Новые методы и приемы организации физического воспитания дошкольников
Автор: Наливкина Юлия Михайловна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 10.11.2017
Статья просмотрена: 4099 раз
Библиографическое описание:
Наливкина, Ю. М. Новые методы и приемы организации физического воспитания дошкольников / Ю. М. Наливкина. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 60-63. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13272/ (дата обращения: 16.12.2024).
Жизнь — это система движений. Потребность в движении дана человеку природой. Все процессы внутреннего мира ребенка (удовольствие, удивление, сосредоточение, творческий поиск и т. д.) можно выразить движением. Познание мира через движение способствует полноценному развитию ребенка и определяет его готовность к систематической учебе в школе.
В движении заложены огромные возможности творческого, художественного потенциала личности. Если ограничить двигательную деятельность, то недостаточно развитая двигательная память может атрофироваться, что приведет к нарушению условных связей и снижению психической активности. Недостаточная физическая активность ребенка ведет к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к возникновению состояния мышечной пассивности и снижению работоспособности организма.
Взаимодействие различных движений обеспечивает развитие речи, формирует навыки чтения, письма, вычисления. От развития моторики пальцев рук зависят навыки логического мышления, его скорость и результативность. Неразвитость моторной сферы ребенка может затруднять его общение с другими людьми. Поэтому богатство и бедность движений ребенка является характеристикой его познавательного развития, творческого воображения.
В наше время дети испытывают дефицит в движении, так как они большую часть времени проводят в статистическом положении (за столами, телевизорами и компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, что влияет на нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие.
Гипокинезия — недостаточная двигательная активность. В первую очередь от гипокинезии страдает мышечная система: снижается тонус мышц, работоспособность, выносливость, уменьшается масса и объем мышц. Гипокинезия отрицательно влияет на функции многих жизненно важных систем организма, что сказывается на состоянии здоровья детей. Из-за неправильного физического воспитания у детей уменьшается естественная потребность в движении, снижается двигательная активность. Развиваются расстройства центральной нервной системы и внутренних органов. Нередко формируются различные дефекты осанки.
За последнее время число здоровых детей уменьшилось во много раз. Появляются такие характеристики у детей как: излишний вес, физиологическая незрелость, хронические заболевания, каждый третий ребенок страдает снижением остроты зрения. В настоящее время состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается. И поэтому актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск методов и приемов организации физического воспитания дошкольников.
Физическое воспитание дошкольников — сложный процесс. Несмотря на то, что усвоение техники выполнения физических упражнений первоначально осуществляется на специально организованных физкультурных занятиях, привычка действовать определенным способом успешно складывается только в том случае, если физические упражнения в дальнейшем включены в целостный двигательный режим.
Двигательный режим дошкольного учреждения включает в себя наряду с традиционными формами (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры др.) нетрадиционные формы и средства — инновационные педагогические технологии.
В основе ФГОС ДО лежит системно — деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования, где развитие личности ребенка основано на усвоение универсальных учебных действий. При таком подходе познание и освоение мира составляет цель и основной результат образования. Основная цель системно — деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе.
Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее, чтобы ребенок с самого раннего возраста учился самостоятельно добывать знания, а затем применять их на практике.
Системно-деятельностный подход позволяет сформировать у дошкольников деятельностные качества, определяющие успешность ребенка на разных этапах обучения и его последующую самореализацию в будущем.
Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих потребностей ребёнку необходимо пространство, т. е. та среда, которую он воспринимает в определённый момент своего развития.
С учётом этого первостепенной задачей педагогов в условиях обновления дошкольного образования является использование в своей работе новых педагогических технологий.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Их комплекс получил название здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающая технология — это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и медицинского работника. Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно — развивающей работы: приобщение детей к физической культуре и использование развивающих форм оздоровительной работы.
Здоровьесберегающие технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Они включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Классификация здоровьесберегающих технологий:
- Медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств — технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);
- Физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);
- Обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);
- Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация);
- Образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);
- Обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)
- К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.
В ДОУ чаще всего используют здоровьесберегающие технологии по следующим направлениям:
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
- Технологии обучения здоровому образу жизни.
- Коррекционные технологии.
К технологиям сохранения и стимулирования здоровья относятся такие как: релаксация, подвижные и спортивные игры, стречинг, динамические паузы, гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная и др, гимнастика динамическая, корригирующая, ортопедическая.
К технологии обучения здоровому образу жизни относятся: коммуникативные игры, физкультурные занятия, игро- терапия, точечный самомассаж.
К коррекционным технологиям относятся: технологии воздействия цветом, арт-терапия, сказкотерапия, технологии музыкального воздействия, психогимнастика, фонетическая ритмика.
Исходным звеном работы с детьми по здоровьесберегающим технологиям является комплексная оценка состояния здоровья и физического развития каждого ребенка, а также динамическое наблюдение за изменениями.
Таким образом, именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируются здоровье, здоровый образ жизни, закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности, создаются предпосылки для развития выносливости, скоростно-силовых и других физических качеств, происходит совершенствование деятельности основных физиологических систем организма. Учитывая наиболее существенную значимость двигательной активности для развития растущего организма, необходимо: повысить интерес детей к различным видам ее, а также, увеличить ее объем; поднять эмоциональный настрой детей на физкультурных занятиях, чтобы эти занятия приносили радость, поддерживали хорошее настроение; побуждать детей к самостоятельной двигательной деятельности.
Положительный опыт проведения занятий с дошкольниками показывает, что все перечисленные задачи можно решать путем введения инноваций, интегрированных форм работы, увлекательных физических упражнений. Применение в работе дошкольных учреждений здоровьесберегающих технологий значительно повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, создаст у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.
Литература:
- Глазырина Л. Д., Овсянкин В. А. Методика физического воспитания дошкольного возраста. — М.: Гуманит.изд.центр Владос, 2001.
- Доскин В. А., Голубева Л. Г. Растем здоровыми. М.: Просвещение, 2002.
- Коваленко В. И. здоровьесберегающие технологии. — М.: «ВАКО», 2004.
- Мелехина Н. А., Колмыкова Л. А. Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей в ДОУ. — СПб.: «Детство- пресс», 2012.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013.
- Яковлева Т. С. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду. — М.: школьная пресса, 2006.