Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Игровые технологии

4. Дошкольная педагогика
14.07.2014
1435
Поделиться
Библиографическое описание
Волкова, Т. И. Игровые технологии / Т. И. Волкова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Т. 0. — Казань : Бук, 2014. — С. 58-60. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6048/.

Игровое обучение отличается от других педагогических технологий:

1.      Игра хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для ребенка.

2.      В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры.

3.      Мотивационная деятельность по отношению к познавательной деятельности она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, устремленность и воображение.

4.      Позволяет не только передавать знания, навыки и умения, но и оказывать на детей воспитательное воздействие.

5.      Игровое обучение чаще всего это коллективная, подгрупповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный характер (в качестве соперника может выступать не только др. ребенок, но и он сам — преодоление себя, своего результата).

6.      В игре — участника устраивает любой приз, чаще всего моральный (поощрение, широкое объявление результата) и психологический (самоутверждение, подтверждение самооценки).

Игровая технология интеллектуально- творческого развития детей дошкольного возраста «сказочные лабиринты игры».

Игровая технология В.Воскобовича построена на использовании большого количества развивающих игр, направленных на различные аспекты детского развития: сенсорного, интеллектуального, математического, конструктивного, творческого и речевого.

Основные принципы технологии:

-        игровая основа (игра + сказка)

-        открытость — можно сочетать с др. играми

-        интеллект- развитие психических процессов внимания, памяти, воображения, мышления и речи

-        творчество- игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей

-        развивающая среда — фиолетовый лес, в котором сказочные персонажи.

1 этап — ребенок при помощи обследовательских действий знакомится с цветом, формой, величиной и усваивает некоторые представления.

2 этап — с помощью образа запоминает понятия и символы.

3 этап — знакомство с закономерностями, принципами взаимодействия(увеличение, сложение, трансформация), планирование своих действий.

Через игры интегративно осуществляется предматематическая подготовка дошкольников, ознакомление с окружающим миром, развивается речь, изобразительные умения и навыки.

Задачи игровой технологии:

1.      развитие сенсорных способностей

-        дети знакомятся с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина) и действуют с ними.

2.      развитие интеллектуальных способностей

-        по принципу усложнения от простого к сложному

-        развивается мелкая моторика руки (ребенок манипулирует с деталями игр, может их обвести карандашом, раскрасить или заштриховать изображение)

-        обучается обследованию предметов

-        игры с правилами — дети должны осмыслить и запомнить правила в каждой игре

-        развивается логическое мышление и все умственные действия (анализ, осмысление, синтез, внимание)

3.      Развитие творческих способностей

-        развивается воображение

-        в играх проходят различные виды конструирования (по образцу, по условиям, по замыслу)

4.      Развитие математических способностей

-        через игры ребенок усваивает геометрические представления

-        пространственные представления

-        формируется понятие о числе

-        развивается представление об арифметических действиях, обучение счету

-        дети учатся выполнять графические диктанты

5.      Речевое развитие дошкольника

-        через игры проходит подготовка детей к обучению чтению

-        дети знакомятся с интересными сказками, стихами

-        развитие связной речи, когда ребенок придумывает интересные предложения, рассказы о сконструированном предмете, герое.

Особенности игр В.Воскобовича:

-        Широкий возрастной диапозон от 3лет до 7лет и даже для учеников средней школы. Многообразие и различная степень сложности развивающих игр позволяет учитывать возрастные особенности детей, их склонности, возможности, уровень подготовки. Это возможно, потому что, в играх есть как упражнения в одно-два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей (в любом возрасте в начале предлагаем игры для детей более младшего возр.)

-        многофункциональность- с помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя ребенок осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму, размер; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память и воображение.

-        Конструктивные элементы — дети знакомятся с разными элементами в процессе игр

-        Универсальность игр в том, что их можно использовать в процессе работы по разным образовательным программам.

-        Творческий потенциал игр: с какой игрой ребенок дольше всего играет? Конечно, с той, которая дает ему возможность воплощать «задумки» в действительность. Сколько интересного можно придумать и сделать из деталей «чудо — головоломок», разноцветных паутинок «геоконта», «квадрата Воскобовича»: машины, самолеты, корабли, рыцари и принцессы, бабочки и др. животные- целый сказочный мир. Игры дают возможность проявлять творчество.

-        Сказочный сюжет- интерес детей к сказкам — это дополнительная мотивация и модель опосредованного обучения. Ребенок с удовольствием играет не с квадратом, треугольником и трапецией, а с Нетающими льдинками озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка.

Новое, необычное и нестандартное всегда привлекает внимание детей и лучше запоминается.

Система усложняющихся вопросов, творческие задания в играх позволяют использовать их развивающие возможности, а включение вопросов в сказочный сюжет помогает заинтересовать детей и повышает его познавательную активность.

«Геоконт»- знакомит детей с миром геометрии (луч, отрезок, квадрат, прямой и острый угол). Буквы на игре помогают запомнить цвета радуги. Конструирование по схемам и решение поисковых задач развивает мышление, внимание, память, воображение и мелкую моторику пальцев.

«Игровой квадрат»- 2х и 4х цветный. В этой игре развивается не только мелкая моторика пальцев, но и пространственное и логическое мышление, внимание, память и воображение. Незаметно для себя ребенок запоминает геометрические фигуры, их размер и структуру.

«Прозрачный квадрат»- в этой игре кроме закрепления представлений о геометрических фигурах, еще детьми усваивается соотношение целого и части, структура геометр.фигур, такие свойства, как прозрачность и гибкость.

«Чудо-крестики»1,2,3 — это восприятие цвета, формы, величины; совершенствование внимания, мышления, памяти и воображения; развитие творческих способностей.

«Шнур-затейник»- это оригинальный конструктор, который эффективно тренирует пальцевую и кистевую моторику руки ребенка. Ребенку приходится рисовать дорожки и писать слова не карандашом, а шнурком. В игре развивается умение ориентироваться на плоскости, выполнять узоры по схеме, писать цифры, буквы и слова.

«Математические корзинки»- здесь у детей совершенствуется представление о составе числа, идет подготовка к решению примеров на сложение и вычитание.

Другие игры также интересны и познавательны.

Литература:

1.      А. Ветлугиной «Музыкально-дидактические игры, развивающие чувственное восприятие музыки»;

2.      Выготский Л. С. Педагогическая психология

3.      Журнал «Дошкольное воспитание» 2004г№ 9

4.      Журнал «Ребёнок в детском саду» 2007№ 5

5.      Недежда Ехевич «Развивающие игры для детей» А. И. Максаков, Г. А. Тумакова «Учите, играя»

6.      Е.Н Панова «Дидактические игры — занятия в ДОУ»

7.      А. В. Печерога «Развивающие игры для дошкольников»

8.      И. А. Тышкевич «Сборник дидактических игр»

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный