Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством использования развивающих игр В. В. Воскобовича | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (32) май 2020 г.

Дата публикации: 13.04.2020

Статья просмотрена: 338 раз

Библиографическое описание:

Шопина, Ю. А. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством использования развивающих игр В. В. Воскобовича / Ю. А. Шопина, Л. Н. Алексеева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 5 (32). — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/166/5126/ (дата обращения: 22.12.2024).



Одно из главных направлений дошкольного образования — познавательное развитие. Поэтому задача педагогов ДОО — найти и создать наиболее приемлемые и доступные способы подачи информации для познавательной активности, развития любознательности, интеллектуальных способностей детей.

Ключевые слова: интеллектуальные способности, познавательная деятельность, инновационные технологии, развивающие игры.

«Это не просто игра, это — познавательная деятельность».

В. В. Воскобович

Выделение системы дошкольного образования в самостоятельную образовательную ступень и принятие ФГОС ДО является важной стадией совершенствования всей системы, обеспечивающей преемственность детского сада и школы. На сегодняшний день, реагируя на все перемены социальной среды, система дошкольного образования стремится найти возможности для повышенных и устойчивых результатов в работе с детьми. Поэтому при подготовке образовательной деятельности появляется острая потребность применения эффективных методов, методик и технологий.

Инновационные (современные) технологии — это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Игровые технологии — один из видов современных технологий.

В практической деятельности мы остановили свой выбор на реализации технологии «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича. Отличительной чертой авторская методики Воскобовича является высокая результативность и понятливость, так как в игре формируется почти весь процесс обучения ребёнка. Дети с предвкушением ждут встреч со сказкой, её забавными героями и увлекательными приключениями. Каждый раз — неповторимая история! В процессе использования данной технологии разработано более 50 игровых пособий. Одно из преимуществ данных развивающих игр — широкий возрастной диапазон участников (одну и ту же игру можно применять и в три года, и в семь лет усложняя её за счет множества разного рода заданий и упражнений), а также их универсальность (занимаясь только с одним пособием, дети могут раскрыть творческие способности, в полной мере развиваться и усваивать большое количество образовательных задач).

Благодаря использованию развивающих игр В. В. Воскобовича происходит развитие интеллектуальных способностей ребёнка. Современные родители часто путают сконцентрированные действия дошкольников с экраном смартфона или планшета с развитием интеллекта у детей. Без сомнения у детей есть способности, но вот интеллектуальные ли они? А ведь именно интеллектуальные способности отождествляют со сферой инновационных технологий. Интеллектуальные способности относятся к познавательным и обладают узкой специализацией, являясь как бы средством, при помощи которого осуществляются мыслительные процессы.

В дошкольном детстве у ребенка формируется умение самостоятельно анализировать, размышлять, замечать закономерности, устанавливать причинно-следственные связи. Усовершенствуя интеллектуальные способности, ребёнок в будущем будет способен самостоятельно мыслить для того, чтобы найти новые идеи и возможные решения возникающих задач.

Основная образовательная программа нашего детского сада разработана в соответствии с ФГОС ДО с учетом Примерной основной программы дошкольного образования, и технология развивающих игр Воскобовича прекрасно вписалась в образовательный процесс. Отличительные черты технологии «Сказочные лабиринты игры» таковы, что нет необходимости модифицировать работу учреждения. Работая с детьми младшего дошкольного возраста мы только начинаем применять данную технологию, но уже сами видим её эффективность. Из универсального блока в группе есть «Коврограф Ларчик» и комплект «МиниЛарчик». «Шнур-затейник», «Кораблик Плюх-Плюх», «Двуцветный квадрат», «Чудо крестики 1» — игровые пособия, которые мы используем.

