Сказкотерапия как метод психокоррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 18.11.2015

Статья просмотрена: 8054 раза

Библиографическое описание:

Пашкина, Е. А. Сказкотерапия как метод психокоррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / Е. А. Пашкина, И. А. Ганичева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.1 (102.1). — С. 152-154. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23241/ (дата обращения: 22.12.2024).



 

На сегодняшний день сказкотерапия является одним их основных средств психотерапевтического воздействия, применяемого с целью коррекции различных психических процессов и поведенческих реакций ребенка. В современной ситуации развития общей психокоррекции сказкотерапия позволяет исследовать первопричины поведенческих реакций ребёнка и служит ресурсной практикой в психотерапии. Данный метод психокоррекционной работы можно использовать, начиная с раннего детства. Возможности сказкотерапии заключаются в том, что она позволяет выявить внутренние и внешние состояния ребенка.

В настоящее время психологи и терапевты проводят исследования, позволяющие изучить и описать воздействие сказок на подсознание и сознание детей. Главная особенность сказки состоит в том, что сказка — это выдуманная волшебная история со счастливым завершением. Она позволяет передавать опыт, умения, навыки, помогает ребёнку понять, где добро, а где зло. Большое количество сказок пронизано аллегориями, а так же жизненным поведением.

Главное достоинство сказкотерапии как метода заключается еще и в том, что ядром любой сказки является метафора. Именно она является средством психологического воздействия. Точность и глубина метафоры определяет эффективность коррекционных методов в работе с детьми. Данный метод психокоррекции основывается на том, что выдуманная история несёт в себе скрытый смысл решения сложных проблем. Чтение сказок помогает ребёнку преодолеть жизненные трудности, найти выход из сложных ситуаций [1].

Сама ценность и эффективность сказкотерапии очевидна: во-первых, в сказочных ситуациях отсутствует дидактика, то есть как поступить в какой-либо жизненной ситуациисказка лишь намекает, также ребенок усваивает причинно-следственные связи, потому как сюжет сказки логично построен. Во-вторых, в сказках отсутствуют чёткие персонификации, и это позволяет ребёнку идентифицировать себя с главным героем. Наблюдая за судьбой персонажа, ребёнок видит последствия того или иного выбора. В-третьих, образность языка позволяет сказке иметь множество граней, и благодаря этому, ребёнку в разные периоды жизни, может помочь одна и та же сказка. В-четвёртых, как правило, счастливый конец сказки даёт ребёнку чувство психологической защищенности. Ребенок под руководством взрослого делает вывод о том, что все трудности делают людей мудрее и сильнее. Постепенно ребенок начинает понимать и осознавать то, что вознаграждается тот герой, который проявил свои лучшие качества и прошёл через все испытания, а персонаж, который совершал плохие поступки, осуждается окружающими. И именно здесь заложен смысл закона жизни: «… как ты относишься к людям, так и они будут относиться к тебе». В-пятых, в сказках всегда есть наличие тайны и волшебства, ведь в сказке любой предмет оживает, и ребёнок может идентифицировать себя с одушевлённым персонажем. Эта особенность играет большую роль для развития психики ребёнка, так как развивается способность децентрироваться, ставить себя на место другого [2].

Обратим особое внимание на коррекционные функции сказки. Среди них можно выделить наиболее приоритетные — это:

— психологическая подготовка к напряженным эмоциональным ситуациям;

— символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов;

— принятие в символической форме своей физической активности [3].

В настоящее время сфера применения сказкотерапии значительно расширилась. Сказкотерапия эффективна как помощь при различных нарушениях в поведении ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста, которые заключаются в желании ребенка привлечь к себе внимание различными способами; когда ребёнок хочет взять всё под свой контроль; при желании ребенка отомстить; как средство снижения страхов, желание избежать неудачи. Постепенно происходит объяснение ребёнку смысла происходящего, неэффективный стиль поведения замещается на более продуктивный [4].

Рассмотрим особенности коррекционной сказки как метода воздействия на ребенка:

1.Главный герой должен быть похож на ребёнка: пол, возраст, характер.

2.Жизнь героя в сказочном мире сходна с жизнью ребёнка.

3.Персонаж попадает в ситуацию аналогичную той, в которой находится ребёнок.

4.Герой встречает мудрого наставника, который объясняет смысл происходящего.

5.Герой понимает, где он поступил неправильно и начинает меняться [5].

Важность исследования проблемы заключается в том, что сказкотерапия как метод психокоррекции в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна осуществляться квалифицированным педагогом-психологом, который организует систематические занятия с детьми в индивидуальной и групповой форме. Особенно эффективно использование сказкотерапии родителями. При правильном использовании сказкотерапии ребенку будет оказана неоценимая помощь. Это позволит не только подготовить ребёнка к возможным жизненным ситуациям, но и решить возникшие проблемы. Языком сказки можно описать всё, что нас окружает [6].

Многочисленные исследования сказкотерапии как метода психокоррекционной работыпозволяют сделать вывод о том, что в процессе знакомства со сказками и проигрывания сюжетов ребёнок начинает понимать, что даже в трудной ситуации можно найти выход, только его нужно поискать. Во-вторых, ребёнок усваивает правило: чтобы преодолеть трудности нужно искать силы в самом себе.

