Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в педагогическом процессе с детьми дошкольного возраста
Автор: Саяпина Любовь Ивановна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (8) апрель 2017 г.
Дата публикации: 24.01.2017
Статья просмотрена: 896 раз
Библиографическое описание:
Саяпина, Л. И. Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в педагогическом процессе с детьми дошкольного возраста / Л. И. Саяпина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2 (8). — С. 123-125. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/54/1899/ (дата обращения: 16.12.2024).
Будущее России зависит от того, какое поколение будет воспитано. Именно педагогический процесс формирования достойного будущего, основанного на истории, традициях и знаниях прошлых поколений позволит современному поколению твердо верить, что будущее у России есть.
В соответствии с проектом стратегии развития воспитания в Российской Федерации, рассчитанной на период с 2015 по 2025года основной задачей на ближайшее время 21 века является разработка и реализация стратегии развития и воспитания детей, ориентированной на совершенно новый общественный статус социального института воспитания.
В вышеназванную стратегию органично вписывается методика Воскобовича Вячеслава Вадимовича, который является одним из первых авторов многофункциональных и креативных развивающих игр, помогающих ребенку раскрыть свой творческий потенциал, что способствует развитию его психических процессов.
Опыт многих практиков подтверждает тезис, что для побуждения ребенка к занятиям по развивающим играм В. В. Воскобовича, достаточно организовать один раз объяснение правил и задач. Доступность и технологичность материала, используемого в этих играх, позволят ребенку каждый раз общаясь с игрой, открывать для себя ее новые и новые грани. Знакомство с игрой может быть разной: ребенок «случайно» находит игру, оставленную на видном месте, и начинает спонтанно ее изучать. Неструктурированный образный материал стимулирует спонтанное творчество, и тут задача родителя, на волне интереса ребенка, использовать гибкость игровой системы. Или же знакомство с игрой может начаться со знакомства со сказкой. И через образность и захватывающий сюжет стимулируется стойкий интерес к играм. Принцип «играем-чувствуем-познаем», шаг за шагом, последовательно обеспечивает не только нескучное времяпровождение, но и технологическую модель обучения, основанную на постоянном интересе, творчестве, как ребенка, так и взрослого, родителя, воспитателя, педагога.
Преимущество этих игр в том, что почти в каждой игре ребенку предоставляется возможность выхода на самостоятельное творчество.
«Несомненным достоинством игры является внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. Игру существенно дополняет сказка. Она вводит ребенка в мир возможностей и замыслов, заставляет содействовать и сопереживать героям и событиям» [11].
Таким образом, большую роль в будущей жизни ребенка играют творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, имеют личную независимость суждений и действий. Характерной особенностью развивающих игр В. В. Воскобовича является возможность гармонично развивать высокий интеллект и в частности математические способности, широкий возрастной диапазон участников, многофункциональность, вариативность игровых заданий и упражнений, творческий потенциал, Сказочная «огранка».
Основная идея технологии заложена в основу игр и становится максимально действенной, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям.
Я хочу рассказать об использовании в своей практике некоторых игр В. В. Воскобовича. Чтобы игры не надоедали, их надо брать постепенно,не в каждом занятии. Например:
Кораблик Брызг-Брызг. Макет пятимачтового корабля. На каждой мачте нанизаны разноцветные флажки. Основная цель этой игры — научить ребенка считать. Вместе с родителями в старшей группе мы изготовили макеты с 7 и с 10 мачтами. Причем смысл не просто «вызубрить» с ним цифры, а наглядно объяснить ему понятие количества. У малыша формируются и первые математические представления: он учится различать понятия «больше/меньше/поровну», «много/мало». Параллельно ребенок изучает цвета и размеры, развивает логическое и даже творческое мышление (например, во время складывания узоров). Нанизывание флажков на шнурок отлично тренирует мелкую моторику пальцев, а значит, влияет и на интеллектуально-речевое развитие ребенка. Освоение пространственных отношений: поверни тот или иной флажок вправо/влево, какого цвета третий флажок на пятой мачте, отыщи средний флажок на самой высокой мачте и т. п. Решение логических задач: покажи мачту, которая ниже самой высокой, но выше средней; покажи все мачты выше второй и т. п.
«Чудо-цветик». Эта замечательная игра развивает освоение состава числа в пределах 10, соотношение целого и части (дробей), внимание, память, умение составлять целое из частей по схематическому рисунку и собственному замыслу, воображение, творческие способности. мелкую моторику рук. Эта игра нравится детям. Красивые разноцветные лепестки превращаются в цветочки, ёлочки и многое другое. («Чудо-цветик», не ленись, в звездочку ты превратись) Эта игра нравится детям еще и благодаря инструкции-методике, которая изложена в волшебной, сказочной форме. Читая «Тайны Поляны Чудесных Цветов, можно попутно задавать вопросы и предлагать выполнить различные упражнения.
Главной особенностью технологии является то, что эти методы работы очень легко внедрить в привычный учебно-игровой процесс.
Используя игры Воскобовича в своей практической деятельности, мы добились неплохих результатов. Дети, которые постепенно переходят к взрослой «форме» обучения и «наигрались» в дошкольном возрасте, хотят идти в школу и учиться ради самого учения. Кроме того, у ребят возникает желание помочь отстающим. Формируется умение работать в одной команде.
Литература:
- Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М., 1991. Воскобович В. В. Сказочные лабиринты игры.-М.: Бек. 2005.
- Воскобович В. В. Сказка «Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава». СПб, 1999.
- Воскобович В. В. Сказка «Нетающие льдинки озера Айс». СПб, 1997.
- Воскобович В. В. Сказочные лабиринты СПб 2000
- Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М, 2006.
- Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. ЛА.Венгера. — М, 2005.
- Минский Е. М. От игры к знаниям. — М., 2002.
- Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред.М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 4-е изд., испр и доп. — М.: Мозаика — Синтез, 2006. — 232с.
- Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте (на материале овладения действиями пространственного моделирования) / Под ред. Л. А. Венгера. — М., 2000.
- Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. — М., 2007.
- Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. АА.Столяра. — М., 2002.