Особенности здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя с детьми коррекционно-развивающего центра (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (138) январь 2017 г.

Дата публикации: 31.01.2017

Статья просмотрена: 1354 раза

Библиографическое описание:

Новосельцева, Н. В. Особенности здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя с детьми коррекционно-развивающего центра (из опыта работы) / Н. В. Новосельцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 380-382. — URL: https://moluch.ru/archive/138/38737/ (дата обращения: 16.11.2024).



В ряду ценностей человека, здоровью отводится, первостепенное значение, — это направление государственной политики в области образования.

Здоровьесбережение является одним из требований ФГОС. Так как ФГОС формулирует цели, ключевые задачи, средства и формы формирования у воспитанников культуры здоровья, то есть предусматривает самостоятельную сознательную регуляцию своих действий и поведения в интересах окружающих и своего здоровья.

В федеральном законе «Об образовании», определяющем социальные гарантии реализации прав граждан на образование отмечается: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников».

Чтобы научить ребенка различным методам и приёмам сохранения и укрепления своего здоровья нужно внедрение здоровье сберегающих технологий в процесс образования, и это главная задача общества. Основой любой технологии служит четкое определение конечной цели. В технологии цель рассматривается как центральный компонент. Формирование культуры здоровья должно быть приоритетным на всех этапах обучения, а так же интегрироваться в образовательный процесс как школ, внедряющих инклюзивное образование, так и специальных образовательных учреждений. Для детей с ограниченными возможностями здоровья органы, осуществляющие управление в сфере образования, создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения, обеспечивающие их лечение, воспитание, обучение, социальную адаптацию и интеграцию в социум.

Я работаю в ГБУ «КРОЦ». В нашем центре обучаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также с сопутствующими нарушениями зрения, речи, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы. Большинство из них нуждается в лечебной, социальной и психолого-педагогической коррекции. Говоря о здоровье сберегающих технологиях, необходимо сказать о психологической стороне учебного процесса. У многих детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность. Необходимо учить детей осознавать свои проблемы, обращаться за помощью, использовать специальные приёмы и упражнения.

Хочу предложить вашему вниманию здоровье сберегающие технологии, которые я использую в своей работе с детьми.

Здоровье сберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:

− Организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру воспитательного процесса, частично регламентированную в СанПиН, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии;

− Психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные непосредственной с работой воспитателя на занятии, воздействием, которое оказывает; сюда же относится психолого-педагогическое сопровождение всех элементов воспитательного процесса;

− Учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предусматривающие также проведение организационно — воспитательной работы после уроков.

  1. Впервую очередь, ортопедический режим.

− пересаживание из коляски на стул, а по назначению врача, в ортопедический стул;

− выкладывание в течение занятия на маты (смена позы)

− проводится индивидуальная работа с малоподвижными детьми.

− детей на колясках побуждаем к прямохождению.

− приседаем держась за поручень. Ходим между брусьями.

− контроль сохранения правильной осанки во время выполнения домашних заданий, во время приема пищи;

− выкладывание детей в гостиной на диваны, в сухой бассейн;

− вертикализацию у поручней;

− помощь детям при передвижении с ортопедическими приспособлениями, а также тем детям, которые не могут передвигаться без помощи взрослых;

− контроль наличия ортопедической обуви, у воспитанников, при необходимости, производят смену обуви в течении дня.

  1. Элементы личностно-ориентированного обучения.

Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество». У нас сложился свой ритуал начала дня, я учу детей чаще улыбаться. Улыбка — это огромная сила, она является катализатором позитивных процессов в нашей жизни. Надо научиться улыбаться, когда тебе плохо. Улыбка запустит процесс создания другого человека — уверенного, счастливого, достойного успеха. Главное — целостная личность ребенка, открытая для восприятия нового опыта.

  1. Технологии сохранения истимулирования здоровья.

Для профилактики утомления, использую динамические паузы, включающие элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики, ритмопластику — ритмические движения под музыку, которые развивают музыкальный слух, двигательные способности, а так же другие психические процессы; физические упражнения; физкультминутки и подвижные игры; эмоциональные разрядки и «минутки покоя»

Подвижные и спортивные игры, как часть физкультурного занятия, на прогулке, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом воспитанников, местом и временем проведения.

Релаксация. В зависимости от состояния детей и целей, определяю интенсивность технологии. Проводится в любом подходящем помещении, для всех возрастных групп. Очень нравятся детям элементы музыкотерапии. Часто ребята просят включить музыку. Выкладываю на твердую поверхность, согласно ортопедическому режиму. Это помогает им снять эмоциональное напряжение, расслабиться. Можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы, располагающие к релаксации и отдыху.

Гимнастика пальчиковая. Систематически тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга. Она оказывает комплексное воздействие, поэтому используется ежедневно. Когда движения пальцев рук достигают точности, формируется словесная речь ребенка. Поскольку существует тесная взаимосвязь речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Влияет и на развитие интеллекта. Воспитанникам очень нравится играть.

Гимнастика для глаз. Ежедневно в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Если упражнения сопровождаются стихами, то я не требую проговаривания. Главное — движения глаз! Рекомендуется использовать наглядный материал. Происходит снятие напряжения, нагрузки.

  1. Технологии обучения здоровому образу жизни.

Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия). Организовываю незаметно для ребенка, включение педагога в процесс игровой деятельности обязателен.

Коммуникативные игры, так называют игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности.