«Коврограф Ларчик» это уникальный материал для всестороннего развития ребенка. В комплект входит игровое поле из ковролина и наглядный материал: «Забавные буквы», «Забавные цифры», «Разноцветные веревочки»,«Разноцветные круги», «Разноцветные квадраты-эталоны цвета», «Буквы и цифры» и оригинальные элементы: зажимы, кармашки и т. п. Деятельность с «Коврографом Ларчик» и «МиниЛарчиком» строится на организации и применении в работе с детьми продолжительных, происходящих в несколько занятий и коротких сказок, основанных на одной игре. Неотъемлемое условие для сочинения сказки — это добавление в нее проблемного элемента. Ребенок оказывается действующим лицом события, принимает участие в загадочных историях, вместе с героями сказки справляется с трудностями, достигает результата. В то же время происходит ознакомление с игрой, ребенок даёт ответы на поисковые вопросы, справляется с решением интеллектуальных задач, выполняет творческие задания.

Для того, чтобы дети успешно справлялись с поставленными задачами, нами был организован «Интеллектуально-игровой центр», где все пособия и игры хорошо вписались в развивающую предметно-пространственную среду группы. Имея постоянный доступ к центру, у ребёнка есть возможность в свободное время воспользоваться понравившимися пособиями.

Хотелось бы отметить, на что следует обратить внимание во время занятий с детьми с использованием игр Воскобовича. Во-первых, подготовка. Прежде чем предлагать игру, необходимо подробно ознакомиться с методическими рекомендациями и самой игрой. Во-вторых, во время проведения занятия ведите с ребёнком диалог, потому что, как правило, увлечённые дети мало говорят. Интересуйтесь, что он делает, почему выбрал данную фигуру, попросите напомнить вам сказочное задание или придумать свой сюжет. В-третьих, не забывайте о том, что занимаясь с игровым материалом ребёнок находится в статическом положении. Поэтому не забывайте вовремя отвлекать его от слишком долгого сидения.

По нашему мнению работа с использованию игр Воскобовича будет эффективнее, если родители воспитанников будут тоже вовлечены в этот «сказочный» процесс. Поэтому в начале учебного года на родительском собрании познакомили родителей с данной технологией, представили презентацию и дали практические советы по изготовлению и использованию пособий дома. Ведь успешное развитие ребенка дошкольного возраста происходит только при активном участии взрослого. Уверены, вовлечение родителей в совместную деятельность повысит их компетентность в выборе развивающих игр для детей и принесёт немало счастливых моментов при общении со своими детьми.

Технология «Сказочные лабиринты игры» — модель развивающего обучения детей дошкольного возраста с поэтапным использованием игр, постепенным усложнением образовательного материала. Однако использование игровых ситуаций не должно быть случайным. Таким образом, считая данную технологию эффективной, будем продолжать использовать её в развитии интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Ведь это одна из актуальных проблем современного образования.

Литература:

  1. Бондаренко Т. М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2012.-190 с.
  2. Толстикова О. В., Савельева О. В., Иванова Т. В. Современные технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. — Екатеринбург: ИРО, 2013–143с.
  3. Харько Т. Г., Воскобович В. В. Игровая технология интеллектуально — творческого развития детей дошкольного возраста 3–7 лет «Сказочные лабиринты игры». СПб.: ООО”РИВ”,2017г.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольное образование, игра, дошкольный возраст, детский сад, интеллектуальная способность детей, использование игр, познавательная деятельность, пособие, способность.

Похожие статьи

Использование ИКТ в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Статья рассматривает важность познавательного развития детей дошкольного возраста. В статье обсуждаются основные задачи познавательного развития, такие как развитие наблюдательности, аналитического мышления и самостоятельности. Авторы подчеркивают зн...

Инновационная модель театрализованной деятельности: музыкально-театрализованные квесты и сказки на основе творческого взаимодействия педагогов с детьми

Данная статья рассматривает использование инновационной модели театрализованной деятельности в образовании для стимулирования интереса детей к обучению и развитию их креативности и творческого мышления. В статье обозначены преимущества использования ...

Развитие познавательной мотивации через использование квест-игры в образовательной деятельности с детьми, имеющими нарушения зрения

В статье рассматривается особенности использования квест технологии в образовательной деятельности детей с нарушениями зрения. Раскрываются возможности квест-игры, как средства развития познавательной мотивации, психических процессов, коммуникативных...

Использование ИКТ в процессе развития интеллектуальных способностей дошкольников

Интерактивные дидактические игры, используемые в развитии дошкольников, выступают, прежде всего, в форме решения поставленной задачи и дают дошкольникам моральное и умственное удовлетворение.

