Обучение, будучи двусторонним процессом, является многостадийным, требующим высокой организационной деятельности от преподавателя и вовлеченности студентов. Именно от работы первого зависит заинтересованность вторых учебным процессом. Исходя из этого, с полной уверенностью можно сказать, что активная деятельность педагога есть залог высокого результата воспитанников [1].
Итак, метод обучения — это способ, который является связующим звеном в образовательной среде. Чем более прогрессивнее метод, тем лучше качество.
Самое время систематизировать те или иные методы обучения. Повсеместно их делят на два вида:
- традиционно активные;
- информационные [2].
С традиционными методами каждый из нас хорошо знаком. Его составляющая основа — это курсы лекций и практических заданий, куда включены заранее подготовленные блоки тем, подтем. Как правило, лекции состоят из монолога преподавателя, главная цель которого в устной форме «доставить» информацию до своего слушателя-студента.
В. П. Беспалько дал четкую классификацию ранее упомянутому методу так:
- узнавание терминов, объектов их смысловое и тождественное значение;
- воспроизведение, т. е. применение для исполнения действия;
- применение, т. е. употребление для нового действия;
- творчество, т. е. самостоятельное применение в тех или иных ситуациях [3].
Становится вполне очевидно, что для выполнения 3 и 4 пункта требуется применение активных видов технологий.
Технология активного обучения (ТАО) вовлекают в образовательный процесс всех участников, так как от деятельности одного зависит результат всех.
Типы активного метода обучения:
- игровое;
- проблемное;
- эвристическое;
- программированное;
- знаково-контекстное обучение;
- интерактивное.
- технология сотрудничества;
- учение через обучение [5].
Перечисленные типы являются хорошо изученными и примененными в практике, поэтому остановимся только на некоторых. Весьма интересным является «учение через обучение» [4,6].
Учение через обучение-метод, при котором студенты сами проводят урок. Такая практика позволяет в полной мере влиться в обучающую среду, понять важность изучения тех или иных тем без пробелов. Данная технология развивает самоконтроль, самоанализ преподающего студента, так же немаловажную роль играет в психологическом аспекте. В некоторых учебных организациях методика «учение через обучение» является весьма популярным. На выпускном курсе совместно с несколькими одногруппниками вуза провели проверочную работу над студентами 2го курса биологического образования [7,8].
Предмет: Общая биология (биология размножения и развития);
Курс: 2;
Тема: Начальные этапы развития организмов.
Цель: Закрепление изученного материала.
Время проведения: 45 минут.
Блок 1
- Дать характеристику термину «эмбриология».
- Предпосылки развития эмбриологии.
Блок 2
- Написать методы эмбриологических исследований, дать краткую характеристику.
- Какие бывают виды яйцеклеток, нарисовать схему.
Организационный момент:
- Студенты записывают вопросы, в течение 45 минут отвечают на листе а4, сдают результаты преподавателю.
- Начинается оценочная работа студентов-преподавателей без использования подсказок.
- Проверка результатов на предмет верности старшим преподавателем.
- Подведение итогов.
Хотелось бы затронуть одну из самых популярных методов обучения, получившего особый прогресс за последние 5 лет. Речь идет о системе дистанционного обучения, внедрившегося в практику не только в высших учебных заведениях, но и школах. Система дистанционного обучения-это методы, принципы и инструменты, позволяющие организовать удаленное обучение, при этом не теряя качество, так как при данном формате, как и в очном, сохраняются все этапы контроля результата оценочной работы [9].
Подводя итог, можно сказать, что внедрение новых образовательных технологий позволяют добиться интенсификации познавательной деятельности учащихся, повысить эффективность организации учебной и воспитательной работы.
Литература:
- Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология. — М.: Народное образование, 2000.
- Жуков Г. Н. Основы общей профессиональной педагогики: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2005.
- Глоссарий современного образования (терминологический словарь) // Народное образование, 1997, № 3.
- Маликова Н. Р. О некоторых инновационных методах преподавания социологии // Социс, 2002, № 2.
- Сорокин Н. Д. Об инновационных методах в преподавании социологических курсов // Социс, 2005, № 8.
- Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие для вузов / М. В. Буланова-Топоркова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
- Dr. Damodharan V. S. ACCA, AICWA and Mr. Rengarajan.V AICWA, Innovative Methods of Teaching.
- Осмоловская И. М. Инновации и педагогическая практика// Народное образование. — 2010. — № 6. — С. 182–188.
- Симоненко Н. Н. Управление образовательными услугами с применением инновационных методов обучения // Вестник Тихоокеанского государственного университета. — 2012. — № 2. — С. 201–206.