Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через организацию игровой деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Поварницына, Е. А. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через организацию игровой деятельности / Е. А. Поварницына, О. В. Ходарева, Е. М. Бочарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 12 (459). — С. 170-174. — URL: https://moluch.ru/archive/459/100903/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье авторы рассматривают не традиционный подход к образовательной деятельности в ДОУ.

Ключевые слова: игра, познавательно-игровой досуг, дети.

Игра является формой освоения мира и развития, формой учения, специфической для детей раннего и дошкольного возраста. В игре ребенок приобретает и перерабатывает знания о мире, развивает способности, учится решать проблемы, устанавливает социальные отношения и строит воображаемые миры [1, стр. 30]. Основываясь на такое понимание игры, мы ввели ее в образовательный процесс в форме познавательно-игровых досугов, которые помогают формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, к обществу детей и взрослых, формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности. Кроме того, проведение такой формы работы предоставляет большие возможности для самостоятельной игровой, художественной, трудовой деятельности, а также для развития индивидуальных творческих проявлений.

В процессе познавательно-игровых досугов: наблюдая за животными, путешествуя по странам, участвуя в олимпийских играх, играя и наслаждаясь движениями, дети приобретают привычку к здоровому образу жизни и овладевают основными когнитивными умениями: предсказывать последствия и умения, проверять результаты собственных действий или событий, управлять своей деятельностью, проверять реальность. Все это способствует всестороннему развитию малыша.

Так же в соответствии с программой «Вдохновение», которая рассматривает преодоление сугубо механистического подхода к двигательному развитию как важную задачу российского дошкольного образования, через проигрывание досугов мы решаем задачи и физического развития: совершенствуем основные психофизические качества: силу, ловкость, быстроту и основные виды движения: бег, ходьбу, ползание, лазание, прыжки.

Для того чтобы дети действительно получали знания и приобретали опыт, планирование познавательно-игровых досугов выстроено в соответствии с системой, которая позволяет усвоить детям материал в последовательности проигрывания, определяется общая тема и главная цель каждого досуга, которые проводятся в течение года. В течение учебного года проигрывается 36 познавательно-игровых досугов (1 раз в неделю). Свою работу на данном этапе мы выстроили в пяти блоках, в соответствии с интересом детей (по результатам детского совета).

Тематические блоки

Рис. 1. Тематические блоки

Представим некоторые темы досугов:

  1. БЛОК «Будем в армии служить, будем Родину любить!»

Цель: воспитание патриотических чувств, любви к родине, формирование морально- психологических качеств; воспитание дружеских чувств, умение работать в команде.

Познавательно-игровые досуги: «Мы — солдаты», «Защитники Родины», «Юнармейцы» и т. д.

«Юнармейцы»

Рис. 2. «Юнармейцы»

  1. БЛОК «Путешествие по странам и эпохам».

Цель: изучать традиции разных стран, познакомить с их природными условиями. Воспитание у детей интереса, уважение к культуре разных народов.

Познавательно-игровые досуги: «Моана на островах», «Путешествие в юрский период», «Пираты в поисках сокровищ» и т. д.

«Пираты в поисках сокровищ»

Рис. 3. «Пираты в поисках сокровищ»

  1. БЛОК «Дружно, смело, с оптимизмом — ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

Цель: формирование навыков здорового образа жизни; доставить детям чувство радости и веселья. Расширение представлений детей о значении для здоровья санитарно-гигиенических мероприятий, формировать представления о причине некоторых заболеваний, микробах.

Познавательно-игровые досуги: «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!», «Осторожно, микробы!», «Гигиена рук» и т. д.

«Мое здоровье — мое богатство»

Рис. 4. «Мое здоровье — мое богатство»

  1. БЛОК «Косплей» — популярное хобби, заключающееся в переодевании в костюмы и обыгрывании характера, пластики тела и мимики персонажей компьютерных игр, кинематографа, литературы, комиксов и т. д.

Познавательно-игровые досуги: «Космическая звезда Арианда», «Черепашки Ниндзя в поисках пиццы», «Разбойники ищут друзей», «Эльза и ее друзья в гостях у ребят», «Приключения Бэтмена и Спайдермена», «Космонавты на Марсе» и т. д.

«Разбойники ищут друзей»

Рис. 5. «Разбойники ищут друзей»

5. БЛОК «Учимся дружить» — цель: расширение знаний детей о том, что значит дружить, формирование навыков общения друг с другом, понимание понятие дружбы народов, воспитание интереса к физическим упражнениям.

Познавательно-игровые досуги: «Дружба крепкая не сломается», «Я, ты, он, она», «Дети добра» и т. д.