Самомассаж, точечный самомассаж. Массаж является одним из средств лечебно-профилактической работы, наиболее полно влияет на здоровье и самочувствие каждого ребенка. Самомассаж доступен всем, даже малышам. Упражнения игрового массажа и самомассажа в сочетании с пальчиковыми упражнениями (совокупность движений тела, мелкой моторики рук), в сопровождении с текстом обогащают не только внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на развитие памяти, мышления, развивают фантазию, способствует снятию напряжения. Потирание кончиков пальцев успокаивает нервную систему.

  1. Технология создания ситуации успеха.

Создание благоприятного эмоционально-психологического климата на внеклассных занятиях также играет важную роль. Необходимо, чтобы каждый воспитанник поверил в свои силы и возможности, поверил в себя, испытал радость общения, радость творчества. Поэтому на занятиях я стараюсь создать доброжелательную обстановку, благоприятный фон для раскрытия эмоциональных и интеллектуальных возможностей воспитанников.

Технологические операции создания ситуаций успеха:

− Снятие страха — «Мы не умеем, но мы научимся», «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения». «У вас обязательно получиться». «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

− Скрытое инструктирование ребенка — «Возможно, лучше всего начать с…», «Выполняя работу, не забудь о…».

− Внесение мотива — «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…».

− Персональная исключительность — «Только ты и мог бы…», «Только тебе я могу доверить…».

− Мобилизация активности — «Нам уже не терпится начать работу…», «Так хочется поскорее увидеть…».

− Высокая оценка — «Тебе особенно удалось то объяснение», «Больше всего мне в твоей работе понравилось…».

Переживание ситуации успеха помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, боязнь оценки окружающих, помогает ребенку избежать поражения, обозначает важность усилий ребенка в предстоящей деятельности, побуждает к выполнению конкретных действий, помогает эмоционально пережить успех.

− повышает мотивацию, развивает познавательные интересы, позволяет обучающемуся почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;

− стимулирует к высокой результативности труда;

− корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;

− развивает инициативность, активность, креативность;

− поддерживает в классе благоприятный психологический климат.

Ситуация успеха только тогда становится действенным средством активизации познавательной деятельности, когда она:

− реализуется на всех этапах образовательного процесса;

− реализуется в готовности воспитанника на каждом новом этапе решать все более усложняющиеся задачи;

− реализуется с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Используемые в комплексе здоровье сберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Воплощение здоровье сберегающих технологий происходит через участие обучающих в различных акциях, конкурсах, конференциях; проведении дней здоровья. В процессе ежедневных бесед, личного примера, работы с родителями, педагогами. В проведении тренингов, диспутов, круглых столов, участие ребят в туристических слетах, спортивных мероприятиях — все это способствует здоровье сбережению, как среди воспитанников, так и среди других участников образовательного процесса.

В целом, эффективность здоровье сберегающих технологий во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС прослеживается в возросшем уровне компетентности воспитанников в вопросах здоровье сбережения. В развитии их физических навыков, двигательной активности и общем состоянии здоровья детей.

В заключении хочу отметить, что сочетание разнообразных методов и приёмов здоровье сбережения, регулярное их использование на практике, позволяет нам сохранить здоровье наших воспитанников и учат их заботиться о себе.

Литература:

  1. Дзятковская Е. Н., Колесникова Л. И., Долгих В. В. Информационное пространство и здоровье школьников. — Новосибирск: Наука, 2002. — 186 с.
  2. Дмитриев А. А. Проблемы укрепления здоровья и психофизического развития учащихся начальных классов специальных (коррекционных) школ 8-го вида / А. А. Дмитриев, С. И. Веневцев // Диагностика, коррекция, валеология в специальном (коррекционном) образовании. — 1999. — № 4. — с. 30–44.
  3. Летуновская С. В. О необходимости проведения специальной работы с умственно-отсталыми детьми по формированию у них здоровьесберегающего поведения [Электронный ресурс].
  4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. С. А. Смирнова. М., 1998.
  5. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. — 96 c.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, здоровье, здоровый образ жизни, образовательный процесс, воспитанник, воспитательный процесс, здоровье сбережения, игра, ортопедический режим, снятие напряжения.


Похожие статьи

Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя с детьми коррекционно-развивающего центра (из опыта работы)

Из опыта работы: использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с младшими школьниками с ОВЗ

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

Развитие социально-личностных компетенций младших школьников с ОВЗ через призму театральной деятельности в коррекционно-реабилитационном центре (из опыта работы)

О некоторых способах здоровьесберегающей технологии в работе с детьми младшего школьного возраста (из опыта работы воспитателя детского дома)

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда как фактор успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Технологии формирования ценностей здорового образа жизни у участников образовательных отношений в дошкольном учреждении (из опыта работы)

Педагогические условия формирования компетентности родителей в области здоровьесбережения дошкольников (из опыта работы)

Социализация личности дошкольника в процессе двигательной активности в условиях ДОУ (из опыта работы)

Особенности организации взаимодействия воспитателей с родителями по проблеме адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ

Похожие статьи

Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя с детьми коррекционно-развивающего центра (из опыта работы)

Из опыта работы: использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с младшими школьниками с ОВЗ

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

Развитие социально-личностных компетенций младших школьников с ОВЗ через призму театральной деятельности в коррекционно-реабилитационном центре (из опыта работы)

О некоторых способах здоровьесберегающей технологии в работе с детьми младшего школьного возраста (из опыта работы воспитателя детского дома)

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда как фактор успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Технологии формирования ценностей здорового образа жизни у участников образовательных отношений в дошкольном учреждении (из опыта работы)

Педагогические условия формирования компетентности родителей в области здоровьесбережения дошкольников (из опыта работы)

Социализация личности дошкольника в процессе двигательной активности в условиях ДОУ (из опыта работы)

Особенности организации взаимодействия воспитателей с родителями по проблеме адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ

Задать вопрос