Театральный квест с детьми старшего дошкольного возраста как модель театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (549) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 12.12.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Турыгина, И. Н. Театральный квест с детьми старшего дошкольного возраста как модель театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях / И. Н. Турыгина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 50 (549). — С. 572-573. — URL: https://moluch.ru/archive/549/120440/ (дата обращения: 16.01.2025).

В статье рассматриваются современные подходы к организации образовательных процессов в дошкольных образовательных учреждениях, акцентируя внимание на использовании театральных квестов для детей старшего дошкольного возраста. Данный метод сочетает элементы театрализации и игры-приключения, что способствует развитию межличностных навыков, творческого мышления, воображения и словарного запаса детей. Театральный квест стимулирует развитие координации и моторики через выполнение физических заданий, адаптируя обучение под индивидуальные особенности обучающихся. Особое внимание уделяется подготовке сценария и индивидуализации задач, которые выполняются под руководством педагогов с театральной подготовкой. Введение театрального квеста в образовательный процесс ДОУ открывает новые возможности для интеграции обучения и развлечения, способствуя всестороннему развитию детей и подготовке их к школьному обучению.

Ключевые слова: дошкольные образовательные учреждения, театральный квест, дети старшего дошкольного возраста, образовательный процесс, театрализация, развитие навыков, координация, моторика, индивидуализация обучения, интеграция игры и обучения.

Современные подходы к организации образовательных процессов в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) разнообразны и полны инновационных решений. Одним из таких решений является театральный квест с детьми старшего дошкольного возраста, который становится не только увлекательным занятием, но и образовательной площадкой для формирования различных компетенций у детей.

Традиционные формы театрализованной деятельности в детских садах, такие как постановка спектаклей, инсценировка сказок и разучивание ролей, неизменно являются важными элементами развития детей. Однако практика последних лет показывает, что дети всё чаще теряют интерес к традиционным формам активности. Как отметил А. А. Леонтьев, «новые формы обучения и воспитания становятся всё более востребованными в образовательном процессе» [1]. Именно поэтому методисты начали искать более увлекательные формы взаимодействия, среди которых выделяется театральный квест.

По своей сути, театральный квест представляет собой игру-приключение с элементами театрализации, где дети выполняют определенные задания, чтобы достичь финальной цели. Этот процесс может включать в себя разгадывание загадок, прохождение лабиринтов или участие в импровизированных сценках. Таким образом, театральный квест представляет собой целостную модель театрализованной деятельности, которая находит своё место в современных ДОУ.

Проблема заключается не только в развлекательной составляющей, но и в образовательном потенциале театрального квеста. Как подтверждают исследования Л. С. Выготского, «всякая обучающая деятельность должна соответствовать уровню развития ребёнка, но в то же время стимулировать его дальнейшее развитие» [2]. В рамках театрального квеста происходит формирование межличностных навыков, развитие творческого мышления и воображения, а также расширение словарного запаса детей.

Кроме того, театральный квест способствует развитию у детей координации и моторики, поскольку некоторые задания требуют выполнения физических действий или манипуляций с предметами. Психологи неоднократно отмечали пользу таких действий для развития мелкой моторики и координации движений у детей дошкольного возраста. Разработанная в этом ключе методика помогает педагогу учесть индивидуальные особенности каждого ребёнка, что делает процесс обучения более дифференцированным и адаптированным.

Ю. М. Гальперин подчеркивает, что «игровые методы представляют собой мощный инструмент для обучения, позволяя детям усваивать знания и навыки в естественной и непринужденной обстановке» [3]. Поэтому театральный квест становится эффективным инструментом для педагогов, предоставляя им возможность интегрировать обучение и развлечение в единое целое.

На практике театральный квест может быть организован как внутри помещения, так и на улице, что обеспечивает большую гибкость в выборе тематики и сценария. Включение элементов театрализации делает игру более захватывающей и интересной для детей. Это могут быть сценки из любимых сказок или историй, адаптированные с учётом образовательной программы ДОУ. Дети, представляя себя в различных ролях, не только развивают своё воображение, но и учатся работать в команде, слушать других и выражать свои собственные мысли и чувства.

