Игровые технологии
Автор: Волкова Татьяна Ивановна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 14.07.2014
Статья просмотрена: 1420 раз
Библиографическое описание:
Волкова, Т. И. Игровые технологии / Т. И. Волкова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Т. 0. — Казань : Бук, 2014. — С. 58-60. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6048/ (дата обращения: 16.11.2024).
Игровое обучение отличается от других педагогических технологий:
1. Игра хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для ребенка.
2. В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры.
3. Мотивационная деятельность по отношению к познавательной деятельности она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, устремленность и воображение.
4. Позволяет не только передавать знания, навыки и умения, но и оказывать на детей воспитательное воздействие.
5. Игровое обучение чаще всего это коллективная, подгрупповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный характер (в качестве соперника может выступать не только др. ребенок, но и он сам — преодоление себя, своего результата).
6. В игре — участника устраивает любой приз, чаще всего моральный (поощрение, широкое объявление результата) и психологический (самоутверждение, подтверждение самооценки).
Игровая технология интеллектуально- творческого развития детей дошкольного возраста «сказочные лабиринты игры».
Игровая технология В.Воскобовича построена на использовании большого количества развивающих игр, направленных на различные аспекты детского развития: сенсорного, интеллектуального, математического, конструктивного, творческого и речевого.
Основные принципы технологии:
- игровая основа (игра + сказка)
- открытость — можно сочетать с др. играми
- интеллект- развитие психических процессов внимания, памяти, воображения, мышления и речи
- творчество- игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей
- развивающая среда — фиолетовый лес, в котором сказочные персонажи.
1 этап — ребенок при помощи обследовательских действий знакомится с цветом, формой, величиной и усваивает некоторые представления.
2 этап — с помощью образа запоминает понятия и символы.
3 этап — знакомство с закономерностями, принципами взаимодействия(увеличение, сложение, трансформация), планирование своих действий.
Через игры интегративно осуществляется предматематическая подготовка дошкольников, ознакомление с окружающим миром, развивается речь, изобразительные умения и навыки.
Задачи игровой технологии:
1. развитие сенсорных способностей
- дети знакомятся с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина) и действуют с ними.
2. развитие интеллектуальных способностей
- по принципу усложнения от простого к сложному
- развивается мелкая моторика руки (ребенок манипулирует с деталями игр, может их обвести карандашом, раскрасить или заштриховать изображение)
- обучается обследованию предметов
- игры с правилами — дети должны осмыслить и запомнить правила в каждой игре
- развивается логическое мышление и все умственные действия (анализ, осмысление, синтез, внимание)
3. Развитие творческих способностей
- развивается воображение
- в играх проходят различные виды конструирования (по образцу, по условиям, по замыслу)
4. Развитие математических способностей
- через игры ребенок усваивает геометрические представления
- пространственные представления
- формируется понятие о числе
- развивается представление об арифметических действиях, обучение счету
- дети учатся выполнять графические диктанты
5. Речевое развитие дошкольника
- через игры проходит подготовка детей к обучению чтению
- дети знакомятся с интересными сказками, стихами
- развитие связной речи, когда ребенок придумывает интересные предложения, рассказы о сконструированном предмете, герое.
Особенности игр В.Воскобовича:
- Широкий возрастной диапозон от 3лет до 7лет и даже для учеников средней школы. Многообразие и различная степень сложности развивающих игр позволяет учитывать возрастные особенности детей, их склонности, возможности, уровень подготовки. Это возможно, потому что, в играх есть как упражнения в одно-два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей (в любом возрасте в начале предлагаем игры для детей более младшего возр.)
- многофункциональность- с помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя ребенок осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму, размер; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память и воображение.
- Конструктивные элементы — дети знакомятся с разными элементами в процессе игр
- Универсальность игр в том, что их можно использовать в процессе работы по разным образовательным программам.
- Творческий потенциал игр: с какой игрой ребенок дольше всего играет? Конечно, с той, которая дает ему возможность воплощать «задумки» в действительность. Сколько интересного можно придумать и сделать из деталей «чудо — головоломок», разноцветных паутинок «геоконта», «квадрата Воскобовича»: машины, самолеты, корабли, рыцари и принцессы, бабочки и др. животные- целый сказочный мир. Игры дают возможность проявлять творчество.
- Сказочный сюжет- интерес детей к сказкам — это дополнительная мотивация и модель опосредованного обучения. Ребенок с удовольствием играет не с квадратом, треугольником и трапецией, а с Нетающими льдинками озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка.
Новое, необычное и нестандартное всегда привлекает внимание детей и лучше запоминается.
Система усложняющихся вопросов, творческие задания в играх позволяют использовать их развивающие возможности, а включение вопросов в сказочный сюжет помогает заинтересовать детей и повышает его познавательную активность.
«Геоконт»- знакомит детей с миром геометрии (луч, отрезок, квадрат, прямой и острый угол). Буквы на игре помогают запомнить цвета радуги. Конструирование по схемам и решение поисковых задач развивает мышление, внимание, память, воображение и мелкую моторику пальцев.
«Игровой квадрат»- 2х и 4х цветный. В этой игре развивается не только мелкая моторика пальцев, но и пространственное и логическое мышление, внимание, память и воображение. Незаметно для себя ребенок запоминает геометрические фигуры, их размер и структуру.
«Прозрачный квадрат»- в этой игре кроме закрепления представлений о геометрических фигурах, еще детьми усваивается соотношение целого и части, структура геометр.фигур, такие свойства, как прозрачность и гибкость.
«Чудо-крестики»1,2,3 — это восприятие цвета, формы, величины; совершенствование внимания, мышления, памяти и воображения; развитие творческих способностей.
«Шнур-затейник»- это оригинальный конструктор, который эффективно тренирует пальцевую и кистевую моторику руки ребенка. Ребенку приходится рисовать дорожки и писать слова не карандашом, а шнурком. В игре развивается умение ориентироваться на плоскости, выполнять узоры по схеме, писать цифры, буквы и слова.
«Математические корзинки»- здесь у детей совершенствуется представление о составе числа, идет подготовка к решению примеров на сложение и вычитание.
Другие игры также интересны и познавательны.
Литература:
1. А. Ветлугиной «Музыкально-дидактические игры, развивающие чувственное восприятие музыки»;
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология
3. Журнал «Дошкольное воспитание» 2004г№ 9
4. Журнал «Ребёнок в детском саду» 2007№ 5
5. Недежда Ехевич «Развивающие игры для детей» А. И. Максаков, Г. А. Тумакова «Учите, играя»
6. Е.Н Панова «Дидактические игры — занятия в ДОУ»
7. А. В. Печерога «Развивающие игры для дошкольников»
8. И. А. Тышкевич «Сборник дидактических игр»