Роль современных технологий в развитии познавательной активности младших школьников

В статье представлена система методических рекомендаций по комплексному использованию современных технологий, дидактических игр и интерактивных методов, обеспечивающих эффективное развитие познавательной активности младших школьников. Использование и...

Театрализованная игра как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена вопросам развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством применения театрализованной деятельности. В ФГОС дошкольного образования достаточно большое внимание уделяется социально-коммуникативному развитию ...

Использование развивающих игр В.Воскобовича в рамках образовательной области «познавательное развитие» в практике дошкольных образовательных организаций

Статья раскрывает целесообразность, эффективность использования развивающих игр В.Воскобовича для развития математических способностей детей дошкольного возраста.

Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованных игр

В статье раскрыты педагогические возможности театрализованной деятельности в формировании эмоциональной отзывчивости детей. Показано, что компетентность педагога является необходимым условием профессиональной, системной, творческой работы с детьми.

Современные методы и подходы в работе с одаренными обучающимися в начальной школе

В статье рассматривается одаренность как системное, развивающееся качество психики, которое способствует достижению обучающимися начальных классов более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими детьми. Пред...

Возможности ДОО в познавательном развитии детей дошкольного возраста

В данной статье рассмотрена актуальность познавательного развития детей дошкольного возраста. Описаны формы и методы формирования познавательной активности, познавательных интересов дошкольников как в процессе непосредственно образовательной деятельн...

Похожие статьи

Использование ИКТ в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Статья рассматривает важность познавательного развития детей дошкольного возраста. В статье обсуждаются основные задачи познавательного развития, такие как развитие наблюдательности, аналитического мышления и самостоятельности. Авторы подчеркивают зн...

Инновационная модель театрализованной деятельности: музыкально-театрализованные квесты и сказки на основе творческого взаимодействия педагогов с детьми

Данная статья рассматривает использование инновационной модели театрализованной деятельности в образовании для стимулирования интереса детей к обучению и развитию их креативности и творческого мышления. В статье обозначены преимущества использования ...

Развитие познавательной мотивации через использование квест-игры в образовательной деятельности с детьми, имеющими нарушения зрения

В статье рассматривается особенности использования квест технологии в образовательной деятельности детей с нарушениями зрения. Раскрываются возможности квест-игры, как средства развития познавательной мотивации, психических процессов, коммуникативных...

Использование ИКТ в процессе развития интеллектуальных способностей дошкольников

Интерактивные дидактические игры, используемые в развитии дошкольников, выступают, прежде всего, в форме решения поставленной задачи и дают дошкольникам моральное и умственное удовлетворение.

Роль современных технологий в развитии познавательной активности младших школьников

В статье представлена система методических рекомендаций по комплексному использованию современных технологий, дидактических игр и интерактивных методов, обеспечивающих эффективное развитие познавательной активности младших школьников. Использование и...

Театрализованная игра как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена вопросам развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством применения театрализованной деятельности. В ФГОС дошкольного образования достаточно большое внимание уделяется социально-коммуникативному развитию ...

Использование развивающих игр В.Воскобовича в рамках образовательной области «познавательное развитие» в практике дошкольных образовательных организаций

Статья раскрывает целесообразность, эффективность использования развивающих игр В.Воскобовича для развития математических способностей детей дошкольного возраста.

Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованных игр

В статье раскрыты педагогические возможности театрализованной деятельности в формировании эмоциональной отзывчивости детей. Показано, что компетентность педагога является необходимым условием профессиональной, системной, творческой работы с детьми.

Современные методы и подходы в работе с одаренными обучающимися в начальной школе

В статье рассматривается одаренность как системное, развивающееся качество психики, которое способствует достижению обучающимися начальных классов более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими детьми. Пред...

Возможности ДОО в познавательном развитии детей дошкольного возраста

В данной статье рассмотрена актуальность познавательного развития детей дошкольного возраста. Описаны формы и методы формирования познавательной активности, познавательных интересов дошкольников как в процессе непосредственно образовательной деятельн...

Задать вопрос