Здоровьесбережение в деятельности дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДОО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (231) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 08.11.2018

Статья просмотрена: 383 раза

Библиографическое описание:

Демиденко, Е. П. Здоровьесбережение в деятельности дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДОО / Е. П. Демиденко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 45 (231). — С. 233-235. — URL: https://moluch.ru/archive/231/53569/ (дата обращения: 15.11.2024).



Здоровьесберегающие технологии в детском саду по ФГОС отличаются от других образовательных технологий своей комплексной диагностикой состояния организма ребенка и возможностью проанализировать динамику, благодаря которой получают полную картину оценки здоровья ребёнка.

Здоровьесберегающие технологии — технологии, направленные на сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Основополагающим в своей деятельности считаю обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Для реализации этой задачи широко применяю здоровьесберегающие технологи

Актуальность здоровьесберегающих технологиий:

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых выделяется проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие технологии — имеют свою цель и решают определённые задачи.

Результативность внедрения здоровьесберегающих технологий:

  1. Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников
  2. Сформированность навыков здорового образа жизни

Цель здоровьесберегающих технологиий:

Формировать осознанное отношение к соблюдению культурно-гигиенических требований и здоровьесберегающее поведение в повседневной жизни, эмоциональное благополучие, социальные навыки и уверенность в себе.

Задачи здоровьесберегающих технологий:

‒ формировать здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее поведение в специально созданных и жизненных ситуациях;

‒ создавать психологически комфортную среду в группах;

‒ обогащать эмоциональную сферу положительными эмоциями;

‒ развивать дружеские взаимоотношения через игру и общение в повседневной жизни;

‒ корректировать проявление эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка);

‒ дать представления о значении сердца, легких, мышц, языка, глаз, зубов в жизнедеятельности человека, условиях их нормального функционирования;

‒ развивать умения действовать в соответствии с усвоенными правилами;

‒ уметь объяснять, выражая в речи, свое здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее поведение.

Для достижения намеченных целей и реализации поставленных задач дифференцированно веду оздоровительную работу с детьми.

Забочусь об эмоциональном и физическом развитии воспитанников, поддержании у них бодрого, жизнерадостного настроения. Работаю в тесном контакте с инструктором по физической культуре и медицинской сестрой, особое внимание уделяю сохранению и укреплению здоровья каждого ребенка группы.

Использую учебно-методические рекомендации О. Г. Жуковой, А. Е. Белой, В. И. Мирясовой на занятиях и в повседневной жизни. Для решения задач сохранения и укрепления здоровья в течение всего образовательного процесса провожу работу, направленную на обеспечение мер по охране нервной системы и предупреждения утомления у детей:

‒ создаю в группе домашнюю, семейную обстановку;

‒ чётко соблюдаю режим дня;

‒ провожу непосредственно-образовательную деятельность в первой половине дня; (исключение продуктивная деятельность)

‒ организую перерывы между занятиями, включаю в них подвижные игры, использую на занятиях физкультурные паузы;

‒ формирую правильную осанку (слежу за правильным подбором мебели по росту детей, за позой детей во время занятий, сменой положения тела);

‒ оберегаю зрение воспитанников — контролирую освещение в группе, стараюсь правильно и удобно разместить воспитанников во время занятий.

Использую индивидуальный подход к каждому ребёнку, здоровьесберегающие технологии В. Ф. Базарного, подбираю демонстрационный и раздаточный материал крупного размера, провожу гимнастику для глаз. Развиваю общую, мелкую и артикуляционную моторику. Включаю физические упражнения на развитие координации движений, на связь движения и речи, на развитие пальцевой и артикуляционной моторики.

В период полярной ночи провожу здоровьеукрепляющие мероприятия: витаминизацию, увеличение продолжительности дневного сна и прогулок, организацию каникул.

Целенаправленно провожу работу по формированию у воспитанников привычки к здоровому образу (ЗОЖ) и основам безопасности жизни (ОБЖ). Оформила дидактические игры:

‒ «Берегите уши и глаза»,

‒ «Полезно-вредно»,

‒ «Собери в лукошко»,

‒ «Нужные, но острые предметы»,

‒ «Внимание! Электроприборы» и др.

Знакомлю с номерами телефонов экстренных служб, правилами поведения на улице, дорожного движения, правилами пожарной безопасности. Даю представления об организме человека. В системе провожу физкультурно-оздоровительную работу: утреннюю гимнастику, гимнастику после сна, воздушные процедуры, босохождение, сон без подушек, оздоровительный бег в конце прогулки.

Для решения задач сохранения и укрепления здоровья детей в группе оборудована физкультурная зона, оснащённая различным спортинвентарём и атрибутами. Так же детям доступны дорожки «здоровья».

Составила картотеку подвижных игр, динамических пауз, утренних гимнастик, бодрящей гимнастики после сна, дыхательной гимнастики в игровой форме. Оздоровительная работа даёт положительный результат, что подтверждает анализ заболеваемости.

