровых досугов (1 раз в неделю). Свою работу на данном этапе мы выстроили в пяти блоках, в соответствии с интересом детей (по результатам детского совета).
Рис. 1. Тематические блоки
Представим некоторые темы досугов:
- БЛОК «Будем в армии служить, будем Родину любить!»
Цель: воспитание патриотических чувств, любви к родине, формирование морально- психологических качеств; воспитание дружеских чувств, умение работать в команде.
Познавательно-игровые досуги: «Мы — солдаты», «Защитники Родины», «Юнармейцы» и т. д.
Рис. 2. «Юнармейцы»
- БЛОК «Путешествие по странам и эпохам».
Цель: изучать традиции разных стран, познакомить с их природными условиями. Воспитание у детей интереса, уважение к культуре разных народов.
Познавательно-игровые досуги: «Моана на островах», «Путешествие в юрский период», «Пираты в поисках сокровищ» и т. д.
Рис. 3. «Пираты в поисках сокровищ»
- БЛОК «Дружно, смело, с оптимизмом — ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
Цель: формирование навыков здорового образа жизни; доставить детям чувство радости и веселья. Расширение представлений детей о значении для здоровья санитарно-гигиенических мероприятий, формировать представления о причине некоторых заболеваний, микробах.
Познавательно-игровые досуги: «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!», «Осторожно, микробы!», «Гигиена рук» и т. д.
Рис. 4. «Мое здоровье — мое богатство»
- БЛОК «Косплей» — популярное хобби, заключающееся в переодевании в костюмы и обыгрывании характера, пластики тела и мимики персонажей компьютерных игр, кинематографа, литературы, комиксов и т. д.
Познавательно-игровые досуги: «Космическая звезда Арианда», «Черепашки Ниндзя в поисках пиццы», «Разбойники ищут друзей», «Эльза и ее друзья в гостях у ребят», «Приключения Бэтмена и Спайдермена», «Космонавты на Марсе» и т. д.
Рис. 5. «Разбойники ищут друзей»
5. БЛОК «Учимся дружить» — цель: расширение знаний детей о том, что значит дружить, формирование навыков общения друг с другом, понимание понятие дружбы народов, воспитание интереса к физическим упражнениям.
Познавательно-игровые досуги: «Дружба крепкая не сломается», «Я, ты, он, она», «Дети добра» и т. д.
Рис. 6. «Я, ты, он, она»
По результатам мониторинга, мы пришли к выводу, что у детей в процессе активного участия в познавательно-игровых досугах развивается стремление к любознательности и познавательной мотивации, формируются познавательные поисково-практические действия, развивается воображение и творческая активность, формируются представления об окружающем мире во всем его многообразии. Расширяется двигательный опыт, импровизация с формами выражения художественного переживания музыки и поэзии, а также дети испытывают психологический комфорт и эмоциональное благополучие.
Рис. 7. Результаты диагностики
Литература:
- Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение»/ под ред. В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2019. — 336 с. — (Серия «Вдохновение»).