Сказкотерапия в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Автор: Митрофанова Анастасия Андреевна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (54) июнь 2022 г.
Дата публикации: 20.05.2022
Статья просмотрена: 825 раз
Библиографическое описание:
Митрофанова, А. А. Сказкотерапия в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / А. А. Митрофанова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 6 (54). — С. 24-25. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/226/7369/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье рассказывается о применении метода сказкотерапии в работе с умственно отсталыми детьми.
Умственная отсталость — это такое состояние, при котором отмечается стойкое необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга или глубокой социальной депривацией (С. Я. Рубинштейн, И. А. Коробейников). Аномальное развитие и различные нарушения речи у умственно отсталых детей — результат недоразвития познавательной деятельности. Ребенку с умственной отсталостью свойственно поверхностное мышление, незрелость эмоционально-волевой сферы, специфичность поведения, замедленное развитие, малая активность, несформированность всех сфер речевой деятельности.
Сказкотерапия как метод коррекционной и воспитательной работы может помочь логопеду или родителю комплексно решать ряд задач, связанных с преодолением различных нарушений, как речевых (нарушение лексического и грамматического строя речи, нарушение связной речи и др.), так и неречевых (незрелость эмоционально-волевой сферы и др.).
Учитывая возраст и психоэмоциональные особенности умственно отсталого ребенка, взрослому необходимо не просто читать или рассказывать сказку, а постараться сделать это наглядно, эмоционально, понятно, как можно больше вовлекая ребенка в процесс. Какие приемы могут в этом помочь? Проигрывание или рисование сказки, включение музыкального сопровождения в процесс; беседы о сюжете, героях и эмоциях; неоднократное совместное рассказывание и дополнение историй; проведение тематических игр; упрощение или усложнение сюжета; проговаривание смысла прочитанного.
Логопед использует различные типы сказок в зависимости от поставленных целей: дидактические, психотерапевтические, психокоррекционные, медиативные и др. С помощью дидактических сказок дети могут более эффективно усвоить различные правила и понятия. Например, познакомиться с такими категориями, как цвет, величина, форма, время и др. Медитативные сказки созданы для того, чтобы заложить в ребенке понятия «идеальных» отношений с окружающими миром, людьми. Такие сказки помогают снять стресс и расслабиться, в них нет отрицательных героев и противоборства. Психокоррекционные сказки помогают мягко проводить коррекцию поведения ребенка. Они помогают в решении конкретной проблемы. Психологи дают классификацию сказок с точки зрения проблем, на решение которых они направлены. Она выделяет следующие виды сказок: для боязливых детей; для гиперактивных детей; для агрессивных детей; сказки, направленные на искоренение расстройств поведения с физическими проявлениями; сказки для детей, у которых есть проблемы в семье (рождение второго ребенка и ревность к нему первого, развод родителей и другие). Психотерапевтические сказки помогают решать следующие сложные личностные проблемы: внутренние конфликты, поиск смысла жизни, поиск своего места в жизни. Также они эффективны в работе с детьми, у которых психосоматические болезни. Вариативность сказок дает возможность эффективно преподносить учебный материал, влиять на поведение ребенка, стимулировать мотивацию, формировать позитивный психологический настрой, справится с проблемами личного характера.
Работая с «особыми» детьми в контексте сказкотерапии, следует помнить о специфических моментах, четко контролировать себя, чтобы не повышать голос при рассказывании сказки; не переигрывать; не выделять негативные, плохие поступки героев; не сосредотачивать внимание на отрицательных героях. Это может привести к отрицательным изменениям в эмоциональной сфере «особых» детей: они начинают плакать, суетиться, могут проявиться эхолалии, «зацикливания» на каком-то слове, высказывании персонажа, формируется неправильное понятие о добре и зле.
Основные этапы работы над сказкой:
- Знакомство с персонажами сказки
Важно обратить внимание ребенка на внешний облик персонажа, его величину, окраску (цвет), форму, звукоподражание, способ передвижения.
Задача взрослого — вместе с детьми выделить и перечислить всех персонажей сказки, в соответствии с очередностью их появления. Начинать процесс знакомства с персонажами только после того, как дети научатся четко их выделять. Если герой сказки вызывает у детей неоднозначную эмоциональную реакцию (положительную или отрицательную), можно сразу сказать о нем: «Он злой» или «Он добрый» и пояснить почему. Помощь детей в ответе на этот вопрос всемерно поощряется.
- Знакомство с главным героем сказки
Из всех героев сказки логопед совместно с детьми выделяет главного и комментирует, почему.
На этом этапе рекомендуется обсудить его основную характеристику (величина, основные части, форма, цвет); закрепить образ путем конструирования его из подручного материала.
Для закрепления образа главного героя можно использовать короткие стихотворения и потешки.
