В данной статье рассказывается о здоровьесберегающих технологиях, их целях и задачах.
Укрепление здоровья детей, создание комфортных условий для реализации охраны здоровья ребенка являются на сегодняшний день актуальной проблемой. Здоровье подрастающего поколения определяет здоровье нации в целом.
Здоровьесберегающая деятельность ребенка начинается с дошкольного возраста. Именно, в этот период происходит процесс социализации ребенка, устанавливается связь ребенка с окружающим миром. Дети приобщаются к культуре, к общечеловеческим ценностям.
В дошкольном учреждении особое внимание уделяется здоровью детей и культурно-гигиеническим навыкам. Здоровье — это состояние человека, при котором у него не только отсутствуют признаки болезни или физические дефекты, но и присутствуют полное душевное, физическое и социальное благополучие.
Установка на здоровый образ жизни у человека не появляется сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, по словам И. И. Брехмана, состоит в «обучении здоровью с самого раннего возраста», ключевую роль в этом играют дошкольные учреждения как первая ступень непрерывного здоровьесберегающего образования.
Здоровьесберегающий процесс в дошкольном учреждении организуется и развивается в рамках определенной образовательной системы взаимодействия детей и педагогов. Оздоровление детей происходит во всех режимных моментах. Укрепление здоровья ребенка интегрируются в здоровьесберегающих технологиях, которые выступают основой здоровьесберегающей педагогики.
Здоровьесберегающая педагогика — это такое направление педагогической деятельности, которое направлено на разработку особых специфических закономерностей, принципов, подходов, форм и содержания, оптимизирующих процессы обучения и воспитания детей с целью сохранения и укрепления их здоровья.
Здоровьесберегающая педагогическая деятельность характеризуется следующими закономерностями:
– взаимодействие учебного, воспитательного процесса и состояния здоровья дошкольников;
– высокая эффективность охраны здоровья дошкольника, как педагога, так и руководителя дошкольной организации;
– соответствие содержания методологии воспитания и обучения цели — обеспечить сохранение и укрепление здоровья ребенка в педагогическом процессе;
– зависимость эффективности здоровьесберегающей деятельности от применения ее различных форм содержания;
– учитывать все возрастные и индивидуальные особенности дошкольника во всех режимных моментах.
Вышеперечисленные закономерности основываются на системе принципов. Мы выделяем самые важные, на наш взгляд, принципы, такие как:
– принцип «Не навреди!». В основу данного принципа входит профессиональная этика;
– принцип приоритета действий заботы о здоровье детей и педагогов нацелен на то, что все режимные моменты должны проводится с учетом эмоционального и психофизического здоровья дошкольника;
– принцип непрерывности и преемственности обусловлен проведением ежедневной здоровьесберегающей работы;
– принцип комплексного междисциплинарного подхода к воспитанию дошкольника.
Неотъемлемой частью здоровьесберегающей педагогики является здоровьесберегающая деятельность.
Т. С. Овчинникова рассматривает здоровьесберегающую деятельность как взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты, которые характеризуются определением конкретного места и значением каждого элемента системы в общей структуре:
– цель: организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольной организации, которая повышает эффективность в дошкольном учреждении;
– педагогические условия для поддержания здоровья, которые определяют непосредственно в дошкольной организации;
– содержание воздействия включает программы различных направлений работы в системе здоровьесберегающей деятельности;
– средства воздействия — методология, технологичность, подходы и приемы взаимодействия в рамках различных направлений работы здоровьесберегающей деятельности;
– формы организации деятельности — индивидуальные, подгрупповые и групповые;
– объект воздействия — воспитанник дошкольной организации, на которого направлены все технологии, методики здоровьесберегающего здоровья;
– результат педагогического воздействия — положительная динамика развития детей, стабильные показатели психофизического, психоэмоционального и физического здоровья дошкольников.
На сегодняшний день здоровьесберегающие технологии объединяют в себе все направления деятельности дошкольной организации по сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
Здоровьесберегательные технологии в дошкольной организации — это технологии, которые направлены на обогащение, улучшение, поддержание здоровья дошкольников во всех режимных моментах.
Целью здоровьесберегающих технологий в дошкольной организации является обеспечение высокого уровня здоровья воспитанников, реальной оценки индивидуальных особенностей здоровья каждого воспитанника.
Задачи здоровьесберегающих технологий:
– создать эффективную организацию физкультурно-оздоровительной работы в союзе — педагог — родитель;
– сформировать у детей положительное отношение к физкультурно-оздоровительным мероприятиям;
– дать представления воспитанникам о безопасном поведении во время чрезвычайно-опасных ситуациях на улице и в здании.
Зачастую, здоровьесберегающие технологии направлены на укрепление и поддержание физического и психического здоровья дошкольников. Самое главное, при физическо-оздоровительных мероприятий не заставлять ребенка делать те или иные упражнения, которые плохо влияют на его эмоциональное состояние. Такие технологии применяются в дошкольном учреждении постоянно, во всех режимных моментах, тем самым, обеспечивая процесс отслеживания педагогом всех психофизических направленностей дошкольника.
Каждый педагог, на протяжении определенного отрезка времени, выявляет все эти психофизические нарушения, помогает ребенку стать физически здоровым и делает все возможное, чтобы стабилизировать физическое развитие дошкольника.
При разработке и использовании здоровьесберегающих технологий важно обратить внимание на такие свойства, как оптимальность, результативность, применимость и воспроизводимость. Результат применения технологии — это изменения в развитии, обученности и воспитанности ребенка, произошедшие под доминирующим влиянием данной технологии за определенное время.
Здоровьесберегающие технологии очень важны в процессе режима. Главный признак данных технологий является решение главных и приоритетных проблем, связанных со здоровьем воспитанника.
Литература:
- Гаврючина, Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ [Текст]: методическое пособие / Л. В. Гаврючина. — Москва: ТЦ Сфера, 2008. — 160 с.
- Овчинникова, Т. С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях [Текс]: монография / Т. С. Овчинникова. — Санкт-Петербург: КАРО, 2006. — 176 с.
- Радионова, Л. В. Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях [Текст]: учебное пособие / Л. В. Радионова. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. — 124 с.
- Сивцова, А. М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в ДОУ [Текст] /А. М. Сивцова // Научно-методический журнал «Методист». — 2007. — № 2.
- Тихомирова, Л. Ф. Деятельность учреждений образования по охране и укреплению здоровья детей [Текст]: учебно-методическое пособие /Л. Ф. Тихомирова. — Ярославль: ИПКРО, 2010. — 112 с.