Влияние квест-игр на познавательную активность детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (403) февраль 2022 г.

Дата публикации: 25.02.2022

Статья просмотрена: 267 раз

Библиографическое описание:

Стромбская, А. А. Влияние квест-игр на познавательную активность детей дошкольного возраста / А. А. Стромбская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 8 (403). — С. 237-239. — URL: https://moluch.ru/archive/403/89079/ (дата обращения: 16.12.2024).



В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из основных принципом является: «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности» [1]. Исходя из этого принципа, в работе над образовательной областью «Познавательное развитие» мной была выбрана форма игры как квест. Это инновационная форма организации деятельности дошкольников, которая способствует развитию активной, деятельностной позиции детей в процессе решения игровых поисковых задач. Очень важно для развития познавательных способностей дошкольников использование воспитателем большого арсенала методов, приемов и форм организации учебного процесса, и квест-игра помогает соединить их, и реализовать плодотворную образовательную деятельность.

Суть в том, что, есть некая цель, дойти до которой можно, последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка — это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Прежде чем использовать такую форму деятельности с детьми педагогу нужно учесть главные структурные элементы квест-игр:

– Сюжет или легенда. Сюжет может быть заимствован из художественных произведений, кинофильмов или компьютерных игр. Именно сюжетная линия логически связывает все задания между собой. Сюжет разрабатывается с учетом возрастных особенностей. Поэтому в дошкольном возрасте чаще всего, используются сказочные сюжеты [2].

– Роли, в которые будет поставлены дети и их распределение между ними, исходя из возможностей дошкольников. Роли зависят от легенды, но наиболее интересными для детей являются сказочные, мультипликационные, фантастические герои.

– Территория, предусмотренные на ней меры безопасности. В рамках дошкольного учреждения это может быть игровая комната, актовый или спортивный зал, детская площадка на улице.

– Ресурсы, которые будут использоваться во время игры. Это может быть спортивный инвентарь, средства ИКТ, игровой материал.

При разработке квест-игры нужно учитывать возрастные, физические и интеллектуальные особенности детей. Ведь Д. Б. Эльконин писал, что ведущим видом деятельности дошкольников является ролевая игра, а результатом — стремление к общественно-значимой деятельности.

Квест-игра помогает мне, как воспитателю, интегрировать в педагогический процесс несколько образовательных задач:

Образовательные задачи

Рис. 1. Образовательные задачи

Дети дошкольного возраста задействуют в решении той или иной ситуации разные умения и навыки. В процессе квеста у дошкольников активизируются смекалка, зрительная память, воображение, мелкая моторика. Важно отметить, что во время проведения игры-квеста, получив большой эмоциональный заряд, дети повышают познавательную активность, учатся вместе решать задачи, становятся более раскрепощенными в общении, что приводит к сплочению детского коллектива [3].

Мной данная форма организации учебного процесса используется уже на протяжении нескольких лет. Результатом является положительная динамика развития познавательного и социально-коммунативного развития. Квест-игра помогла детям стать активными, коммуникабельными в общении со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях. Дети моей группы научились согласовывать план действий, договариваться, налаживать и регулировать контакты в совместной игре. Дети стали более самостоятельными в решении бытовых задач.

У дошкольников сформировались следующие компетентности:

– самообучение и самоорганизация;

– работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);

– умение находить несколько способов решения проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;

– сформировалась потребность добывать знания, выстраивать работу по алгоритму;

– приобретен навык, использовать различные виды деятельности;

– делать собственный выбор роли, ресурсов.

Сравнительный анализ результатов педагогической диагностики социально-коммуникативного и познавательного развития (достаточный и близкий к нему уровень)

Рис. 1. Сравнительный анализ результатов педагогической диагностики социально-коммуникативного и познавательного развития (достаточный и близкий к нему уровень)

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о продуктивности использования квест-игры в образовательном процессе, так как она имеет огромный педагогический потенциал и дает возможность воспитателю организовать интересную учебно-воспитательную деятельность.

Литература:

  1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. — Текст: электронный // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов: [сайт]. — URL: (дата обращения: 23.02.2022).
  2. Исакова, И. Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством квест-технологии / И. Н. Исакова. — Текст: электронный // Инфоурок: [сайт]. — URL: (дата обращения: 23.02.2022).
  3. Дорогина, А. С. Квест — игра, как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста / А. С. Дорогина. — Текст: электронный // Образовательная социальная сеть nsportal.ru: [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/06/26/kvest-igra-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnoy-aktivnosti-detey (дата обращения: 23.02.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, задача, ребенок, учебный процесс, форма организации.


Похожие статьи

Влияние экспериментирования на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Влияние стратегии семейного воспитания на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

Влияние интерактивных форм работы на развитие коммуникативных навыков учащихся

Влияние детско-родительских отношений на самооценку дошкольника

Влияние игровой терапии на поведенческую и познавательную сферы дошкольника

Влияние детско-родительских отношений на формирование интереса к чтению у младших школьников

Влияние игры на процесс социальной адаптации у детей-сирот дошкольного возраста

Роль мультимедийного оборудования в формировании патриотических чувств старших дошкольников

Влияние дидактических игр на воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Влияние эмоционального интеллекта на уровень тревожности и агрессивности дошкольников

Похожие статьи

Влияние экспериментирования на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Влияние стратегии семейного воспитания на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

Влияние интерактивных форм работы на развитие коммуникативных навыков учащихся

Влияние детско-родительских отношений на самооценку дошкольника

Влияние игровой терапии на поведенческую и познавательную сферы дошкольника

Влияние детско-родительских отношений на формирование интереса к чтению у младших школьников

Влияние игры на процесс социальной адаптации у детей-сирот дошкольного возраста

Роль мультимедийного оборудования в формировании патриотических чувств старших дошкольников

Влияние дидактических игр на воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Влияние эмоционального интеллекта на уровень тревожности и агрессивности дошкольников

Задать вопрос