- Рассказывание сказки с акцентом на эмоциональное состояние.
Главная цель — установление эмоционального контакта с ребенком, обращение внимания ребенка на эмоции взрослого, его отношение к рассказываемому. На этом этапе можно предъявлять детям картинки, изображающие различные эмоциональные состояния героя. Для развития эмоционально-волевой сферы важно научить их соотносить мимику с состоянием и настроением.
- Анализ сказки
На этом этапе педагог задает ребенку вопросы по содержанию сказки, выясняет отношение ребенка к каждому персонажу.
Взрослый задает наводящие вопросы и подводит ребенка к осознанию и формулированию выводов.
Сказка помогает ребенку понять и принять мир, в котором он живет, помочь ему социализироваться. Сказкотерапия развивает речь, высшие психические функции: мышление, память, воображение. Сказка помогает особенным детям выразить свои эмоции, поверить в чудо, дает надежду и силы на дальнейшее преодоление сложностей. Сказка — это маленький мир, где каждый ребенок может почувствовать себя тем, кем он захочет.
Литература:
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. –СПб, 1998.
- О. И. Крупенчук.Пальчиковые игры для детей 4–7 лет.С.-П.Издательским дом.Литера.2010
Похожие статьи
Тестопластика как метод арт-терапии в коррекционной работе с дошкольниками с речевой патологией
Авторами статьи представлено теоретическое и практическое обоснование эффективности использования приемов тестопластики в коррекционной работе с дошкольниками с речевой патологией.
Здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
В данной статье определяется актуальность проблемы использования здоровьесберегающих технологий для детей с ограниченными возможностями в образовательном процессе.
Использование альтернативных средств обучения в формировании коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра
В статье освещается проблема обучения детей с расстройством аутистического спектра. Рассматриваются аспекты применения средств альтернативной коммуникации в коррекционной работе с детьми-аутистами.
Профориентационная работа в школе-интернате с подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья
В статье описаны комплексные мероприятия по профориентационной работе с детьми старших классов школы-интерната с нарушением слуха.
Комплексная работа с детьми со сложной структурой дефекта
В статье представлено описание комплексной работы и даны методические рекомендации воспитателя и логопеда по развитию произвольной моторики у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Особенности работы с одаренными детьми в рамках общеобразовательной школы
В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся организации учебного процесса и работы с одаренными детьми в рамках общеобразовательной школы. Выявляются особенности и принципы работы с высокомотивированными и одаренными детьми.
Коррекция дислексии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
В данной статье представлены практические задания для коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников, осваивающих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Также материал может быть и...
Развитие мелкой моторики в конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
В статье описываются затруднения в области мелкой моторики, возникающие у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. В качестве одного из педагогических средств развития мелкой моторики рассматривается конструктивная деятельность. Обос...
Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры
В статье представлен опыт работы по формированию математических представлений у дошкольников, приводятся примеры дидактических игр для работы с детьми в данном направлении.
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения
Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через использование игр и игровых упражнений.
Похожие статьи
Тестопластика как метод арт-терапии в коррекционной работе с дошкольниками с речевой патологией
Авторами статьи представлено теоретическое и практическое обоснование эффективности использования приемов тестопластики в коррекционной работе с дошкольниками с речевой патологией.
Здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
В данной статье определяется актуальность проблемы использования здоровьесберегающих технологий для детей с ограниченными возможностями в образовательном процессе.
Использование альтернативных средств обучения в формировании коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра
В статье освещается проблема обучения детей с расстройством аутистического спектра. Рассматриваются аспекты применения средств альтернативной коммуникации в коррекционной работе с детьми-аутистами.
Профориентационная работа в школе-интернате с подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья
В статье описаны комплексные мероприятия по профориентационной работе с детьми старших классов школы-интерната с нарушением слуха.
Комплексная работа с детьми со сложной структурой дефекта
В статье представлено описание комплексной работы и даны методические рекомендации воспитателя и логопеда по развитию произвольной моторики у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Особенности работы с одаренными детьми в рамках общеобразовательной школы
В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся организации учебного процесса и работы с одаренными детьми в рамках общеобразовательной школы. Выявляются особенности и принципы работы с высокомотивированными и одаренными детьми.
Коррекция дислексии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
В данной статье представлены практические задания для коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников, осваивающих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Также материал может быть и...
Развитие мелкой моторики в конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
В статье описываются затруднения в области мелкой моторики, возникающие у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. В качестве одного из педагогических средств развития мелкой моторики рассматривается конструктивная деятельность. Обос...
Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры
В статье представлен опыт работы по формированию математических представлений у дошкольников, приводятся примеры дидактических игр для работы с детьми в данном направлении.
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения
Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через использование игр и игровых упражнений.