В дошкольных образовательных учреждениях с каждым годом растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья. По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, лишь 10 % дошкольников относятся к числу здоровых, 40 % относятся к группе риска, а 50 % имеют патологию развития. Данная статистика наблюдается в последние годы в России, что стало общегосударственной проблемой. Именно по этой причине, проблема воспитания, обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) так актуальна, так как необходимо создать реальные, адаптированные условия для воспитания, образования и развития. Поэтому одна из задач Федеральных государственного образовательного стандарта дошкольного воспитания — охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, а также их эмоционального благополучия. И следовательно, основной задачей в работе с детьми с ОВЗ является организация и методика проведения всех оздоровительных и воспитательно — образовательных мероприятий, при которых не только сохраняется достаточно высокий уровень умственной работоспособности, но и происходит дальнейшее развитие и укрепление здоровья воспитанника. И здесь следует помнить о том, что дети с ограниченными возможностями имеют нарушения центральной нервной системы различной степени, отклонения в психоэмоциональной сфере, нарушение опорно- двигательной и дыхательной систем, хронические и соматические заболевания. Именно поэтому подготовка ребенка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий должна быть приоритетной в деятельности педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Следует помнить о комплексном подходе к организации здоровьесберегающего пространства в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Здоровьесберегающая технология — это система мер по охране и укреплению здоровья детей, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. При использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе необходимо соблюдать следующие принципы:
— принцип индивидуальности — соответствие содержания и организации образовательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка с учётом сопутствующих заболеваний,
— принцип систематичности — все мероприятия тесно перекликаются между собой и пронизывают все виды детской деятельности путем установления теснейшей связи между элементами.
Цель здоровьесберегающих технологий — дать детям дошкольного возраста возможность сохранить здоровье, сформировать у них необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. (11)
К здоровьесберегающим педагогическим технологиям можно отнести следующие 3 обширные группы:
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья , это динамические паузы, релаксация, подвижные и спортивные игры, игровая оздоровительная гимнастика, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, и сравнительно новая технология: мультимедийная гимнастика для глаз (система упражнений, представленная в виде мультимедийных презентаций, методика проведения электронной физминутки проста в использовании, Дети слушают музыку и следят за движением объектов).
- Технологии обучения здоровому образу жизни . К данной группе технологий можно отнести следующие: активный отдых, утреннюю гимнастику, самомассаж.
- Коррекционные технологии . Данная группа технологий касается непосредственно коррекционной составляющей работы педагога. В данную группу можно отнести следующие технологии:
— технологии воздействия цветом , и здесь особое внимание уделяется цветовой гамме интерьеров образовательного учреждения, правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой воспитанника. Современная арт-терапия имеет в своём арсенале достаточно большое количество видов методик: библиотерапию, мульттерапию, оригами, видеотерапию, игротерапию и др. Арт-терапия позволяет корригировать отклонения и нарушения личностного развития, так же она является хорошим способом социальной адаптации детей с ОВЗ и даёт им возможность более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества.
— технология музыкального воздействия, т.к музыка имеет особое психологическое воздействие на детей, влияет на состояние нервной системы, вызывает различные эмоциональные состояния, в связи с этим важно обращать особое внимание на то, что слушают дети. Данная технология заключается в музыкальном сопровождении режимных моментов и занятий, позволяет корректировать эмоциональный фон ребёнка.
— психогимнастика приобрела большое значение в эмоциональной разгрузке детей с ОВЗ, и представляет собой курс занятий, направленный на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы. Главной её целью можно назвать сохранение детского психического здоровья, а также предотвращение расстройств психики.
— логоритмика — это форма активной терапии, в которой преодоление речевых нарушений идёт путём развития двигательной сферы ребёнка в сочетании со словом и музыкой.
— песочная терапия — в основе лежит принцип «терапии песком» разработанный Карлом Юнгом, песочная терапия помогает справиться с различными нарушениями поведения, наладить взаимоотношения с окружающими, избавиться или корригировать психосоматические заболевания, повышенную тревожность, неврозы и страхи, данная технология полезна детям с гиперактивным типом развития нервной системы, с нарушениями развития мелкой моторики.
— сказкотерапия — технология, использующаяся для психотерапевтической и развивающей работы, способствующая освоению навыков общения, целенаправленного слухового восприятия, развитию памяти, мышления, речи.
В процессе работы с детьми с ОВЗ, необходимо корректировать и нормализовать психическое и физическое состояние детей с ОВЗ. Применяя в работе здоровьесберегающие педагогические технологии повышается результативность воспитательно — образовательного процесса, а также у педагога формируются ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, и обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребёнку с ограниченными возможностями здоровья.
Литература:
- Алямовская В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении // Дошкольное образование. — 2004.
- Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья № 2. 2000.
- Антропова М. В., Кузнецова Л. М. Развитие ребенка и его здоровье. — М.: Вентана-Граф, 2013.
- Бабенкова Е. А. Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье. — М.: Вентана-Граф, 2003.
- Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие.- М.: Т. Ц. Сфера, 2005
- Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми / Ю. Ф. Змановский. — М. 2009.
- Сократов Н. В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. — М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
- Кудинова М. А. Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников. — ж. Логопед, № 2, 2010г.
- Кудрявцев, Владимир Товиевич. Развивающая педагогика оздоровления: (Дошк. возраст): Програм.-метод. пособие / В. Т. Кудрявцев, Б. Б. Егоров. — М.: Линка-Пресс, 2000. — 293 с.: ил., табл.; 20 см.
- Павлова М. А., Лысогорская М. В. Здоровьесберегающая система ДОУ. — Волгоград: Учитель, 2009.
- Шиндяпкина, Л. А. Здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья / Л. А. Шиндяпкина, Г. Ю. Ворожейкина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 520–523. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76304/ (дата обращения: 11.09.2022).
- Яковлева, Т. С. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду.-М.: ТЦ Сфера.2005.