Роль ДОУ в развитии личностного потенциала дошкольника посредством игровой деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (443) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 04.12.2022

Статья просмотрена: 437 раз

Библиографическое описание:

Зверева, М. Л. Роль ДОУ в развитии личностного потенциала дошкольника посредством игровой деятельности / М. Л. Зверева, И. И. Коломыченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 394-396. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97137/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье авторы раскрывают роль ДОУ в развитии личностного потенциала ребенка, делятся опытом работы по данному направлению.

Ключевые слова: личность, личностный потенциал, ребенок, ДОУ.

Система дошкольного образования играет огромную роль в воспитании, развитии, формировании личности ребенка. Поэтому в нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется развитию личностного потенциала каждого ребёнка, в овладении им прочных знаний, умений и навыков с возможностью их применения на практике.

Само слово «потенциал» подразумевает под собой нечто заложенное в человеке изначально. Поэтому, его не нужно создавать, но его необходимо развивать. И здесь, большая роль отводится педагогам детского сада.

Рассмотрение личности с точки зрения ее основных подструктур как потенциалов началось с работ М. С. Кагана [1]. Он предложил рассматривать личность как персонифицированную деятельность и описывать ее пятью потенциалами: гносеологическим, аксиологическим, творческим, коммуникативным и художественным потенциалами личности [1].

На основании проведенного анализа исследований, связанных с изучением разных сторон личности как потенциалов, мы выработали следующее определение личностного потенциала ребенка.

Личностный потенциал ребенка понимается нами как система свойств, составляющих основу личностного развития и обеспечивающих соответствующий уровень достижений в различных видах деятельности, в первую очередь, в игровой (поскольку у дошкольников она ведущая). Личностный потенциал ребенка складывается из следующих основных компонентов, каждый из которых, в свою очередь, может быть системно рассмотрен как потенциал.

Первый компонент личностного потенциала ребенка — интеллектуальный потенциал — определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность и которая складывается из знаний о внешнем мире.

Второй компонент личностного потенциала ребенка — коммуникативный потенциал представляет собой систему свойств, умений и способностей, обеспечивающих ребенку успешность общения, понимания и взаимопонимания с другими людьми, способности к овладению коммуникативными качествами, умениями и навыками общения.

Третий компонент личностного потенциала ребенка — творческий компонент — определяется умениями, навыками и способностями к созидательному и продуктивному действию, творчеству.

Четвертый компонент личностного потенциала ребенка — эмоционально-волевой потенциал включает систему эмоций, чувств, эмоциональных состояний, эмоциональных и волевых качеств.

Пятый компонент личностного потенциала ребенка — мотивационно-ценностный потенциал включает систему целей, ценностей и ценностных ориентаций, социально-психологических установок личности [2, с. 115].

Опираясь на учебную программу В. А. Ананьева развития человека «Цветок потенциалов», в которой отражены основные задачи психологии здоровья. В нашем саду была разработана программа воспитания здорового дошкольника «Развитие личностного потенциала здоровья «Хочу быть здоровым».

Цель программы — создание в ДОУ психолого-педагогических условий, направленных на сохранение и укрепление личностного потенциала здоровья дошкольников, как условие, обеспечивающее успешность детей в разных видах деятельности.

Задачи:

— создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и личностного потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

— формирование социальной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психическим и физиологическим особенностям детей;

— формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности, ответственности ребёнка;

— развитие коммуникативных навыков детей, а также мышления, памяти, внимания.

В начале нашей работы была разработана и проведена диагностика на выявление уровня сформированности личностного потенциала детей. При разработке своей диагностики, опирались на диагностические разработки таких ученых, как Г. А. Урунтаева Методика «Изучение умения сдерживать свои непосредственные побуждения» и Л. Н. Волошина Методики «Сформированность гигиенической культуры», «Хочешь быть здоров?»

В диагностике приняли участие две группы дети 4–5 лет. Одна группа экспериментальная и вторая группа контрольная. Статический анализ показал следующие результаты: уровень сформированности гигиенической культуры у детей в экспериментальной группе составил: высокий уровень– 16 %; средний уровень — 64 %; низкий уровень -20 %.

В контрольной группе следующие результаты: высокий уровень — 14 %; средний уровень — 82 %; низкий уровень -4 %.

Уровень сформированности представлений детей о здоровье в экспериментальной группе составил: высокий уровень — 44 %; средний уровень — 36 %; низкий уровень — 20 %.

В контрольной группе следующие результаты: высокий уровень — 60 %; средний уровень — 36 %; низкий уровень — 4 %.

Уровень сформированности умения сдерживать свои непосредственные побуждения у детей в экспериментальной группе составил: оптимальный уровень — 20 %; допустимый уровень — 68 %; недостаточный уровень — 12 %.

В контрольной группе следующие результаты: оптимальный уровень — 27 %; допустимый уровень — 41 %; недостаточный уровень — 32 %.

После полученных данных и их обработки было разработано календарно-тематическое планирование, которое включало в себя ряд мероприятий таких как: занятия «Мое здоровье», «Путешествие в школу здоровья», «Дорога к доброму здоровью», Изготовление букроссинга «Если хочешь быть здоров» и др., спортивные мероприятия «Я здоровье сберегу-сам себе я помогу», «В здоровом теле — здоровый дух», квест-игра с родителями «Семь лепестков здоровья», а также викторины, интерактивные беседы, познавательные часы.

