В статье говорится о квест-игре как о новой технологии в работе дошкольного учреждения.
Ключевые слова: образовательная деятельность, ребенок, квест, дошкольное образование, образовательное пространство, образовательный процесс.
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования. С учетом ФГОС ДО, главная особенность организации образовательной деятельности на современном этапе — обновление содержания дошкольного образования и введение в образовательный процесс новых форм образовательной деятельности с дошкольниками.
В современном мире в дошкольных образовательных учреждениях все чаще применяются новые технологии и формы взаимодействия с детьми. В основе этих технологий лежит активизация воспитанников в непосредственное участие в образовательный процесс ДОУ. Так, квест-игра является одной из новых форм в практике дошкольного образования, которая пользуется популярностью среди как педагогов, так и детей, благодаря неординарной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета.
В ФГОС ДО заявлена одна из задач: «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» [1]. Квест-технологии постепенно становятся интересной опорой методического сопровождения реализации ФГОС ДО в работе с педагогами.
Понятие «квест» — (англ. Quest) может иметь несколько значений: приключенческая игра, поиск, поиск предметов, компьютерная игра-повествование, задание, которое требуется выполнить персонажу и т. д.
В квест-играх участникам игры предлагается перемещаться из одного места в другое, выполняя интеллектуальные, либо спортивные, либо творческие задания. При этом разыскивают различные предметы, находят им применение, разговаривают с различными персонажами в игре и на этапе завершения игры получают ответ на основную загадку.
Квест можно определить как интеллектуальный вид сюжетно-ролевой игры. Немного истории, первыми «реальными» квестами были компьютерные игры, в которых необходимо было преодолевать препятствия, решать головоломки, лишь в этом случае герой мог дойти до конца игры. Но все эти задания были в виртуальном мире.
Квест является игровой педагогической технологией, т. е. игровой формой взаимодействия педагога и детей. Реализуя определенные сюжеты и их вариации, при выполнении заданий, происходит формирование новых и закрепление имеющихся знаний, умений и навыков по той или иной проблеме [2, с. 46].
Образовательный квест — это совершенно новая форма, при помощи квеста участники полностью погружаются в происходящее, получают положительные эмоции и активно включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры.
Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства [3, с. 59]. Данный вид деятельности способствует активизации познавательных и мыслительных процессов дошкольников. Помимо этого, соревновательные элементы игры обучает детей взаимодействию в группе, повышает сплоченность и дружбы, развивает самостоятельность, активность и инициативность.
Хотелось бы отметить, что с помощью квеста можно решать как комплексные, так и более узкие образовательные и развивающие задачи. Квест-игра позволяет не только активизировать имеющиеся у детей знания, но закрепить их. В квест-игре дети чувствуют себя уверенно, и у детей нет страха сделать что-то неправильно, неверно, ведь это игра.
Итак, квесты в ДОУ помогают реализовать следующие задачи:
– развивающие — развитие творческих способностей, самореализация детей, формирование исследовательских навыков;
– образовательные — участники получают новые знания и закрепляют полученные ранее;
– воспитательные — формируются навыки взаимодействия со сверстниками, взаимопомощь и другие [5, с. 93].
Существует несколько видов квестов. При планировании и подготовки квеста необходимо разработать не только сам сюжет, но и продумать, где будет проходить игра, то есть выбрать образовательное пространство. Будет ли это закрытое пространство или более широкое поле деятельности, также составить список участников и организаторов, откуда будут стартовать участники, будут двигаться в определенной последовательности или самостоятельно выбирать маршрут.
В зависимости от этого квесты можно условно разделить на три группы:
– линейные, когда задачи решаются по цепочке, одна за другой;
– кольцевые, когда это тот же линейный квест, но заключённый в круг;
– штурмовые, когда участники получают задачу, подсказки для её решения, но пути решения выбирают сами.
В этом случае команды участников стартуют с разных точек, и каждая идет по своему пути к финишу
Квест-игра, как и любая технология, имеет свою структуру, состоящую из нескольких этапов [4, с. 150].
Первый этап — определение категории участников, с которыми будут проводить квест, определение целей и задач специалистами (организаторами), обдумывание пространства, написание сценария.
На втором этапе происходит разработка маршрута, подготовка оборудования и материала.
Заключительный этап — это непосредственно проведение самой игры. Квест-игра хороша и удобна тем, что не требует особой подготовки воспитателей и детей. А может быть неожиданным и сюрпризным моментом для участников.
Важным звеном в проведении квест-игры является безопасность для участников мероприятия.
Использование квест-технологии в образовательном процессе ДОУ приведет не только к решению основных образовательных и воспитательных задач, но и окажет неоценимую помощь педагогу, предоставляя ему возможность не только разнообразить воспитательно-образовательный процесс, но и сделать его увлекательным, необычным, запоминающимся, и веселым.
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников, которые начинаются с получения ребенком информации и заканчиваются принятием обдуманного решения и формирования собственного опыта.
Проведение квест-игр даёт возможность обыгрывать жизненные ситуации, позволяя детям применять и закреплять свои знания на практике. Квест — это игра, в которой задействуется одновременно интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и находчивость, и наблюдательность, и сообразительность, это тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств.
Подводя итоги, хотелось бы пожелать коллегам, успешно применять квесты в своей практике работы с детьми, делать их непредсказуемыми, веселыми, увлекательными, и что очень важно, доступными дошколятам.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — Москва: УЦ Перспектива, 2014. — 32 c. — Текст: непосредственный.
- Баукова, О. В. Квест-игра-новая образовательная технология / О. В. Баукова. — Текст: непосредственный // Технологии Образования. — 2020. — № 2 (8). — С. 46–48.
- Иванова, Л. В. Использование квест-технологий в образовательном процессе ДОУ / Л. В. Иванова. — Текст: непосредственный // В сборнике: педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации. Сборник статей XII Международной научно-практической конференции. — 2020. — № 11. — С. 59–62.
- Ладутько, О. А. Использование квест-технологий в образовательном процессе ДОУ / О. А. Ладутько, Д. Г. Мердалиева, Т. А. Хлыскова. — Текст: непосредственный // В сборнике: Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии. сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова»; Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова. — 2020. — № 7. — С. 150–153.
- Умбетова, М. Ж. Квест-игра как эффективная технология в ДОУ / М. Ж. Умбетова, Р. Е. Жандилнина. — Текст: непосредственный // Материалы Международной научно-практической конференции. — 2020. — № 5. — С. 192–195.