Здоровьесберегающие технологии в детском саду по ФГОС отличаются от других образовательных технологий своей комплексной диагностикой состояния организма ребенка и возможностью проанализировать динамику, благодаря которой получают полную картину оценки здоровья ребёнка.
Здоровьесберегающие технологии — технологии, направленные на сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Основополагающим в своей деятельности считаю обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Для реализации этой задачи широко применяю здоровьесберегающие технологи
Актуальность здоровьесберегающих технологиий:
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых выделяется проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие технологии — имеют свою цель и решают определённые задачи.
Результативность внедрения здоровьесберегающих технологий:
- Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников
- Сформированность навыков здорового образа жизни
Цель здоровьесберегающих технологиий:
Формировать осознанное отношение к соблюдению культурно-гигиенических требований и здоровьесберегающее поведение в повседневной жизни, эмоциональное благополучие, социальные навыки и уверенность в себе.
Задачи здоровьесберегающих технологий:
‒ формировать здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее поведение в специально созданных и жизненных ситуациях;
‒ создавать психологически комфортную среду в группах;
‒ обогащать эмоциональную сферу положительными эмоциями;
‒ развивать дружеские взаимоотношения через игру и общение в повседневной жизни;
‒ корректировать проявление эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка);
‒ дать представления о значении сердца, легких, мышц, языка, глаз, зубов в жизнедеятельности человека, условиях их нормального функционирования;
‒ развивать умения действовать в соответствии с усвоенными правилами;
‒ уметь объяснять, выражая в речи, свое здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее поведение.
Для достижения намеченных целей и реализации поставленных задач дифференцированно веду оздоровительную работу с детьми.
Забочусь об эмоциональном и физическом развитии воспитанников, поддержании у них бодрого, жизнерадостного настроения. Работаю в тесном контакте с инструктором по физической культуре и медицинской сестрой, особое внимание уделяю сохранению и укреплению здоровья каждого ребенка группы.
Использую учебно-методические рекомендации О. Г. Жуковой, А. Е. Белой, В. И. Мирясовой на занятиях и в повседневной жизни. Для решения задач сохранения и укрепления здоровья в течение всего образовательного процесса провожу работу, направленную на обеспечение мер по охране нервной системы и предупреждения утомления у детей:
‒ создаю в группе домашнюю, семейную обстановку;
‒ чётко соблюдаю режим дня;
‒ провожу непосредственно-образовательную деятельность в первой половине дня; (исключение продуктивная деятельность)
‒ организую перерывы между занятиями, включаю в них подвижные игры, использую на занятиях физкультурные паузы;
‒ формирую правильную осанку (слежу за правильным подбором мебели по росту детей, за позой детей во время занятий, сменой положения тела);
‒ оберегаю зрение воспитанников — контролирую освещение в группе, стараюсь правильно и удобно разместить воспитанников во время занятий.
Использую индивидуальный подход к каждому ребёнку, здоровьесберегающие технологии В. Ф. Базарного, подбираю демонстрационный и раздаточный материал крупного размера, провожу гимнастику для глаз. Развиваю общую, мелкую и артикуляционную моторику. Включаю физические упражнения на развитие координации движений, на связь движения и речи, на развитие пальцевой и артикуляционной моторики.
В период полярной ночи провожу здоровьеукрепляющие мероприятия: витаминизацию, увеличение продолжительности дневного сна и прогулок, организацию каникул.
Целенаправленно провожу работу по формированию у воспитанников привычки к здоровому образу (ЗОЖ) и основам безопасности жизни (ОБЖ). Оформила дидактические игры:
‒ «Берегите уши и глаза»,
‒ «Полезно-вредно»,
‒ «Собери в лукошко»,
‒ «Нужные, но острые предметы»,
‒ «Внимание! Электроприборы» и др.
Знакомлю с номерами телефонов экстренных служб, правилами поведения на улице, дорожного движения, правилами пожарной безопасности. Даю представления об организме человека. В системе провожу физкультурно-оздоровительную работу: утреннюю гимнастику, гимнастику после сна, воздушные процедуры, босохождение, сон без подушек, оздоровительный бег в конце прогулки.
