В данной статье определяется актуальность проблемы использования здоровьесберегающих технологий для детей с ограниченными возможностями в образовательном процессе.
Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.
Ж.-Ж. Руссо
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны и с новыми возможностями их адаптации в обществе — с другой. Детям с ограниченными возможностями, как социальной группе общества, должны сначала создать реальные условия для качественного образования.
Одной из приоритетных задач педагога является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Подготовка ребенка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий должна быть приоритетом в деятельности педагога.
Здоровьесберегающие технологии — это система образовательных, оздоровительных, корректирующих и профилактических мероприятий, направленных на сохранение, укрепление и развитие духовного, эмоционального, интеллектуального, личного и физического здоровья студентов.
Здоровьесберегающие технологии являются важным фактором укрепления и сохранения здоровья дошкольников, а также одним из факторов и показателей эффективности системы дошкольного образования.
Цель здоровьесберегающих технологий — дать детям дошкольного возраста возможность сохранить здоровье, сформировать у них необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Средства и методы здоровьесберегающих технологий:
- Средства двигательной направленности.
- Оздоровительные силы природы.
- Гигиенические факторы.
К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные игры; эмоциональные разрядки; гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, дыхательная).
К оздоровительным силам природы относятся проведение занятий на свежем воздухе, при которых активируются биологические процессы, вызываемые процессом обучения, повышается работоспособность, замедляется процесс утомления.
К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, способствующих укреплению здоровья и стимулирующих развитие адаптивных свойств организма, относятся: соблюдение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиН. Осуществляется постоянный контроль по таким требованиям: личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т. д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режим питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т. д.; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни, ограничение предельного уровня нагрузки во избежание переутомления.
Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Динамические паузы — это физкультминутки, физические и игровые упражнения, которые проводятся во время занятий, самоподготовки 2–5 минут, по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида деятельности.
Подвижные и спортивные игры проводятся как часть физкультурного занятия. Рекомендуется проводить на прогулке, игровой комнате, в спортивном зале. Игры подбираются исходя из возраста детей, места и времени их проведения. Игры создают хорошее настроение, способствуют дружбе и взаимной поддержке.
Релаксация. Психическое здоровье детей требует баланса между положительными и отрицательными эмоциями для поддержания душевного спокойствия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача — не подавлять или искоренять эмоции, а научить детей чувствовать свои эмоции, контролировать свое поведение и слышать свое тело. С этой целью в работе можно использовать специально подобранные упражнения для расслабления отдельных частей тела и всего тела. («Карусель», «Солнце и дождь», «Шалтай-Болтай»). Выполняется в любом подходящем помещении. Интенсивность технологии определяется в зависимости от состояния детей и поставленных целей. Здесь звучит спокойная классическая музыка, звуки природы.
Пальчиковая гимнастика занимаются индивидуально или в группе детей каждый день. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, скорость реакции. Выполняется в любое удобное время в виде движений пальцев в сочетании с речью, обычно в поэтической или игровой форме.
Гимнастика для глаз выполняется ежедневно по 3–5 минут. В любое свободное время помогает, в зависимости от интенсивности визуального напряжения, снять статическое напряжение глазных мышц и кровообращение. При выполнении используется наглядный материал, педагогическая демонстрация. Например, привлекающие внимание объекты прикреплены или подвешены в разных частях группового пространства — яркие визуальные подсказки. Это могут быть небольшие предметы, игрушки или красочные картинки. Их рекомендуется размещать в разных местах комнаты: например, два подвесить к потолку посередине, два по углам. Игрушки или картинки рекомендуется подбирать так, чтобы вместе они образовывали единый визуальный сюжет игры, например, из известных сказок, басен и т. д. Рекомендуется менять сюжеты каждые две недели. Упражнение следует выполнять стоя. Для этого педагог периодически дает соответствующие команды, и по счету «раз, два, три, четыре» ребенок быстро ремонтирует визуально обозначенные участки комнаты.
Дыхательная гимнастика выполняются различные виды физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и общей оптимизации его работы. Все упражнения выполняются в хорошо проветриваемом помещении.
Игровая оздоровительная гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5–10 минут. В её комплекс входят упражнения на кроватях для пробуждения, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание. В профилактических целях можно сделать коврик с пуговицами. По ней с удовольствием гуляют дети после сна. Дорожка отлично массирует стопы, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.
Технологии обучения здоровому образу жизни:
Утренняя гимнастика выполняется ежедневно по 7–10 минут. Утренняя зарядка начинается с разогрева тела движением. Приучаем самостоятельно и с удовольствием двигаться. Составляем комплекс таким образом, чтобы движения были направлены на разогрев всех суставов тела, позвоночника и различных групп мышц.
Активный отдых — это физкультурный досуг, спортивно-оздоровительные праздники, «Дни здоровья», спортивные эстафеты. В свободное время и на отдыхе все дети напрямую участвуют в различных соревнованиях, соревнованиях, с энтузиазмом выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя проще, чем во время занятий физкультурой, и это расслабление позволяет им двигаться без лишних усилий и стресса. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже хорошо владеют, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетика в движениях. Спортивный отдых и оздоровление можно сопровождать музыкой: она благотворно влияет на развитие чувства прекрасного у детей, улучшает способность двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения и развивать музыкальный слух и память.
Последовательное, а не немедленное, использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ограниченными возможностями позволяет исправить проблемы физического и психического здоровья детей, помогает адаптироваться в группе.
Использование в работе здоровьесберегающих технологий повышает эффективность коррекционно-развивающей работы. Они способствуют возбуждению интереса к занятиям, умению понимать словесные инструкции, развитию речи, внимания, памяти, усидчивости. Это руководящий принцип ценностей, направленных на поддержание и укрепление физического и психического здоровья, сильная мотивация к здоровому образу жизни.
Литература:
- Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья № 2. 2000.
- Антропова М. В., Кузнецова Л. М. Развитие ребенка и его здоровье. — М.: Вентана-Граф, 2013.
- Бабенкова Е. А. Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье. — М.: Вентана-Граф, 2003.
- Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие.- М.: Т. Ц. Сфера, 2005
- Брехман И. И. Валеология — Наука о здоровье. — 2-е изд. — М.: Физкультура и спорт, 2000.
- Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми / Ю. Ф. Змановский. — М. 2009.
- Сократов Н. В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. — М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
- Кудинова М. А. здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников. — ж. Логопед, № 2, 2010г.
- Павлова М. А., Лысогорская М. В. Здоровьесберегающая система ДОУ. — Волгоград: Учитель, 2009.
- Подольская Е. И. Формы оздоровления детей 4 -7 лет.- Волгоград: Учитель,2008.