Современные подходы к организации оздоровления детей в детском саду
Авторы: Петрина Зоя Николаевна, Гришина Светлана Валентиновна, Борискина Ольга Вячеславовна
Рубрика: Технологии здоровьесбережения
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (38) январь 2021 г.
Дата публикации: 08.12.2020
Статья просмотрена: 132 раза
Библиографическое описание:
Петрина, З. Н. Современные подходы к организации оздоровления детей в детском саду / З. Н. Петрина, С. В. Гришина, О. В. Борискина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 1 (38). — С. 14-17. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/185/5847/ (дата обращения: 16.12.2024).
Статья посвящена практико-деятельностному подходу к организации оздоровления детей в детском саду. Демонстрируется модель оздоровительной деятельности с использованием инновационных технологий. Экспериментально подтверждено, что все этапы реализации модели взаимосвязаны. Эффективность модели доказана.
Ключевые слова: оздоровление, дети, детский сад, современные подходы, модель.
Введение. В современном мире, в век цифровизации, когда высочайшие темпы развития общества предъявляет не менее высокие требования к человеку и его здоровью, очень важно проведение оздоровительной педагогики в детском саду. Раннее формирование культуры здоровья обеспечит значимость и ценность здорового образа жизни.
Реализация приоритетных национальных проектов в области образования, указа Президента РФ «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства», «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года» предполагает совершенствование процесса физического воспитания детей на основе сочетания спортивных традиций, современного здоровьесберегающего опыта, деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка, включающего психическое, психологическое, соматическое и нравственное здоровье. В связи с осмыслением проблем состояния здоровья дошкольников, а так как здоровье подрастающего поколения отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования, актуальность задач профилактики, сохранения и укрепления здоровья дошкольников обусловлена тем, что дошкольное детство — это подготовка к школьному обучению. Согласно принципу ведущей деятельности, в данном случае, игры, образовательные процессы обеспечивают реализацию здоровьесберегающих технологий только тогда, когда имеют деятельностные формы и соответствующее содержание. То есть, когда между воспитательно-образовательным процессом, физическим, личностным и психическим развитием ребенка стоит его деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в соматическом состоянии здоровья и психологических особенностях его личности.
Степень разработанности проблемы. В отечественной дошкольной педагогике накоплен практический опыт формирования здоровьесберегающего воспитательно-образовательного пространства. На первый план выступает взаимодействие субъектов по созданию здоровьесберегающих условий с целью формирования здорового образа жизни дошкольников.
Л. Н. Волошина считает, что при создании здоровьесберегающего образовательного пространства необходимо обращать внимание на механизмы самоорганизации, волевую регуляцию, мотивацию [2].
И. Ю. Кокаева считает необходимым создание совокупных условий в региональном образовательном пространстве для сохранения и укрепления здоровья детей.
Е. М. Беспаленко, Д. И. Гасанова обосновывают систему психотехнических упражнений, игровых упражнений, игровых тренировок, которые содействуют психологическому и физическому развитию, совершенствуют двигательную активность, развивают когнитивные процессы и эмоционально-волевую сферу детей [1].
Изучение этой и другой литературы позволило разработать модель оздоровительной деятельности с использованием инновационных технологий. Модель соединяет в себе все компоненты оздоровительной деятельности в детском саду. Ее реализация уже показала результаты эффективности, успешность применения современных образовательных технологий.
Рис. 1. Модель оздоровительной деятельности с использованием инновационных технологий в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 21»
Оздоровительная деятельность в детском саду состоит из комплекса взаимосвязанных компонентов, относящихся к развивающей предметно-пространственной среде. Средовое обеспечение не ограничивается групповой комнатой. В детском саду имеется достаточно хорошее обеспечение для проведения эргопедагогики, релаксации, активизации.
Заботясь о соматическом здоровье, правильно организовывается питание, прогулки, соблюдение режимных моментов. Сохранению соматического здоровья способствуют занятия физической культурой, утренняя гимнастика, минутки активности, танцевальная ритмика, интерактивный пол и др.
Зона предметно-пространственной среды «Уголок здоровья» содержит дидактические игры, игрушки, массажные коврики, игрушки «Антистресс», массажные мячи и др. Занятия с педагогом-психологом включает психотехнические игры и упражнения, психологические упражнения, психологические игры для создания комфортного эмоционального пребывания в детском саду.
Лекотека предназначена для предоставления ребенку возможности побыть наедине с собой, поиграть в любимые игрушки, участвовать в играх с песком и др. Логопед решает проблему коррекции не только звукопроизношения, постановки речи, но и работает над снятием психологических комплексов, стрессов, тревожности.
Важным и особенным является кружок «Добродел». Цель создания кружка — формирование нравственного здоровья. Это образовательная деятельность, направленная на создание системы мотивационных ценностей, установок, норм поведения ребенка в социуме. Педагоги акцентируют внимание на нравственном здоровье ребенка, как как оно является стержнем нашего образа жизни. Нарушения нравственного здоровья могут стать причиной психологического неблагополучия в детстве и во взрослом возрасте.
Семья — непосредственный участник оздоровительной деятельности. Для привлечения семьи проводятся совместные праздники, направленные не только на физическое развитие, но и на эмоционально-волевое. Эмоции — ключ ко всем видам здоровья. От негативных эмоций необходимо избавляться, иначе они станут миной замедленного действия, заложенной под фундамент здоровья ребенка. В этой связи тесный контакт с родителями по проведению здоровьесберегающих мероприятий оказывает положительный эффект.
Реализуя образовательные программы, педагоги учитывают резервы здоровья детей, т. е. максимальное количество физиологических, психологических, психических возможностей органов и систем органов. Мониторинг реализации модели оценивается по следующим признакам здоровья детей: устойчивая иммунная система (ребенок не более в течение полугода); рост и развитие организма; отсутствие неврологических заболеваний; морально-волевые и ценностно-мотивационные установки. Мониторинг осуществляет заместитель заведующего ДОО и старший воспитатель. Для сравнения взяты годы 2018–2020. Бальная оценка от 0 до 3.
Рис. 2. Диаграмма анализа оздоровительной деятельности с использованием инновационных технологий в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 21»
Таким образом, наилучшие результаты по соматическому здоровью. Возможно, равномерность повышения связана со взрослением детей, изменением физического здоровья. Психологическое здоровье снизилось в 2020 году. Возможно, причина во временном прекращении работы детского сада, тревожной ситуации в семьях из-за пандемии covid-19.
Полученные результаты говорят об эффективности модели, она будет усовершенствоваться, видоизменяться, то цель ее реализации — качество оздоровительной деятельности в ДОО.
Литература:
- Беспаленко, Е. М. Психотехнические игры как средство физического воспитания младших школьников. Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции «Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе». — Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2011. — 498 с.
- Волошина,Л. Н. Развитие здоровьесберегающего образовательного пространства дошкольных учреждений: методология, теория, практика: дис. … док. пед. наук / Л. Н. Волошина. — Екатеринбург, 2006. — 434 с.
Похожие статьи
Модель педагогической безопасности образовательной среды детского сада
Статья посвящена вопросам обеспечения педагогической безопасности образовательной среды дошкольной образовательной организации. Разработана модель педагогической безопасности образовательной среды детского сада. Отмечена целесообразность реализации м...
Использование воспитателем дошкольной образовательной организации современных технологий познавательного развития детей
Статья посвящена описанию опыта использования в воспитательно-образовательном процессе детского сада современных технологий познавательного развития дошкольников. Представлена воспитательно-образовательная модель современных технологий познавательног...
Ранняя профессиональная ориентация дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации
Статья посвящена обоснованию проведения ранней профессиональной ориентации в детском саду. Рассмотрены различные подходы к проблеме. Обоснована и практически доказана необходимость образовательной и воспитательной деятельности в данном направлении. О...
