Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ на современном этапе развития образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (302) март 2020 г.

Дата публикации: 22.03.2020

Статья просмотрена: 129 раз

Библиографическое описание:

Аникеева, Е. П. Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ на современном этапе развития образования / Е. П. Аникеева, Н. Я. Ермоленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 12 (302). — С. 252-253. — URL: https://moluch.ru/archive/302/68195/ (дата обращения: 16.11.2024).



Давно известно, что дошкольный возраст один из самых важных периодов в процессе формирования личности человека. Он является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны.

Основная задача нашего детского сада, в принципе, как и любой другой образовательной организации — охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей, индивидуально подготовить каждого ребенка дошкольного возраста к его самостоятельной жизни, предоставив ему все необходимые знания и развив у него все необходимые навыки и умения, воспитав определенные положительные привычки. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. [3]

Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья детей.

Анализируя данные посещения детьми нашего дошкольного учреждения за 2017–2019 года, мы пришли к выводу, что процент заболеваемости детей возрос.

Год

Процент заболеваемости

2017

36 %

2018

39 %

2019

41 %

Это небольшое исследование состояния здоровья наших воспитанников позволило прийти к выводу о том, что главная задача, стоящая перед нами, — снижение риска развития хронических заболеваний, укрепление и развитие имеющегося ресурса здоровья.

Таким образом, одним из направлений в своей работе мы выделили введение здоровьесберегающих технологий в организованную образовательную деятельность, в формировании здорового образа жизни. Новизна заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в течение всего времени пребывания дошкольника в детском саду.

В процессе своей деятельности мы стремимся к реализации следующих задач:

– обеспечивать определенные условия для физического и психологического комфорта участников воспитательного и образовательного процесса;

– формировать доступные знания о пользе занятий физической культурой, об основных гигиенических правилах;

– реализовывать комплексный подход в использовании всех методов и форм образовательной работы с детьми дошкольного возраста для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;

– формировать основы безопасности жизнедеятельности;

– оказывать помощь семье в сохранении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

Проанализировав причины болезней дошкольников, мы пришли к выводу о необходимости решать эти проблемы комплексно. [1]

Первое, что мы сделали это анкетирование родителей на тему: «Как питается ваш ребенок дома?», «Какой режим дня у вашего ребенка?» и др. Провели цикл бесед «Я и мой ребенок», «Здоровьесберегающие технологии в детском саду и в семье», «Разговор о правильном питании», «Режим дня дошкольника». Очень помогла здесь медсестра, совместно с ней была составлена таблица состояния здоровья воспитанников на начало года и на конец года. Также активно работал психолог, проводя в течении года своё текущее анкетирование.

В процессе работы был собран материал по использованию здоровьесберегающих технологий, разработаны картотеки игр и упражнений, составлены памятки для родителей. [2]

Для успешного решения поставленных задач в нашем дошкольном учреждении созданы все необходимые условия. Это, прежде всего здоровье сберегающая предметно-развивающая среда:

– физкультурный зал, оборудованный стандартным и нестандартным оборудованием и другими спортивными атрибутами и тренажерами;

– спортивная площадка, оборудованная стационарным оборудованием для развития основных видов движения, позволяющая проводить физкультурные занятия, оздоровительный бег и спортивные мероприятия на открытом воздухе;

«Островок здоровья», который расположился на территории нашего детского сада, в тенистом саду и о котором хотелось бы рассказать подробнее, так как в этом году наша группа заняла 1 место врайонном конкурсе на лучшую презентацию «Островок здоровья». [5]

Участвуя в смотре-конкурсе «Лучшая разработка нетрадиционного физкультурного оборудования» среди групп ДОУ наша группа заняла 3 место.

Разнообразные лечебно-оздоровительные мероприятия, осуществляемые в рамках здоровьесбережения, наряду с активно проводимой разносторонней санитарно-просветительной работой, позволяют максимально использовать все доступные средства для достижения главной цели — формирование, сохранение и укрепление здоровья всех детей дошкольного учреждения. [4]

С целью повышения эффективности работы педагогов в области формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников и в рамках муниципального проекта «Важнее всего на свете — здоровые дети» в нашем деском саду прошел смотр-конкурс дидактических игр и пособий по воспитанию культурно-гигиенических навыков и культуры еды «Чистота — залог здоровья!».