«Я, ты, он, она»

Рис. 6. «Я, ты, он, она»

По результатам мониторинга, мы пришли к выводу, что у детей в процессе активного участия в познавательно-игровых досугах развивается стремление к любознательности и познавательной мотивации, формируются познавательные поисково-практические действия, развивается воображение и творческая активность, формируются представления об окружающем мире во всем его многообразии. Расширяется двигательный опыт, импровизация с формами выражения художественного переживания музыки и поэзии, а также дети испытывают психологический комфорт и эмоциональное благополучие.

Результаты диагностики

Рис. 7. Результаты диагностики

Литература:

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение»/ под ред. В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2019. — 336 с. — (Серия «Вдохновение»).
Основные термины (генерируются автоматически): досуг, ребенок, БЛОК, друг, здоровый образ жизни, игра.


Ключевые слова

дети, игра, познавательно-игровой досуг

Похожие статьи

Использование дидактических игр в образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении

В статье дается анализ результатов опытно-экспериментального исследования по развитию познавательных интересов и формированию познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством специально организованной педагогической деятельности по р...

Игра как форма досуга младших школьников

В статье рассматривается досуг как форма организации игровой деятельности младших школьников. Проанализированы особенности игры на досуге, роль педагога в организации игровой деятельности детей младшего школьного возраста.

Региональный компонент в основной образовательной программе дошкольной образовательной организации

В статье дается анализ результатов опытно-экспериментального исследования по развитию познавательных интересов и формированию познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством специально организованной педагогической деятельности по р...

Использование музыкально-игровой деятельности как средство успешной социализации детей раннего дошкольного возраста

В статье авторы рассматривают вопросы успешной социализации детей раннего дошкольного возраста посредством включения в режимные моменты музыкально-игровой деятельности.

Инновационные технологии в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста: робототехника (из опыта работы)

В статье автор исследует методы работы на музыкальных занятиях в ДОУ.

Игровая деятельность в жизни дошкольника

В данной статье рассматривается роль игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста. Проанализирована психолого-педагогическая литература по данному вопросу, представлены различные варианты организации игровой деятельности с дошкольниками...

Педагогическое сопровождение развития познавательного интереса у дошкольников

Статья посвящена проблеме развития познавательного интереса у дошкольников в условиях современных требований ФГОС ДО.

Театрализованная деятельность с детьми дошкольного возраста

В статье автор представляет опыт работы развития коммуникативных навыков через театрализованную деятельность у детей старшего дошкольного возраста.

Организация игровой деятельности дошкольников

Игровая деятельность является существенной составляющей жизни детей в детском саду, одним из важных средств развития детей дошкольного возраста. Игра предоставляет каждому ребенку возможность реализовать свои потребности и интересы. [3]

Воспитание у детей дошкольного возраста интереса к историческому наследию своего края в социокультурной среде через игровой фольклор

В статье описывается опыт работы музыкального руководителя дошкольной образовательной организации по применению игрового фольклора в патриотическом воспитании дошкольников.

Похожие статьи

Использование дидактических игр в образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении

В статье дается анализ результатов опытно-экспериментального исследования по развитию познавательных интересов и формированию познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством специально организованной педагогической деятельности по р...

Игра как форма досуга младших школьников

В статье рассматривается досуг как форма организации игровой деятельности младших школьников. Проанализированы особенности игры на досуге, роль педагога в организации игровой деятельности детей младшего школьного возраста.

Региональный компонент в основной образовательной программе дошкольной образовательной организации

В статье дается анализ результатов опытно-экспериментального исследования по развитию познавательных интересов и формированию познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством специально организованной педагогической деятельности по р...

Использование музыкально-игровой деятельности как средство успешной социализации детей раннего дошкольного возраста

В статье авторы рассматривают вопросы успешной социализации детей раннего дошкольного возраста посредством включения в режимные моменты музыкально-игровой деятельности.

Инновационные технологии в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста: робототехника (из опыта работы)

В статье автор исследует методы работы на музыкальных занятиях в ДОУ.

Игровая деятельность в жизни дошкольника

В данной статье рассматривается роль игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста. Проанализирована психолого-педагогическая литература по данному вопросу, представлены различные варианты организации игровой деятельности с дошкольниками...

Педагогическое сопровождение развития познавательного интереса у дошкольников

Статья посвящена проблеме развития познавательного интереса у дошкольников в условиях современных требований ФГОС ДО.

Театрализованная деятельность с детьми дошкольного возраста

В статье автор представляет опыт работы развития коммуникативных навыков через театрализованную деятельность у детей старшего дошкольного возраста.

Организация игровой деятельности дошкольников

Игровая деятельность является существенной составляющей жизни детей в детском саду, одним из важных средств развития детей дошкольного возраста. Игра предоставляет каждому ребенку возможность реализовать свои потребности и интересы. [3]

Воспитание у детей дошкольного возраста интереса к историческому наследию своего края в социокультурной среде через игровой фольклор

В статье описывается опыт работы музыкального руководителя дошкольной образовательной организации по применению игрового фольклора в патриотическом воспитании дошкольников.

Задать вопрос