Активно просвещаю родителей в области здоровьесберегающих технологий и привлекаю их к формированию у детей потребности в здоровом образе жизни. Использую разнообразные формы работы с семьёй: ширмы, фотостенды, папки-передвижки, открытые моменты, консультации, совместные мероприятия.

Использую разные современные виды здоровьетехнологий.

1. Медико-профилактические технологии

‒ Мониторинг здоровья

‒ Организация профилактических мероприятий

‒ Рациональное питание

‒ Рациональный режим дня

‒ Здоровьесберегающая среда

‒ Контроль и помощь в обеспечении требований СаНПиН

2. Физкультурно-оздоровительные технологии

‒ Двигательный режим

‒ Динамические паузы

‒ Закаливание

‒ Гимнастика

‒ Подвижные и спортивные игры

‒ Дни здоровья

‒ Спортивные развлечения, праздники

3. Социально-психологические технологии (Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка)технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника.

‒ Тренинги

‒ Релаксация

‒ Музыкотерапия

‒ Психогимнастика

‒ Сказкотерапия

‒ Рисорография

4. Образовательные технологииэто, прежде всего, технологии воспитания культуры здоровья дошкольников. Они предполагают проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о гигиенической и двигательной культуре, о здоровье и средствах его укрепления, функционировании организма и правилах заботы о нём, навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.

‒ формирование у ребёнка осознанного отношения к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье,

5. Валеологическое просвещение родителей. Информационно-просветительская деятельность выражается в

‒ формировании у родителей здорового образа жизни как ценности,

‒ в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в ДОУ,

‒ информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка,

‒ привлечении родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.

При этом выделяются три группы здоровьесберегающих технологий:

1. Технологии сохранения истимулирования здоровья:

‒ cтретчинг,

‒ ритмопластика,

‒ динамические паузы,

‒ подвижные и спортивные игры,

‒ релаксация,

‒ технологии эстетической направленности,

‒ гимнастика пальчиковая,

‒ гимнастика для глаз,

‒ гимнастика дыхательная,

‒ гимнастика бодрящая,

‒ гимнастика корригирующая,

‒ гимнастика ортопедическая.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни:

‒ физкультурное занятие,

‒ проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия),

‒ коммуникативные игры

‒ беседы из серии «Здоровье»,

‒ самомассаж,

‒ точечный самомассаж,

‒ активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья»)

3. Коррекционные технологии:

‒ арттерапия,

‒ технологии музыкального воздействия,

‒ сказкотерапия,

‒ технологии воздействия цветом,

‒ технологии коррекции поведения,

‒ психогимнастика,

‒ фонетическая и логопедическая ритмика.

Формы организации здоровьесберегающей работы:

‒ физкультурные занятия

‒ самостоятельная деятельность детей

‒ подвижные игры

‒ закаливающие процедуры

‒ утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)

‒ двигательно-оздоровительные физкультминутки

‒ физические упражнения после дневного сна

‒ физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами

‒ физкультурные прогулки (в парк, на стадион)

‒ физкультурные досуги

‒ спортивные праздники

‒ оздоровительные процедуры в водной среде

Таким образом, в связи с созданием в ДОУ системы оздоровительной работы c детьми, использованием здоровьесберегающих технологий, нетрадиционных форм работы (экскурсий, прогулок-походов, фитотерапии, игр-занятий по приобщению детей к ЗОЖ) отмечается рост высокого уровня физической подготовленности детей.

Также наблюдается положительная динамика снижения заболеваемости детей

Все дети с желанием посещают детский сад, что является, прежде всего, показателем психического благополучия. Приобщая детей к здоровому образу жизни, мы вооружаем их полезными умениями и навыками, воспитываем волю для преодоления трудностей, закладываем основу для нормальной жизни без вредных привычек.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, гимнастика, детский сад, игра, оздоровительная работа, повседневная жизнь, артикуляционная моторика, время занятий, дневный сон, утренняя гимнастика.


Похожие статьи

Инновационные формы взаимодействия родителей и педагогов дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС ДО

Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Воспитание культуры здоровья и здоровьесберегающие технологии в дошкольной образовательной организации

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Психологическое здоровье воспитателей дошкольных образовательных организаций как условие их эффективной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО и профессиональных стандартов

Организация образовательного процесса в старших группах в ДОУ в условиях внедрения ФГОС

Педагогические условия формирования компетентности родителей в области здоровьесбережения дошкольников (из опыта работы)

Влияние образовательной среды на сохранение профессионального здоровья педагога в ДОУ

Похожие статьи

Инновационные формы взаимодействия родителей и педагогов дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС ДО

Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Воспитание культуры здоровья и здоровьесберегающие технологии в дошкольной образовательной организации

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Психологическое здоровье воспитателей дошкольных образовательных организаций как условие их эффективной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО и профессиональных стандартов

Организация образовательного процесса в старших группах в ДОУ в условиях внедрения ФГОС

Педагогические условия формирования компетентности родителей в области здоровьесбережения дошкольников (из опыта работы)

Влияние образовательной среды на сохранение профессионального здоровья педагога в ДОУ

Задать вопрос