В октябре 2017 г. в прошел семинар-практикум для педагогов ДОУ «Культурно-гигиенические навыки— важная составная часть культуры поведения» с целью повышения педагогической компетентности педагогов по проблеме приобщения детей к здоровому образу жизни через привитие навыков гигиены и самообслуживания, активизации мыслительной деятельности педагогов в процессе их работы в микрогруппах, который занял 1 место врайонных педагогических чтениях.

Также в ноябре в рамках проекта «Управление здоровьем», который стартовал в 2016 году на территории Белгородской области, инициированный губернатором Е. С. Савченко, педагогами ДОУ были подготовлены и проведены мероприятия по формированию основ здорового образа жизни. Своим опытом воспитания детей и привитием навыков здорового образа жизни за круглым столом «Здоровая семья — здоровый ребенок» поделились родители нашей группы.

Особую значимость в процессе сохранения здоровья детей имеют двигательные задания, подвижные игры, которые всегда интересны, обладают большим эмоциональным зарядом, дают возможность увеличивать двигательную активность детей в ДОУ. Дети показывают высокий уровень развития физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных возможностей человека: быстроты, гибкости, равновесия, выносливости и ловкости, достаточный уровень развития основных движений у детей.

В результате проделанной работы у детей вырос интерес к двигательной деятельности, дети начинают понимать значимость заботы о своём здоровье, овладели необходимыми культурно-гигиеническими навыками. Дети стали более спокойными и уравновешенными, улучшился психологический микроклимат в группе. Уровень заболеваемости по сравнению с прошлым годом не снизился, но и не увеличился — в данном возрасте отсутствие отрицательной динамики является хорошим показателем, т. к. дети ещё маленькие и часто болеют.

Таким образом, современные подходы к организации здоровье-сберегающей среды направлены на созданиеэмоционально — комфортных условий пребывания ребенка в ДОУ и содействуют его физическому, духовному и социальному благополучию.

Литература:

  1. Каштанова Т. В. Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении: практическое пособие М.:2002
  2. Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005–127 с.
  3. Зимонина В. А. Воспитание ребёнка — дошкольника. Расту здоровым. М.; ВЛАДОС,2003–304 с
  4. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002–64 с.
  5. http://festival.1september.ru/(Теоретический семинар «Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога» Чеботарева О. В.)
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, здоровый образ жизни, дошкольное учреждение, дошкольный возраст, ребенок, группа, навык, укрепление здоровья детей.


Похожие статьи

Создание здоровьесберегающей среды на уроках физической культуры

Развитие здоровьесберегающего образовательного пространства в условиях внедрения ФГОС ДО

Реализация проекта «Мое здоровье» как оптимальная организация здоровьесберегающего образовательного процесса в ДОУ

Формирование безопасной здоровьесберегающей среды на уроках химии

Здоровьесберегающая среда как условие формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в системе развивающего обучения

Предметно-развивающая среда в ДОУ как пространство для социального развития дошкольников

Организация здоровьесберегающей деятельности старших дошкольников через взаимодействие ДОУ с семьей

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС ДО

Реализация здоровьесберегающих технологий в дошкольной образовательной организации

Создание условий для формирования краеведческой культуры в ДОУ у детей дошкольного возраста через музейную педагогику

Похожие статьи

Создание здоровьесберегающей среды на уроках физической культуры

Развитие здоровьесберегающего образовательного пространства в условиях внедрения ФГОС ДО

Реализация проекта «Мое здоровье» как оптимальная организация здоровьесберегающего образовательного процесса в ДОУ

Формирование безопасной здоровьесберегающей среды на уроках химии

Здоровьесберегающая среда как условие формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в системе развивающего обучения

Предметно-развивающая среда в ДОУ как пространство для социального развития дошкольников

Организация здоровьесберегающей деятельности старших дошкольников через взаимодействие ДОУ с семьей

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС ДО

Реализация здоровьесберегающих технологий в дошкольной образовательной организации

Создание условий для формирования краеведческой культуры в ДОУ у детей дошкольного возраста через музейную педагогику

Задать вопрос