В сфере образования сегодняшней России одной из основных тенденций является увеличение процента детей с тяжелыми комплексными нарушениями здоровья, нуждающихся в создании специальных условий развития, обучения и воспитания.
С 1 сентября 2013 года в России вступил в силу закон «Об образовании в РФ», в котором отражены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья. Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Независимо от социального положения, расовой или конфессиональной принадлежности, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.
В работе с детьми с ОВЗ применяют следующие подходы: индивидуальный подход, предотвращение наступления утомляемости, активизация познавательной деятельности, обогащение знаниями об окружающем мире, коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления, проявление педагогического такта.
Для детей с ЗПР организуются коррекционные занятия, которые направлены на компенсацию недостатков развития детей, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности, повышение самооценки, работоспособности, активной познавательной деятельности. Одной из актуальных задач коррекционной работы, проявляющейся в формировании мировоззрения младшего школьника и его личности в целом, является развитие мышления и коррекция трудностей в поведении и общении. Особое значение это приобретает на первоначальном этапе обучения, когда закладываются основы дальнейшего развития ребенка. Для детей с ОВЗ этот этап вызывает определенные трудности, и нестандартные формы обучения здесь могут стимулировать мотивацию к учебной деятельности, повышать успешность усвоения знаний.
Сказкотерапия — это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста, которые испытывают затруднения в физической, поведенческой, интеллектуальной сфере. А еще сказкотерапия поможет развить воображение, фантазию, артистические способности и другие пристрастия человечка. Они же помогут не бояться трудностей, творчески подходить к жизни. Сказкотерапия поможет каждому ребенку прочувствовать многие положения, с которыми он может встретиться в жизни. И очень сильно раздвинуть границы его мировоззрения, восприятия и способы общения с реальностью.
Метод сказкотерапии пробуждает в детях любовь к чтению, детям будет интересно не только обыграть сказку вместе с педагогом, но и прочесть другие сказки самостоятельно.
Коррекционная работа с детьми с ОВЗ с применением сказкотерапии допускает проведение индивидуальных и групповых занятий. Детям будет интересно не только обыграть сказку вместе с учителем, но и прочесть другие сказки самостоятельно.
В основу работы положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами, что способствует поддержанию интереса и внимания, а также положительного эмоционального фона на занятии. Ребенок учится переводить сказочные образы-представления в понятия, что способствует развитию речи и построению речевого высказывания. Осуществляя психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ VII вида мною были выделены следующие направления работы со сказкой: чтение сказок и беседа о прочитанном; игры; сказкотерапевтические занятия; коллективное сочинение сказок; также в работу по сказкотерапии могут быть включены элементы проективного рисования и арттерапии.
Тексты сказок обогащают словарный запас, учат устанавливать причинно-следственные связи, влияют на развитие речи ребенка.
Сказкотерапевтические занятия развивают системность мышления в процессе расширения знаний о тех или иных предметах и явлениях сказок, учат различать и называть их существенные признаки, группировать их по функциональным признакам, уметь выделять главные и второстепенные функции предметов.
Сказка в различных проявлениях широко используется в педагогике и психологии, развивая все стороны личности ребенка. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют определенные особенности восприятия и воспроизведения художественного произведения, не готовы к освоению учебного материала на уровне нормально развивающихся детей. Тем не менее, такие дети очень чутко воспринимают эмоциональный фон и замысел сказки, характер и взаимоотношения героев, образы добра и зла в сюжете сказки. И задачи коррекции развития личности ребенка с ОВЗ могут быть решены при помощи работы со сказкой.
Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.
Большой плюс, что такого ребёнка не изолировали в специализированное помещение, а дали возможность быть полноценным членом общества.
Литература:
- http://www.all-psy.com/stati/detail/720/1/
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб.: Речь, 2010. — 176 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Развивающая сказкотерапия [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб.: Речь, 2011. — 168 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб.: Речь, 2010. — 240 с