Однако для успешного внедрения театрального квеста в образовательный процесс необходимо учитывать несколько ключевых аспектов. Во-первых, тщательная подготовка сценария и задания для детей требует участия специалистов, владеющих не только педагогическими, но и театральными навыками. Преподаватель, в данном случае, выступает в роли сценариста и режиссёра, что накладывает на него определённые обязательства и ответственность за создание игровых условий, которые будут не только интересны, но и полезны для детей.

Во-вторых, необходимо предусмотреть возможность индивидуализации заданий. Как утверждает В. В. Давыдов, «индивидуальный подход в обучении позволяет учитывать личностные особенности каждого ребёнка и адаптировать образовательный процесс под его нужды» [4]. Это особенно важно в контексте театрального квеста, который предполагает активное участие каждого ребёнка в рамках коллективной деятельности.

Мой опыт работы, как воспитателя, в рамках реализации театрального квеста с детьми старшего дошкольного возраста показывает, что такая форма театрализованной деятельности в детском саду способна стать эффективной моделью для развития творческих способностей и коммуникативных навыков у детей. Изначально было решено интегрировать элементы квеста в театрализованную деятельность для создания увлекательной и познавательной атмосферы, стимулирующей детей к активному участию и вовлеченности в процесс.

Организация театрального квеста включала разработку сценария, в котором дети были не просто зрителями, но и активными участниками события. Весь процесс был направлен на то, чтобы дети могли взяться за выполнение различных ролей, решать творческие задачи и принимать коллективные решения, объединяясь для достижения общей цели. В ходе квеста дети погружались в сюжетную линию, что позволяло им проявлять свою фантазию и импровизационные навыки.

Для создания более глубокого эмоционального вовлечения детей в процесс, использовались костюмы, декорации и различные театральные атрибуты, которые помогали создавать волшебную атмосферу и ощущение реальности происходящего. Все взаимодействия в квесте строились на основе сюжетно-ролевых игр, что способствовало развитию речи, улучшению навыков общения и сотрудничества среди детей.

Кроме того, квест предполагал наличие интерактивных заданий с элементами загадок, которые дети собирали во время путешествия по сюжету. Это позволяло улучшать их логическое мышление и способность к нестандартному подходу в решении задач. В процессе проведения квеста наблюдалось, что дети становились более самостоятельными и уверенными в своих силах, а также усиливалась их мотивация к обучению и познанию окружающего мира.

Результаты проведения театрального квеста оказались весьма положительными и побудили к регулярному использованию данной формы работы в дошкольном образовательном учреждении. Это позволило создать условия для многогранного личностного развития воспитанников и укрепления их интереса к искусству театра.

Таким образом, театральный квест с детьми старшего дошкольного возраста — это инновационная модель театрализованной деятельности, которая сочетает в себе элементы игры, обучения и творчества. Она открывает новые возможности для педагогов и становится эффективным инструментом для достижения образовательных целей в ДОУ. С внедрением таких методов обучения педагоги смогут более качественно подготовить детей к школьной жизни, развивая у них все необходимые компетенции.

Литература:

  1. Леонтьев А. А. Деятельность, сознание, личность. — М.: Политиздат, 1975.
  2. Выготский Л. С. Психология развития человека. — М.: Эксмо-Пресс, 2005.
  3. Гальперин Ю. М. Психология мышления и обучения. — М.: Наука, 1988.
  4. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М.: Институт практической психологии, 1996.
Основные термины (генерируются автоматически): театральный квест, ребенок, образовательный процесс, старший дошкольный возраст, театрализованная деятельность, активное участие, словарный запас детей, творческое мышление, элемент театрализации, эффективный инструмент.


Похожие статьи

Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается важность использования дидактических игр в процессе обучения дошкольников основам математики. Работа воспитателя в детском саду охватывает не только обеспечение комфорта и безопасности, но и развитие познавательных и социальн...

Дидактические игры и другие интерактивные формы обучения как средство формирования представлений о профессиях в дошкольном образовании

Данная статья посвящена исследованию роли дидактических игр и других интерактивных форм обучения как средства формирования представлений о профессиях в дошкольном образовании. В ходе исследования рассматривается значение игр и интерактивных методов в...

Организация познавательной деятельности дошкольников в условиях цифровой образовательной среды детского сада

В статье представлена актуальная проблема познавательного развития детей в детском саду — организация познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях цифровой образовательной среды. Поставлена цель — обосновать возможность ...

