Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 августа, печатный экземпляр отправим 27 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Инновационные методы обучения

Педагогика
02.12.2023
195
Поделиться
Библиографическое описание
Хисматуллина, Г. И. Инновационные методы обучения / Г. И. Хисматуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 48 (495). — С. 234-235. — URL: https://moluch.ru/archive/495/108510/.


Обучение, будучи двусторонним процессом, является многостадийным, требующим высокой организационной деятельности от преподавателя и вовлеченности студентов. Именно от работы первого зависит заинтересованность вторых учебным процессом. Исходя из этого, с полной уверенностью можно сказать, что активная деятельность педагога есть залог высокого результата воспитанников [1].

Итак, метод обучения — это способ, который является связующим звеном в образовательной среде. Чем более прогрессивнее метод, тем лучше качество.

Самое время систематизировать те или иные методы обучения. Повсеместно их делят на два вида:

  1. традиционно активные;
  2. информационные [2].

С традиционными методами каждый из нас хорошо знаком. Его составляющая основа — это курсы лекций и практических заданий, куда включены заранее подготовленные блоки тем, подтем. Как правило, лекции состоят из монолога преподавателя, главная цель которого в устной форме «доставить» информацию до своего слушателя-студента.

В. П. Беспалько дал четкую классификацию ранее упомянутому методу так:

  1. узнавание терминов, объектов их смысловое и тождественное значение;
  2. воспроизведение, т. е. применение для исполнения действия;
  3. применение, т. е. употребление для нового действия;
  4. творчество, т. е. самостоятельное применение в тех или иных ситуациях [3].

Становится вполне очевидно, что для выполнения 3 и 4 пункта требуется применение активных видов технологий.

Технология активного обучения (ТАО) вовлекают в образовательный процесс всех участников, так как от деятельности одного зависит результат всех.

Типы активного метода обучения:

  1. игровое;
  2. проблемное;
  3. эвристическое;
  4. программированное;
  5. знаково-контекстное обучение;
  6. интерактивное.
  7. технология сотрудничества;
  8. учение через обучение [5].

Перечисленные типы являются хорошо изученными и примененными в практике, поэтому остановимся только на некоторых. Весьма интересным является «учение через обучение» [4,6].

Учение через обучение-метод, при котором студенты сами проводят урок. Такая практика позволяет в полной мере влиться в обучающую среду, понять важность изучения тех или иных тем без пробелов. Данная технология развивает самоконтроль, самоанализ преподающего студента, так же немаловажную роль играет в психологическом аспекте. В некоторых учебных организациях методика «учение через обучение» является весьма популярным. На выпускном курсе совместно с несколькими одногруппниками вуза провели проверочную работу над студентами 2го курса биологического образования [7,8].

Предмет: Общая биология (биология размножения и развития);

Курс: 2;

Тема: Начальные этапы развития организмов.

Цель: Закрепление изученного материала.

Время проведения: 45 минут.

Блок 1

  1. Дать характеристику термину «эмбриология».
  2. Предпосылки развития эмбриологии.

Блок 2

  1. Написать методы эмбриологических исследований, дать краткую характеристику.
  2. Какие бывают виды яйцеклеток, нарисовать схему.

Организационный момент:

  1. Студенты записывают вопросы, в течение 45 минут отвечают на листе а4, сдают результаты преподавателю.
  2. Начинается оценочная работа студентов-преподавателей без использования подсказок.
  3. Проверка результатов на предмет верности старшим преподавателем.
  4. Подведение итогов.

Хотелось бы затронуть одну из самых популярных методов обучения, получившего особый прогресс за последние 5 лет. Речь идет о системе дистанционного обучения, внедрившегося в практику не только в высших учебных заведениях, но и школах. Система дистанционного обучения-это методы, принципы и инструменты, позволяющие организовать удаленное обучение, при этом не теряя качество, так как при данном формате, как и в очном, сохраняются все этапы контроля результата оценочной работы [9].

Подводя итог, можно сказать, что внедрение новых образовательных технологий позволяют добиться интенсификации познавательной деятельности учащихся, повысить эффективность организации учебной и воспитательной работы.

Литература:

  1. Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология. — М.: Народное образование, 2000.
  2. Жуков Г. Н. Основы общей профессиональной педагогики: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2005.
  3. Глоссарий современного образования (терминологический словарь) // Народное образование, 1997, № 3.
  4. Маликова Н. Р. О некоторых инновационных методах преподавания социологии // Социс, 2002, № 2.
  5. Сорокин Н. Д. Об инновационных методах в преподавании социологических курсов // Социс, 2005, № 8.
  6. Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие для вузов / М. В. Буланова-Топоркова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
  7. Dr. Damodharan V. S. ACCA, AICWA and Mr. Rengarajan.V AICWA, Innovative Methods of Teaching.
  8. Осмоловская И. М. Инновации и педагогическая практика// Народное образование. — 2010. — № 6. — С. 182–188.
  9. Симоненко Н. Н. Управление образовательными услугами с применением инновационных методов обучения // Вестник Тихоокеанского государственного университета. — 2012. — № 2. — С. 201–206.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №48 (495) декабрь 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 234-235):
Часть 4 (стр. 221-297)
Расположение в файле:
стр. 221стр. 234-235стр. 297

Молодой учёный