Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста через внедрение развивающих игр В. В. Воскобовича в образовательное пространство ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (279) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 11.10.2019

Статья просмотрена: 854 раза

Библиографическое описание:

Чехлыстова, Т. В. Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста через внедрение развивающих игр В. В. Воскобовича в образовательное пространство ДОУ / Т. В. Чехлыстова, В. В. Лесунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 41 (279). — С. 267-269. — URL: https://moluch.ru/archive/279/62922/ (дата обращения: 15.11.2024).



Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает, для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость, каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Найти на них ответы детям помогает игра, поскольку для дошкольников она является ведущим видом деятельности.

Наблюдая за детьми, педагог отметил, что дети очень редко проявляют инициативность и самостоятельность в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях, проявляют отрицательные эмоции (огорчение, раздражение). Очевидно, что наиболее важным в познавательном развитии ребенка являются не просто обогащение его представлений об окружающем, а развитие инициативы и познавательной активности, что в большей степени дает детям игровая деятельность.

Полученные данные побудили более глубоко заняться обозначенной проблемой. Поиск эффективных технологий развития познавательной активности у детей привел педагога к мысли об использовании возможностей игровой деятельности по технологии В. В. Воскобовича и необходимости внедрения данной методики в образовательное пространство ДОУ.

Для этого педагог посетила форум «Педагоги России» в городе Белгород, где познакомилась с игровой методикой «Сказочные лабиринты игры», так же приняла участие в обсуждении особенностей этой игровой практики вместе с автором этой технологии.

«Сказочные лабиринты игры» обладают такими особенностями, как полифункциональность, вариативность, мобильность, решает такие образовательные задачи, как развитие умений включаться в коллективную игровую ситуацию, обсуждать ее ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместный результаты познания. Дошкольники в процессе использования игрового материала по технологии В. В. Воскобовича совершенствуют познавательные умения, формируют способности использовать вариативные способы сравнения с опорой на систему сенсорных эталонов, а сказочность, присущая методическому инструментарию данной технологии, позволяющая дошкольникам совместно с героями побывать в различных ситуациях, способствует развитию познавательного интереса детей.

Главная отличительная особенность игр Воскобовича — образность и универсальность. Игра интригует, мобилизует внимание и интерес ребенка, втягивая его в процесс решения.

В процессе работы по технологии В. В. Воскобовича в группе появился игровой комплект коврограф «Ларчик», способствущий проведению комплексной работы по развитию у детей психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, речи), осуществлению целенаправленного сенсорного развития (цвет, форма, величина), логико-математического развития ребенка (классификация, сериация, пространственные отношения и т. д.), ознакомлению с окружающим миром.

Дети с удовольствием выполняют задания на коврографе, получают положительные эмоции при решении поставленной задачи. При неудачном выполнении задания ребёнок всегда может исправить свои недочеты, что способствует «ситуации успеха».

Игровой комплект «Ларчик» развивает самостоятельность каждого ребёнка, самоконтроль и умение индивидуально усваивать новый материал.

Особый интерес вызвала у воспитанников развивающая игра «Прозрачный квадрат», который способствует успешному освоению детьми эталонов формы. Выполняя игровые задания, воспитанники закрепляют счёт, знакомятся с пространственными отношениями и величиной. Составление одной фигуры из нескольких помогает понять ребёнку соотношение целого и части.

Сказка «Нетающие Льдинки Озера Айс», входящая в методический инструментарий технологии, знакомит детей с новыми сказочными героями и способствует решению различных интеллектуальных задач.

Использование конструктора «Геоконт» позволяет закрепить знания детей об основных цветах, упрощает знакомство с координатной системой, способствует развитию творческой фантазии детей.

Наличие нескольких комплектов конструктора позволяет подбирать игровые задания, исходя из индивидуальных особенностей ребёнка.

Во время работы по внедрению игровой технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в образовательное пространство ДОУ осуществлялось взаимодействие с родителями (законными представителями), использовались различные формы взаимодействия: консультации, родительское собрание, беседы, видеосалон, мастер-класс;

были разработаны буклеты, листовки для родителей по знакомству с развивающими играми В. В. Воскобовича и применением их в домашних условиях.

Во время проведения мастер-класса родителями приобретаются практические навыки пользования данными игровыми пособиями и понимание, что игра не только средство развлечения, но и развития.

Игры по методическому инструментарию технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» вызывают у воспитанников неподдельный интерес, помогают детям учиться видеть и определять проблему, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, делать определенные умозаключения и выводы.

Таким образом, внедрение развивающих игр В. В. Воскобовича в образовательное пространство ДОУ позволяет решать ряд образовательных задач, успешно формируя познавательную активность у детей дошкольного возраста.

Литература:

  1. Кудинова, Л. С. Теоретические основы формирования познавательной активности детей дошкольного возраста средствами игровых технологий / Л. С. Кудинова // Вестн. Тамбов. ун-та, Сер. Гуманитар. науки. — 2009. — № 6. — С. 213–216.
  2. Михайлова, З. А. Образовательная область Познавательное развитие [Текст]: учебно — методич. пособие / З. А. Михайлова [и др.] — СПб.: Детство-Пресс, 2016. — 304с.
  3. Вакуленко, Л.С. методические рекомендации к игровому комплекту Ларчик и к игровому комплекту Миниларчик [Текст]: учебно-методич. пособие / Л. С. Вакуленко [и др.] — СПб.: ООО РИВ, 2016–93 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, образовательное пространство, познавательная активность, игра, игровая деятельность, игровой комплект, методический инструментарий технологии.


Похожие статьи

Внедрение развивающих игр В. В. Воскобовича в воспитательно-образовательный процесс ДОУ

Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в педагогическом процессе с детьми дошкольного возраста

Применение развивающих игр В.В. Воскобовича в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Развивающие игры В.Воскобовича как средство формирования познавательной компетентности детей дошкольного возраста

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников через технологию детского экспериментирования

Применение развивающих игр В. В. Воскобовича в речевом развитии дошкольников

Использование методических пособий и технологий В. В. Воскобовича для развития социализации и познавательной деятельности дошкольников

Формирование инициативы и самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста через речевое развитие, методом проектной деятельности

Развитие уверенности в себе у детей дошкольного возраста посредством развивающих игр В. В. Воскобовича

Формирование представлений по пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности квест-игр

Похожие статьи

Внедрение развивающих игр В. В. Воскобовича в воспитательно-образовательный процесс ДОУ

Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в педагогическом процессе с детьми дошкольного возраста

Применение развивающих игр В.В. Воскобовича в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Развивающие игры В.Воскобовича как средство формирования познавательной компетентности детей дошкольного возраста

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников через технологию детского экспериментирования

Применение развивающих игр В. В. Воскобовича в речевом развитии дошкольников

Использование методических пособий и технологий В. В. Воскобовича для развития социализации и познавательной деятельности дошкольников

Формирование инициативы и самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста через речевое развитие, методом проектной деятельности

Развитие уверенности в себе у детей дошкольного возраста посредством развивающих игр В. В. Воскобовича

Формирование представлений по пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности квест-игр

Задать вопрос