Использование интерактивной доски в работе педагога-психолога на коррекционно-развивающих занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

Данная статья посвящена вопросу использования возможностей интерактивной доски при проведении групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Автор статьи утверждает, что педагог-психолог, обеспечивающий психологиче...

Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР I и II уровня речевого развития

Овладение речевыми навыками и организация речевого воспитания является актуальной проблемой в свете реализации задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с этим, одинаковое внимание должно уделятьс...

Пластилинография как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Пластилинография является инновационной методикой, направленной на развитие речи у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Посредством создания изобразительных композиций из пластилина, техника способствует гармоничному развитию когнитивных функций,...

Физическое воспитание дошкольников с низким уровнем готовности к обучению в школе

Статья посвящена вопросам физического воспитания дошкольников с низким уровнем готовности к обучению в школе. Авторы рассматривают важность физической подготовки для успешного обучения и развития ребенка, а также предлагают методы и подходы, которые ...

Эффективные формы и методы работы по развитию интереса к художественной литературе у детей среднего дошкольного возраста

В начале XXI века многочисленные проблемы модернизации общества сказались на возможностях доступа к культуре и образованию, что отразилось как на чтении взрос-лых, так и на детском чтении. Исследователи отмечают проявление следующих негативных тенден...

Дидактическая игра как средство эффективной коррекции речевых нарушений детей в начальной школе

Одной из важнейших задач деятельности школьного логопеда с младшими школьниками, имеющими различные виды речевых нарушений в совокупности с комплексными нарушениями психоречевого развития, является коррекция и формирование связной речи. Это имеет ярк...

Дистанционное взаимодействие субъектов психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве

В современных условиях функционирования и развития системы образования остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы образования, в том числе и обр...

Похожие статьи

Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается важность использования дидактических игр в процессе обучения дошкольников основам математики. Работа воспитателя в детском саду охватывает не только обеспечение комфорта и безопасности, но и развитие познавательных и социальн...

Дидактические игры и другие интерактивные формы обучения как средство формирования представлений о профессиях в дошкольном образовании

Данная статья посвящена исследованию роли дидактических игр и других интерактивных форм обучения как средства формирования представлений о профессиях в дошкольном образовании. В ходе исследования рассматривается значение игр и интерактивных методов в...

Организация познавательной деятельности дошкольников в условиях цифровой образовательной среды детского сада

В статье представлена актуальная проблема познавательного развития детей в детском саду — организация познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях цифровой образовательной среды. Поставлена цель — обосновать возможность ...

Использование интерактивной доски в работе педагога-психолога на коррекционно-развивающих занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

Данная статья посвящена вопросу использования возможностей интерактивной доски при проведении групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Автор статьи утверждает, что педагог-психолог, обеспечивающий психологиче...

Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР I и II уровня речевого развития

Овладение речевыми навыками и организация речевого воспитания является актуальной проблемой в свете реализации задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с этим, одинаковое внимание должно уделятьс...

Пластилинография как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Пластилинография является инновационной методикой, направленной на развитие речи у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Посредством создания изобразительных композиций из пластилина, техника способствует гармоничному развитию когнитивных функций,...

Физическое воспитание дошкольников с низким уровнем готовности к обучению в школе

Статья посвящена вопросам физического воспитания дошкольников с низким уровнем готовности к обучению в школе. Авторы рассматривают важность физической подготовки для успешного обучения и развития ребенка, а также предлагают методы и подходы, которые ...

Эффективные формы и методы работы по развитию интереса к художественной литературе у детей среднего дошкольного возраста

В начале XXI века многочисленные проблемы модернизации общества сказались на возможностях доступа к культуре и образованию, что отразилось как на чтении взрос-лых, так и на детском чтении. Исследователи отмечают проявление следующих негативных тенден...

Дидактическая игра как средство эффективной коррекции речевых нарушений детей в начальной школе

Одной из важнейших задач деятельности школьного логопеда с младшими школьниками, имеющими различные виды речевых нарушений в совокупности с комплексными нарушениями психоречевого развития, является коррекция и формирование связной речи. Это имеет ярк...

Дистанционное взаимодействие субъектов психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве

В современных условиях функционирования и развития системы образования остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы образования, в том числе и обр...

Задать вопрос