После проведенных мероприятий была проведена промежуточная диагностика, которая показала следующие результаты:

Уровень сформированности гигиенической культуры у детей в экспериментальной группе составил: высокий уровень — 52 %; средний уровень — 40 %; низкий уровень — 8 %.

В контрольной группе следующие результаты: высокий уровень — 33 %; средний уровень — 55 %; низкий уровень — 12 %.

Уровень сформированности представлений детей о здоровье в экспериментальной группе составил: высокий уровень — 62 %; средний уровень — 27 %; низкий уровень — 11 %.

В контрольной группе следующие результаты: высокий уровень — 66 %; средний уровень — 26 %; низкий уровень — 8 %.

Уровень сформированности умения сдерживать свои непосредственные побуждения у детей в экспериментальной группе составил: оптимальный уровень — 54 %; допустимый уровень — 38 %; недостаточный уровень — 8 %.

В контрольной группе следующие результаты: оптимальный уровень — 29 %; допустимый уровень — 46 %; недостаточный уровень — 25 %.

Согласно диагностическим исследованиям, можно сделать вывод, что прослеживается стабильная, позитивная динамика по всем направлениям развития в экспериментальной группе.

В результате проделанной работы можно сделать вывод, что образовательная деятельность реализуется на достаточном уровне, и дети способны применять полученные ими знания в повседневной деятельности.

Такой подход в системе развития детей идёт по пути развития навыков в комплексе с достижением личностных результатов. И это первый шаг к созданию школы возможностей, школы в которой развивается личностный потенциал дошкольника.

Литература:

  1. Каган, М. С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. М., 1974.
  2. Сорокоумова Г. В. Изучение личностного потенциала педагогов: учебное пособие по курсу «Психология личности». Н. Новгород: НФ УРАО, 2010. 280 с.
Основные термины (генерируются автоматически): личностный потенциал ребенка, высокий уровень, уровень, экспериментальная группа, контрольная группа, допустимый уровень, недостаточный уровень, оптимальный уровень, гигиеническая культура, личностный потенциал.


Похожие статьи

Воспитание успешной личности. Взаимодействие с родительским сообществом в рамках Программы по развитию личностного потенциала

В статье раскрывается система работы педагогов детского сада с семьей по развитию личностного потенциала дошкольников с учетом концептуально новых подходов.

Влияние детско-родительских отношений на мотивацию и интеллектуальную сферу младшего школьника

Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.

Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста

В своей статье автор даёт конкретные рекомендации и выявляет условия для педагогов, которые способствовали бы развитию способностей, эмоциональной сферы дошкольников, формированию умения правильно выбирать и использовать изобразительные материалы в р...

Преимущество проектного метода в части реализации образовательных задач дошкольной организации

Авторы статьи показывают преимущество метода проектов в реализации задач дошкольного образования и воспитания, заключающегося в субъектной позиции ребенка, проявляющейся в разных видах детской деятельности и активности.

Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду

В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.

Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованных игр

В статье раскрыты педагогические возможности театрализованной деятельности в формировании эмоциональной отзывчивости детей. Показано, что компетентность педагога является необходимым условием профессиональной, системной, творческой работы с детьми.

Развитие одаренности у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема развития одаренности детей дошкольного возраста в системе образовательно-воспитательной деятельности. Автором изложены необходимые формы, методы и приемы обучения детей, направленные на развитие одаренности.

К вопросу о развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности

В статье обозначена актуальность развития эмоциональной сферы детей в старшем дошкольном возрасте, раскрыта роль театрализованной деятельности в развитии эмоциональной сферы и условия ее организации.

Мотивация как личностно-регулятивный механизм познавательных способностей

Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.

Формирование коммуникативных навыков у подростков во внеурочное время

В статье автор представляет направления работы во внеурочное время с подростками по формированию коммуникативных навыков.

Похожие статьи

Воспитание успешной личности. Взаимодействие с родительским сообществом в рамках Программы по развитию личностного потенциала

В статье раскрывается система работы педагогов детского сада с семьей по развитию личностного потенциала дошкольников с учетом концептуально новых подходов.

Влияние детско-родительских отношений на мотивацию и интеллектуальную сферу младшего школьника

Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.

Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста

В своей статье автор даёт конкретные рекомендации и выявляет условия для педагогов, которые способствовали бы развитию способностей, эмоциональной сферы дошкольников, формированию умения правильно выбирать и использовать изобразительные материалы в р...

Преимущество проектного метода в части реализации образовательных задач дошкольной организации

Авторы статьи показывают преимущество метода проектов в реализации задач дошкольного образования и воспитания, заключающегося в субъектной позиции ребенка, проявляющейся в разных видах детской деятельности и активности.

Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду

В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.

Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованных игр

В статье раскрыты педагогические возможности театрализованной деятельности в формировании эмоциональной отзывчивости детей. Показано, что компетентность педагога является необходимым условием профессиональной, системной, творческой работы с детьми.

Развитие одаренности у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема развития одаренности детей дошкольного возраста в системе образовательно-воспитательной деятельности. Автором изложены необходимые формы, методы и приемы обучения детей, направленные на развитие одаренности.

К вопросу о развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности

В статье обозначена актуальность развития эмоциональной сферы детей в старшем дошкольном возрасте, раскрыта роль театрализованной деятельности в развитии эмоциональной сферы и условия ее организации.

Мотивация как личностно-регулятивный механизм познавательных способностей

Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.

Формирование коммуникативных навыков у подростков во внеурочное время

В статье автор представляет направления работы во внеурочное время с подростками по формированию коммуникативных навыков.

Задать вопрос