Современные методы и технологии обучения и диагностики в дошкольных образовательных учреждениях
Целью научной статьи является анализ современных учебно-диагностических методов, технологий обучения и диагностики в дошкольных заведениях (детсадах). В работе автор статьи исследует и приводит примеры применения инновационных технологий для развития...
Опыт реализации модели экологического развития на основе анимационной педагогики и STEM-образования детей дошкольного возраста
Современное дошкольное образование направлено на формирование у воспитанников при выходе из детского сада компетенций разных уровней. В статье автор представляет авторскую модель экологического развития детей старшего дошкольного возраста посредством...
Педагогическое сопровождение социального развития детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации
Исследование посвящено изучению социального развития дошкольников раннего возраста. Разработана модель, представляющая собой совокупность методов, диагностических процедур и сопровождения дошкольников раннего возраста.
Современные методы и подходы в работе с одаренными обучающимися в начальной школе
В статье рассматривается одаренность как системное, развивающееся качество психики, которое способствует достижению обучающимися начальных классов более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими детьми. Пред...
Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду
В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.
Лэпбук как один из способов моделирования развивающей предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с ФГОС
В статье предлагается общей обзор использования лэпбука в учебно-воспитательном процессе ДОО, особенности и его положительные стороны применения. Приведены результаты экспериментально-диагностического исследования уровня развития творческого мышления...
Использование проблемного обучения в формировании здорового образа жизни у дошкольников
В статье рассматривается проблемное обучение как одной из эффективных образовательных технологий, позволяющей сформировать культуру здоровья у дошкольников. Дается обоснование использования проблемного обучения, и обзор литературы по проблеме формиро...
Похожие статьи
Модель педагогической безопасности образовательной среды детского сада
Статья посвящена вопросам обеспечения педагогической безопасности образовательной среды дошкольной образовательной организации. Разработана модель педагогической безопасности образовательной среды детского сада. Отмечена целесообразность реализации м...
Использование воспитателем дошкольной образовательной организации современных технологий познавательного развития детей
Статья посвящена описанию опыта использования в воспитательно-образовательном процессе детского сада современных технологий познавательного развития дошкольников. Представлена воспитательно-образовательная модель современных технологий познавательног...
Ранняя профессиональная ориентация дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации
Статья посвящена обоснованию проведения ранней профессиональной ориентации в детском саду. Рассмотрены различные подходы к проблеме. Обоснована и практически доказана необходимость образовательной и воспитательной деятельности в данном направлении. О...
Современные методы и технологии обучения и диагностики в дошкольных образовательных учреждениях
Целью научной статьи является анализ современных учебно-диагностических методов, технологий обучения и диагностики в дошкольных заведениях (детсадах). В работе автор статьи исследует и приводит примеры применения инновационных технологий для развития...
Опыт реализации модели экологического развития на основе анимационной педагогики и STEM-образования детей дошкольного возраста
Современное дошкольное образование направлено на формирование у воспитанников при выходе из детского сада компетенций разных уровней. В статье автор представляет авторскую модель экологического развития детей старшего дошкольного возраста посредством...
Педагогическое сопровождение социального развития детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации
Исследование посвящено изучению социального развития дошкольников раннего возраста. Разработана модель, представляющая собой совокупность методов, диагностических процедур и сопровождения дошкольников раннего возраста.
Современные методы и подходы в работе с одаренными обучающимися в начальной школе
В статье рассматривается одаренность как системное, развивающееся качество психики, которое способствует достижению обучающимися начальных классов более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими детьми. Пред...
Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду
В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.
Лэпбук как один из способов моделирования развивающей предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с ФГОС
В статье предлагается общей обзор использования лэпбука в учебно-воспитательном процессе ДОО, особенности и его положительные стороны применения. Приведены результаты экспериментально-диагностического исследования уровня развития творческого мышления...
Использование проблемного обучения в формировании здорового образа жизни у дошкольников
В статье рассматривается проблемное обучение как одной из эффективных образовательных технологий, позволяющей сформировать культуру здоровья у дошкольников. Дается обоснование использования проблемного обучения, и обзор литературы по проблеме формиро...