Использование особенностей здоровьесберегающих технологий для формирования ЗОЖ у детей старшей группы детского сада | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технологии здоровьесбережения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (34) июль 2020 г.

Дата публикации: 11.06.2020

Статья просмотрена: 112 раз

Библиографическое описание:

Тищенко, Л. Г. Использование особенностей здоровьесберегающих технологий для формирования ЗОЖ у детей старшей группы детского сада / Л. Г. Тищенко, М. А. Мыцыкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 7 (34). — С. 28-31. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/172/5368/ (дата обращения: 16.12.2024).



Здоровье ребёнка — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, охрана которого возложена на государство. 1 июня 2020 года в своем обращении В. В. Путин особо отметил, что Международный день защиты детей направлен на привлечение внимания государства и общества к проблемам защиты прав и интересов детей, улучшения системы образования, охраны здоровья [1].

Сохранение здоровья зависит не только от генетики ребёнка, но и от социально-экономических, экологических, педагогических факторов, от образа жизни, питания, наличия или отсутствия вредных привычек. Здоровье человека обуславливается, в первую очередь, образом жизни. Одним из путей решения проблемы охраны здоровья является организация работы по воспитанию сознательного отношения к своему здоровью, формирование привычки к здоровому образу жизни (ЗОЖ). Актуальность ЗОЖ вызвана ростом и трансформацией характера нагрузок на организм ребёнка в связи с усложнением его общественной жизни, ростом разнообразных рисков, приводящих к негативным изменениям в состоянии здоровья. Решение проблемы осуществимо в рамках проектной деятельности с детьми старшей группы МБДОУ. Для реализации данного направления был разработан проект «Мы выбираем здоровье!»

Целью работы является формирование у детей старшей группы МБДОУ основ ЗОЖ с использованием здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии − это здоровьеразвивающая педагогическая деятельность, определяющая взаимоотношения между образованием и воспитанием в границах жизнеобеспечивающего процесса, ориентированного на сохранение и приумножение здоровья участников этого процесса. Они призваны обеспечить развитие природных способностей ребёнка (ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством) [2].

Методам, приемам и средствам обучения детей основам ЗОЖ посвящен не один десяток фундаментальных исследований, как в теории педагогики, так и в частных методикахроссийских ученых, работников детских дошкольных учреждений. Это работы, например, Зотовой М. О. [2], Каратаева Н. А., Крежевских О. В., Барабаш Г. В. [3], Ахутиной Т. В. [4], Шапцевой Н. Н. [5], Соколовой О. А. [6] и многих других.

Функциями здоровьесберегающих технологий являются формирующая, информативно-коммуникационная, диагностическая, рефлексивная, интегративная. Рассмотрим их отличительные особенности:

1) формирующая деятельность реализуется на базе закономерностей биологических и социальных этапов становления личности, учитывающих наследственность и определяющих физические и психические свойства ребёнка;

2) информативно-коммуникационная функция гарантирует трансляцию социального опыта ведения ЗОЖ, преемственность традиций, развития бережного отношения к собственному здоровью и здоровья близких людей, значимость отдельной человеческой жизни;

3) постоянный диагностический мониторинг здоровья детей в конкретных группах детского сада обеспечивает анализ состояния здоровья ребёнка на основе систематически проводимых медицинских обследований и позволяет подобрать конкретные здоровьесберегающие технологии;

4) рефлексия строится на учете предшествующего опыта МБДОУ в сохранении и приумножении здоровья в группах детского сада с целью подлинного достижения конкретных результатов;

5) интегративная функция объединяет практический накопленный опыт в рамках МБДОУ, различных научных концепций и систем воспитания для сохранения здоровья детей данной группы.

Функции здоровьесберегающих технологий в детском саду связаны так, что модификация одного элемента ведет к изменению в другом. Здоровьесберегающие технологии базируются на ряде принципов:

1) учет возрастных особенностей детей;

2) всестороннее и гармоническое развитие личности, представляющее конкретизированный идеал воспитания в развитом обществе в соответствии с социально-экономическими условиями его формирования;

3) непрерывность процесса по сбережению здоровья;

4) доступность и индивидуальность, предполагающие соответствие объема и степени трудности в процессе обучения элементарным приемам ЗОЖ с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

5) сознательность и активность, санкционирующие формирование интереса у ребёнка не только к содержанию предлагаемой деятельности, но и к процессу обучения сохранению собственного здоровья;

6) системность и чередование нагрузок и отдыха, позволяющие исключить наступление состояния переутомления у ребёнка.

Систематизация здоровьесберегающих технологий осуществляется по разным параметрам (по критерию субъективной включенности, по характеру деятельности, по направлению деятельности). По критерию субъективной включенности ребёнка в процесс сохранения здоровья различают:

– позиционную пассивность (организация здорового питания сотрудниками детского сада, массаж, физио-, фито- и музыкотерапия и т. д.);

– позиционную активность (гимнастика, воспитание и развитие культуры здоровья детей и родителей и прочее).

По характеру деятельности эти технологии делятся на две группы:

1) интегрированность. Она реализуется через педагогические технологии по сохранению здоровья, формирующие ЗОЖ социальные и психологические технологии, а также технологии комплексной профилактики заболеваний. В частности в период пандемии возникает острая необходимость закрытия дошкольных детских учреждений;

2) узкоспециализированность. Сюда относятся медицинские, информационно-коммуникационные, образовательные, воспитательные, социальные и психологические технологии.

