Здоровье — одна из самых высоких социальных ценностей. Проблема оздоровления подрастающего поколения сегодня приобретает все большую актуальность в связи с устойчивой тенденцией к ухудшению здоровья.
Здоровый ребенок — приоритетное направление современной действительности, и только здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране. Не будет преувеличением сказать, что семья и детский сад — те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если дошкольное учреждение не решает это совместно с семьей, не создает сообщество «дети — родители — педагоги».
Дошкольное детство является важным этапом формирования здоровья, развития у него физических навыков и умений. С раннего возраста и на протяжении последующей жизни человек проходит неповторяемый и огромный путь развития. На данном этапе необходимо сформировать у воспитанников базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Детскому саду необходимо постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранения и укрепления здоровья дошкольника на всех этапах его обучения и развития. В настоящее время существуют разнообразные формы и виды деятельности, которые обеспечивают высокий уровень реального здоровья детей и воспитание физической культуры, позволяющие ребенку самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Их комплекс получил общее название «здоровьесберегающие технологии». Объединение педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное — самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья становится главным назначением таких новых технологий.
Здоровьесберегающая технология — это целостная система воспитательно — оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и доктора. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий — обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Кроме того, серьезной задачей является воспитание валеологической культуры детей для формирования у них осознанного отношения к здоровью и жизни, как собственной, так и других людей.
Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих.
Так в саду постепенно сложилась система здоровьесбережения:
– различные оздоровительные режимы;
– комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по «дорожкам здоровья», профилактика плоскостопия; максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика после дневного сна);
– организованная образовательная деятельность по физической культуре всех типов;
– оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки);
– организация рационального питания; медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
– соблюдение требований СанПиН к организации педагогического процесса; комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.
Основные направления работы по здоровьесбережению в детском саду;
– Лечебно-профилактическое (фито -, и витаминотерапия);
– Лечебно-оздоровительное (создание условий для оздоровительных режимов, бережное отношение к нервной системе ребенка, создание условий для самореализации и т. п.);
– Обеспечение психологической безопасности (комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения взрослого с детьми, использование приемов релаксации в режиме дня).
Можно выделить следующие виды современных здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольном образовании.
Технология обучения ЗОЖ
Образовательная деятельность по физической культуре:
– Утренняя гимнастика
– Игротерапия
– Самомассаж
– Точечный массаж
– Коммуникативные игры
– Оздоровительные игры
Технология сохранения и стимулирования здоровья:
– Зрительная гимнастика
– Дыхательная гимнастика
– Пальчиковая гимнастика
– Минутка-пробудка
– Релаксация
– Динамическая пауза
– Подвижные и спортивные игры
Коррекционные технологии:
– Сказкотерапия (групповое рассказывание, где рассказчики — группа детей)
– Музыкальное воздействие (используется в качестве вспомогательного средства для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя)
– Технология воздействия цветом (правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка).
Очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.
Условия работников ДОО сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Не случайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.
Реализация данного направления работы в полной мере стала возможна при тесном взаимодействии детского сада, семьи, специалистов ДОО, а также с социумом. Все стороны при этом направляли свои усилия на познание возможностей развития ребенка, создание благоприятных условий.
Такое взаимодействие способствовало установлению доверительных отношений, что оказало положительное влияние на состояние педагогического процесса.
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребенка — стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Литература:
- Ирхин В. Н., Е. А. Кортюкова. Здоровьесберегающая деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения — Белгород, 2006
- Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии.-М.: ВАКО, 2007
- Методическое пособие «Приобщаем дошкольника к здоровому образу жизни» — М.: 2012