Для решения задач сохранения и укрепления здоровья детей в группе оборудована физкультурная зона, оснащённая различным спортинвентарём и атрибутами. Так же детям доступны дорожки «здоровья».
Составила картотеку подвижных игр, динамических пауз, утренних гимнастик, бодрящей гимнастики после сна, дыхательной гимнастики в игровой форме. Оздоровительная работа даёт положительный результат, что подтверждает анализ заболеваемости.
Активно просвещаю родителей в области здоровьесберегающих технологий и привлекаю их к формированию у детей потребности в здоровом образе жизни. Использую разнообразные формы работы с семьёй: ширмы, фотостенды, папки-передвижки, открытые моменты, консультации, совместные мероприятия.
Использую разные современные виды здоровьетехнологий.
1. Медико-профилактические технологии
‒ Мониторинг здоровья
‒ Организация профилактических мероприятий
‒ Рациональное питание
‒ Рациональный режим дня
‒ Здоровьесберегающая среда
‒ Контроль и помощь в обеспечении требований СаНПиН
2. Физкультурно-оздоровительные технологии
‒ Двигательный режим
‒ Динамические паузы
‒ Закаливание
‒ Гимнастика
‒ Подвижные и спортивные игры
‒ Дни здоровья
‒ Спортивные развлечения, праздники
3. Социально-психологические технологии (Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка)— технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника.
‒ Тренинги
‒ Релаксация
‒ Музыкотерапия
‒ Психогимнастика
‒ Сказкотерапия
‒ Рисорография
4. Образовательные технологии— это, прежде всего, технологии воспитания культуры здоровья дошкольников. Они предполагают проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о гигиенической и двигательной культуре, о здоровье и средствах его укрепления, функционировании организма и правилах заботы о нём, навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.
‒ формирование у ребёнка осознанного отношения к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье,
5. Валеологическое просвещение родителей. Информационно-просветительская деятельность выражается в
‒ формировании у родителей здорового образа жизни как ценности,
‒ в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в ДОУ,
‒ информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка,
‒ привлечении родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.
При этом выделяются три группы здоровьесберегающих технологий:
1. Технологии сохранения истимулирования здоровья:
‒ cтретчинг,
‒ ритмопластика,
‒ динамические паузы,
‒ подвижные и спортивные игры,
‒ релаксация,
‒ технологии эстетической направленности,
‒ гимнастика пальчиковая,
‒ гимнастика для глаз,
‒ гимнастика дыхательная,
‒ гимнастика бодрящая,
‒ гимнастика корригирующая,
‒ гимнастика ортопедическая.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни:
‒ физкультурное занятие,
‒ проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия),
‒ коммуникативные игры
‒ беседы из серии «Здоровье»,
‒ самомассаж,
‒ точечный самомассаж,
‒ активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья»)
3. Коррекционные технологии:
‒ арттерапия,
‒ технологии музыкального воздействия,
‒ сказкотерапия,
‒ технологии воздействия цветом,
‒ технологии коррекции поведения,
‒ психогимнастика,
‒ фонетическая и логопедическая ритмика.
Формы организации здоровьесберегающей работы:
‒ физкультурные занятия
‒ самостоятельная деятельность детей
‒ подвижные игры
‒ закаливающие процедуры
‒ утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)
‒ двигательно-оздоровительные физкультминутки
‒ физические упражнения после дневного сна
‒ физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами
‒ физкультурные прогулки (в парк, на стадион)
‒ физкультурные досуги
‒ спортивные праздники
‒ оздоровительные процедуры в водной среде
Таким образом, в связи с созданием в ДОУ системы оздоровительной работы c детьми, использованием здоровьесберегающих технологий, нетрадиционных форм работы (экскурсий, прогулок-походов, фитотерапии, игр-занятий по приобщению детей к ЗОЖ) отмечается рост высокого уровня физической подготовленности детей.
Также наблюдается положительная динамика снижения заболеваемости детей
Все дети с желанием посещают детский сад, что является, прежде всего, показателем психического благополучия. Приобщая детей к здоровому образу жизни, мы вооружаем их полезными умениями и навыками, воспитываем волю для преодоления трудностей, закладываем основу для нормальной жизни без вредных привычек.