По направлению деятельности участников процесса здоровьесберегающие технологии имеют несколько траекторий [2–7]:

1) медико-профилактическая деятельность медработников МБДОУ предполагает обеспечение выполнения установленных санитарно-гигиенических норм всеми сотрудниками, осуществление профилактики заболеваний, коррекция и реабилитация соматического здоровья детей, поддержание чистоты, проведение дезинфекции помещений и прививок с целью предупреждения инфекций, осуществление контроля над питанием детей. В период пандемии обязательное бесконтактное измерение температуры у сотрудников и детей;

2) профилактическая физкультурно-оздоровительная деятельность (закаливание, обеспечение двигательного режима и т.) обычно реализуются во время динамических пауз. Ее вектор направлен на предупреждение болезни детей, а не лечение заболеваний;

3) образовательная деятельность обеспечивает у ребёнка уровень объективной обобщенной систематизированной информации о ЗОЖ, о вредных или полезных факторах его формирования, осуществляет контроль степени достижения заданного результата в обучении, воспитании, развитии;

4) экологическая деятельность позволяют активизировать сотрудников МБДОУ, родителей и детей, общественные организации по обустройству территории детского сада, разведению зеленых растений в группах, рекреациях, созданию (при возможности) живого уголка, аквариума;

5) социально-психологическая деятельность по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей требует соблюдения рекомендаций специалистов по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, представителей коммунальной, инженерно-технических служб, пожарной инспекции.

Все рассматриваемые особенности здоровьесберегающих технологий нашли свое отражение в нашем проекте «Мы выбираем здоровье!» План его выполнения, содержащий виды этапов и их основное содержание, представлен в таблице 1.

Таблица 1

План реализации проекта «Мы выбираем здоровье!»

Вид этапа проекта

Содержание этапа

Подготовительный

Составление плана совместной работы с детьми и родителями

Изучение новой информации о группах здоровья детей.

Изучение методической литературы.

Подбор демонстрационного материала.

Подбор атрибутов для сюжетно-ролевых и дидактических игр, уголка по сохранению здоровья детей, папки-раскладушки, массажных ковриков, динамических пауз и физкультминуток, дыхательной и пальчиковой гимнастики.

Подбор художественной литературы и музыкальных композиций.

Работа с родителями и выдача для них домашнего задания.

Основной

Прогулки.

Пальчиковая гимнастика.

Точечный массаж.

Дыхательная гимнастика.

Дорожка здоровья.

Утренняя гимнастика.

Динамические паузы.

Гимнастика после сна под музыку.

Чтение художественной литературы.

Дидактические и сюжетно-ролевые игры.

Работа с родителями по реализации проекта.

Заключительный

Папка-раскладушка «Быть здоровым − здорово!», содержащая фотографии детей, сделанные родителями.

Информационный уголок здоровья в группе, включающий памятки, папки-раскладушки, игры, наглядно- дидактические пособия, художественную литературу, поделки воспитанников группы, коллажи, плакаты, альбомы о ЗОЖ.

Папки консультаций для родителей по вопросам формирования ЗОЖ.

Информация о понижении показателя заболеваемости детей группы за период работы над проектом.

При проведении здовьесберегающих мероприятий следует обращать внимание на группу здоровья каждого ребёнка в связи с повышенной уязвимостью детского организма перед разнообразными заболеваниями. Группы здоровья — это нестатичный показатель, устанавливающий состояние и развитие организма ребёнка, дающий предварительный прогноз на будущее на основе проводимых медицинских обследований. Шкала учитывает факторы риска, влияющие или ранее влиявшие на состояние здоровья ребёнка. Наши воспитанники имеют две группы здоровья: 1 группа у 93 % детей и 2 группа у 7 %.

Таким образом, в нашей работе продемонстрирована одна из возможных траекторий формирования у детей старшей группы детского сада основ ЗОЖ с использованием особенностей здоровьесберегающих технологий и учетом группы здоровья каждого ребёнка в рамках познавательно-игрового проекта «Мы выбираем здоровье!».

Литература:

  1. Путин поздравил россиян с Днем защиты детей. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/social/news/2020/06/01/n_ 14492317
  2. Зотова М. О. Особенности применение здоровьеразвивающих технологий в формировании культуры здоровья школьников // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 3. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.science-education.ru/ru/article /view?id=1171
  3. Каратаева Н. А., Крежевских О. В., Барабаш Г. В. Стандартизация и вариативность дошкольного образования: Учебно-методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2018. 128 с.
  4. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. № 2. С. 21–28.
  5. Наш выбор — здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. Волгоград: Учитель, 2009. 184 с.
  6. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологи [Электронный ресурс]. URL: http://www.shkolnymir.info/.
  7. Здоровая Россия: интернет — портал о здоровье и здоровом образе жизни. [Электронный ресурс]. URL: https://www.takzdorovo.ru
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, группа, группа здоровья, ребенок, старшая группа, художественная литература, образ жизни, пальчиковая гимнастика, период пандемии, собственное здоровье.

Похожие статьи

Использование элементов здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста

Использование современных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Использование элементов здоровьесберегающих технологий в условиях дошкольного учреждения

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе адаптации пятиклассников

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста (из опыта работы)

Формирование основ безопасности поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и пособий

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда как фактор успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Художественная гимнастика с детьми дошкольного возраста как здоровьесберегающая технология в ДОУ

Похожие статьи

Использование элементов здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста

Использование современных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Использование элементов здоровьесберегающих технологий в условиях дошкольного учреждения

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе адаптации пятиклассников

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста (из опыта работы)

Формирование основ безопасности поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и пособий

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда как фактор успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Художественная гимнастика с детьми дошкольного возраста как здоровьесберегающая технология в ДОУ

Задать вопрос