Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Использование здоровьесберегающих технологий как приоритетное направление образовательной деятельности с дошкольниками

Воспитание и развитие
04.05.2018
659
Поделиться
Библиографическое описание
Паршина, И. В. Использование здоровьесберегающих технологий как приоритетное направление образовательной деятельности с дошкольниками / И. В. Паршина, Л. В. Левыкина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 3 (13). — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/92/3298/.


В статье авторы рассматривают проблему здоровья в дошкольном образовании, которая стала одной из ключевых в современное время. Это связано с одной стороны, со сменой образовательной парадигмы, ориентированной на личностное развитие каждого ребенка, а с другой стороны, интенсивное внедрение инноваций в современных дошкольных образовательных учреждениях, оставляющих очень мало шансов для сохранения здоровья ребенка.

Ключевые слова: дошкольное образование; дети дошкольного возраста, здоровьесбережение.

Охрана и укрепление здоровья — одна из важнейших задач дошкольного образования. Здоровье в настоящее время рассматривается как условие и базис для формирования и совершенствования социальных, духовных и интеллектуальных достижений человека. Такой взгляд на здоровье требует серьезного внимания к ребенку, так как ключевые вопросы количества и качества жизни человека сконцентрированы в периоде детства.

Понимая под здоровьем дошкольника интеграцию разнообразных характеристик его физического, психического и социально-нравственного развития, обеспечивающих определенный уровень умственной и физической работоспособности и быстрой, адекватной адаптации к непрерывно изменяющейся природной и социальной среде, работу по здоровьесбережению детей дошкольного возраста можно рассматривать в нескольких аспектах — коррекция, сохранение и приумножение.

Традиции системы дошкольного образования и их развитие обеспечивают положительные тенденции охраны и укрепления здоровья воспитанников. Однако, по данным системы здравоохранения, в настоящее время состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается. И поэтому актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Усилия работников ДОО сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Не случайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий в конкретном детском саду зависит от:

– конкретных условий дошкольного образовательной организации;

– организации здоровьесберегающей среды;

– от ООП ДО;

– от показателей здоровья детей;

– профессиональной компетентности педагогов.

Целью, которых является обеспечение возможности сохранения здоровья детей за период нахождения в детском саду; формирование необходимых знаний и навыков и использование полученных знаний в повседневной жизни. Чтобы результативно реализовать здоровьесберегающие технологии в образовательной деятельности, необходимо применять некоторые технологии по их здоровьесберегающей направленности.

Во-первых, это личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставится личность ребенка, где необходимо обеспечить комфортные условия его развития и реализация природных возможностей.

Во-вторых, — педагогика сотрудничества. Приоритет воспитания над обучением позволяет в рамках формирования общей культуры личности, последовательно воспитывать культуру здоровья дошкольника и их родителей.

В-третьих, — технологии развивающего обучения, которые строятся на идеях Л. С. Выготского, в частности — его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития детей. Ориентация на “зону ближайшего развития” дошкольника позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий.

Приоритетными направлениями для детей дошкольного возраста является воспитание потребности в здоровье и здоровом образе жизни. Работая с детьми дошкольного возраста необходимо использовать следующие принципы:

  1. Принцип «Не навреди!». Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, в конкретных условиях.
  2. Принцип сознательности. Нацеливать на формирование глубокого понимания, устойчивого интереса.
  3. Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи в совместной деятельности педагога с детьми.
  4. Принцип повторения является одним из важнейших. В результате многократного повторения вырабатываются динамические стереотипы.
  5. Принцип постепенности важен для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребенка. Предполагает преемственность ступеней обучения
  6. Принцип индивидуализации и доступности. Опираясь на индивидуальные особенности каждого ребенка, необходимо планировать и прогнозировать его развитие.
  7. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.
  8. Принцип наглядности — обязывает строить образовательный процесс с максимальным использованием форм привлечения органов чувств к процессу познания.
  9. Принцип активности — предполагает высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества дошкольников.

К факторам образовательной среды, которые значимы для сохранения здоровья дошкольника, относятся:

методы и формы обучения;

психологический фон совместной деятельности;

санитарно-гигиенические условия;

двигательный режим дня;

рациональное питание;

медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры в течение дня.

Важной составной частью здоровьесберегающей работы дошкольного образовательного учреждения- является рациональная организация образовательной деятельности с детьми в течении всего пребывания ребенка в саду. Показателем, которой является правильная организация совместной деятельности педагога с детьми — это и время проведения деятельности, и включение занятий активно-двигательного характера: (динамические паузы, занятия физической культурой, различные спортивные мероприятия). В образовательном процессе с детьми педагогам важно использовать оздоровительную технологию преодоления воздействия информационно-психогенных факторов, которая включает в себя:

– щадящий режим подачи информации;

– правильная дозировка заданий;

– использование элементов релаксации;

– использование элементов музыкальной терапии;

– проведение эмоциональной зарядки;

– определение и фиксирование психологического климата;

– организация контроля за соблюдением правильной осанки, позы, за её соответствием виду работы.

Важнейшей задачей совершенствования воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении является организация двигательной активности детей дошкольного возраста.

Недостаток двигательной активности — одна из наиболее распространенных причин снижения адаптационных ресурсов организма воспитанников. Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи и мышлением.

Таким образом, используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Применение в работе ДОО здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОО, если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку, то будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОО и родителей детей.

Литература:

  1. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие — М.; Сфера, 2008.
  2. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. — М.:АРКТИ, 1999.
  3. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3–7 лет). — М.: ВЛАДОС, 2002.
  4. Утробина К. К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5–7 лет. — М.,2006.
  5. Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн — фитобар — сауна/ Методическое пособие // Под ред. Б. Б. Егорова. — М.,2004.
  6. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. — М.: Мозаика — Синтез, 2002.
  7. Каралашвили Е. А. Физкультурная минутка/ Динамические упражнения для детей 6–10 лет. — М.,2002.
  8. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. № 2. С.21–28.
  9. Алямовская В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В. Г. Алямовская //Дошкольное образование. — 2004. — № 17–24.
  10. Зедгенидзе В. Я. Формирование здоровья ребенка /В. Я. Зедгенидзе //Современный детский сад. — 2007. — № 1.
  11. Кучма В. Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. — М., 2001.
  12. Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений. — М., 2002.
  13. СергиенкоТ. Е. Работа с педагогами по повышению их компетентности в области здорового образа жизни дошкольников /Т. Е. Сергиенко //Методист. — 2006. — № 10.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
дошкольное образование
дети дошкольного возраста
здоровьесбережение

Молодой учёный