Давно известно, что дошкольный возраст один из самых важных периодов в процессе формирования личности человека. Он является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны.
Основная задача нашего детского сада, в принципе, как и любой другой образовательной организации — охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей, индивидуально подготовить каждого ребенка дошкольного возраста к его самостоятельной жизни, предоставив ему все необходимые знания и развив у него все необходимые навыки и умения, воспитав определенные положительные привычки. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. [3]
Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья детей.
Анализируя данные посещения детьми нашего дошкольного учреждения за 2017–2019 года, мы пришли к выводу, что процент заболеваемости детей возрос.
Год |
Процент заболеваемости |
2017 |
36 % |
2018 |
39 % |
2019 |
41 % |
Это небольшое исследование состояния здоровья наших воспитанников позволило прийти к выводу о том, что главная задача, стоящая перед нами, — снижение риска развития хронических заболеваний, укрепление и развитие имеющегося ресурса здоровья.
Таким образом, одним из направлений в своей работе мы выделили введение здоровьесберегающих технологий в организованную образовательную деятельность, в формировании здорового образа жизни. Новизна заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в течение всего времени пребывания дошкольника в детском саду.
В процессе своей деятельности мы стремимся к реализации следующих задач:
– обеспечивать определенные условия для физического и психологического комфорта участников воспитательного и образовательного процесса;
– формировать доступные знания о пользе занятий физической культурой, об основных гигиенических правилах;
– реализовывать комплексный подход в использовании всех методов и форм образовательной работы с детьми дошкольного возраста для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;
– формировать основы безопасности жизнедеятельности;
– оказывать помощь семье в сохранении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.
Проанализировав причины болезней дошкольников, мы пришли к выводу о необходимости решать эти проблемы комплексно. [1]
Первое, что мы сделали это анкетирование родителей на тему: «Как питается ваш ребенок дома?», «Какой режим дня у вашего ребенка?» и др. Провели цикл бесед «Я и мой ребенок», «Здоровьесберегающие технологии в детском саду и в семье», «Разговор о правильном питании», «Режим дня дошкольника». Очень помогла здесь медсестра, совместно с ней была составлена таблица состояния здоровья воспитанников на начало года и на конец года. Также активно работал психолог, проводя в течении года своё текущее анкетирование.
В процессе работы был собран материал по использованию здоровьесберегающих технологий, разработаны картотеки игр и упражнений, составлены памятки для родителей. [2]
Для успешного решения поставленных задач в нашем дошкольном учреждении созданы все необходимые условия. Это, прежде всего здоровье сберегающая предметно-развивающая среда:
– физкультурный зал, оборудованный стандартным и нестандартным оборудованием и другими спортивными атрибутами и тренажерами;
– спортивная площадка, оборудованная стационарным оборудованием для развития основных видов движения, позволяющая проводить физкультурные занятия, оздоровительный бег и спортивные мероприятия на открытом воздухе;
– «Островок здоровья», который расположился на территории нашего детского сада, в тенистом саду и о котором хотелось бы рассказать подробнее, так как в этом году наша группа заняла 1 место врайонном конкурсе на лучшую презентацию «Островок здоровья». [5]
Участвуя в смотре-конкурсе «Лучшая разработка нетрадиционного физкультурного оборудования» среди групп ДОУ наша группа заняла 3 место.
Разнообразные лечебно-оздоровительные мероприятия, осуществляемые в рамках здоровьесбережения, наряду с активно проводимой разносторонней санитарно-просветительной работой, позволяют максимально использовать все доступные средства для достижения главной цели — формирование, сохранение и укрепление здоровья всех детей дошкольного учреждения. [4]
С целью повышения эффективности работы педагогов в области формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников и в рамках муниципального проекта «Важнее всего на свете — здоровые дети» в нашем деском саду прошел смотр-конкурс дидактических игр и пособий по воспитанию культурно-гигиенических навыков и культуры еды «Чистота — залог здоровья!».
В октябре 2017 г. в прошел семинар-практикум для педагогов ДОУ «Культурно-гигиенические навыки— важная составная часть культуры поведения» с целью повышения педагогической компетентности педагогов по проблеме приобщения детей к здоровому образу жизни через привитие навыков гигиены и самообслуживания, активизации мыслительной деятельности педагогов в процессе их работы в микрогруппах, который занял 1 место врайонных педагогических чтениях.
Также в ноябре в рамках проекта «Управление здоровьем», который стартовал в 2016 году на территории Белгородской области, инициированный губернатором Е. С. Савченко, педагогами ДОУ были подготовлены и проведены мероприятия по формированию основ здорового образа жизни. Своим опытом воспитания детей и привитием навыков здорового образа жизни за круглым столом «Здоровая семья — здоровый ребенок» поделились родители нашей группы.
Особую значимость в процессе сохранения здоровья детей имеют двигательные задания, подвижные игры, которые всегда интересны, обладают большим эмоциональным зарядом, дают возможность увеличивать двигательную активность детей в ДОУ. Дети показывают высокий уровень развития физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных возможностей человека: быстроты, гибкости, равновесия, выносливости и ловкости, достаточный уровень развития основных движений у детей.
В результате проделанной работы у детей вырос интерес к двигательной деятельности, дети начинают понимать значимость заботы о своём здоровье, овладели необходимыми культурно-гигиеническими навыками. Дети стали более спокойными и уравновешенными, улучшился психологический микроклимат в группе. Уровень заболеваемости по сравнению с прошлым годом не снизился, но и не увеличился — в данном возрасте отсутствие отрицательной динамики является хорошим показателем, т. к. дети ещё маленькие и часто болеют.
Таким образом, современные подходы к организации здоровье-сберегающей среды направлены на созданиеэмоционально — комфортных условий пребывания ребенка в ДОУ и содействуют его физическому, духовному и социальному благополучию.
Литература:
- Каштанова Т. В. Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении: практическое пособие М.:2002
- Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005–127 с.
- Зимонина В. А. Воспитание ребёнка — дошкольника. Расту здоровым. М.; ВЛАДОС,2003–304 с
- Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002–64 с.
- http://festival.1september.ru/(Теоретический семинар «Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога» Чеботарева О. В.)