В своем исследовании мы обратили внимание на то, что большое значение при осуществлении психолого-педагогической коррекции с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по преодолению трудностей в эмоционально-личностной сфере имеет сказкотерапия, которая предполагает проигрывание детьми эпизодов сказок. Психолого-педагогическая коррекция на основе работы со сказками позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», примерить на себя роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, примерить на себя роль родителя и оценить свой поступок со стороны, а также позволяет ребенку иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких людей.

Исходя из этого, мы составили небольшой опросник для детей и их родителей. Вопросы, позволяющие выявить, какое значение оказывает сказкотерапия на развитие нравственных качеств ребенка, а также на развитие воображения, мышления и речи могут быть следующими:

  1.               Понравилась ли тебе сказка?
  2.               Как ты думаешь, о чём эта сказка?
  3.               Какой герой тебе понравился? Почему?
  4.               Что главное в этой сказке?
  5.               Как ты думаешь, почему герой совершил этот поступок?
  6.               Что бы было, если герой не совершил этого поступка?
  7.               Чему тебя научила эта сказка?

Сказочный мир требует от ребенка активного, хорошо развитого воображения, умения свободно, не страшась опасностей и приключений, импровизировать. Чтобы всего этого добиться, ребенку необходимо много сказок и благожелательное отношение родителей к сказкам.

Вопросы, позволяющие выявить, какое значение придают родители сказкотерапии:

1. Как часто Вы рассказываете сказки своему ребёнку?

2. Есть ли любимая сказка у Вашего ребёнка?

3. Есть ли у ребёнка любимый герой?

4. Запоминает ли Ваш ребёнок сказки?

5. Просит ли ребёнок почитать сказку?

6. Помогает ли Вам сказка воспитывать ребёнка?

7. Просит ли ребёнок рассказать одну и ту же сказку несколько раз?

8. Объясняли ли вы ребёнку с помощью сказки, что такое хорошо и что такое плохо?

9. Менял ли ребёнок своё поведение после того, как вы прочитали ему сказку?

На основании беседы с детьми и родителями важно проанализировать, какие личностные качества развиваются у детей в процессе сказкотерапии, а также разработать психолого-педагогические рекомендации родителям и педагогам по преодолению трудностей в эмоционально-личностной сфере дошкольников и младших школьников с помощью сказки. Общие психолого-педагогические рекомендации, которые будут полезны родителям, по приобщению детей к сказке заключаются в том, чтобы родители постоянно формировали у ребенка интерес к сказке и представление о том, что сказка — это волшебная история со счастливым завершением. Родителям необходимо помнить, что выбор сюжетов сказок должен быть направлен на те сказки, которые предполагают осознание ребенком того, что даже в трудной ситуации можно найти выход, только его нужно поискать. Стоит помнить, что процесс чтения сказок и проигрывания их, сопровождающийся эмоциональным сопереживанием и отождествлением с любимым персонажем, позволяет ребенку иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких людей.

 

Таким образом, сказкотерапия как метод психокоррекционной работы с детьми является весьма эффективным. Сказки развивают в ребёнке доброту, отзывчивость, контролирует эмоционально-нравственное развитие ребёнка. Для ребёнка сказка является особой реальностью. Именно здесь он познаёт такие явления и чувства как жизнь и смерть, измена и коварство, любовь и ненависть. Сказочная форма изображения этих явлений доступна для понимания ребёнка, но при этом сохраняет подлинный нравственный смысл. Сказка даёт несравнимые уроки нравственности, которые остаются с нами на всю жизнь.

 

Литература:

  1.               Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.; Ось-89, 2007. — 144 с.
  2.               Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006. — 160 с.
  3.               Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб.: ООО «Речь», 2000. — 310 с.
  4.               Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. — СПб.: ООО «Речь», 2007. — 170 с.
  5.               Сказкотерапия для детей. — Режим доступа: http://psihomed.com/skazkoterapiya-dlya-detey/ (дата обращения: 15.10.15)
  6.               Сказкотерапия как часть воспитательного процесса детей дошкольного и младшего школьного возраста. — Режим доступа: http://vashabnp.info/load/85–1–0–1897 (дата обращения: 15.10.15)
  7.               Терапевтические сказки в работе с детскими страхами. — Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/terapevticheskie-skazki-v-rabote-s-detskimi-strahami.html (дата обращения: 15.10.15)
Основные термины (генерируются автоматически): сказка, ребенок, младший школьный возраст, родитель, том, какое значение, психокоррекционная работа, психолого-педагогическая коррекция, сказочный мир, счастливое завершение.


Похожие статьи

Песочная игротерапия как эффективный метод коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Сказкотерапия как один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста

Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи у детей раннего возраста

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Самомассаж – как средство коррекционно-логопедического воздействия на детей дошкольного возраста

Интеллектуальные карты как средство формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками как основа двигательного и интеллектуального развития воспитанников

Игры с математическим содержанием как средства развития логических операций мышления у детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Песочная игротерапия как эффективный метод коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Сказкотерапия как один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста

Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи у детей раннего возраста

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Самомассаж – как средство коррекционно-логопедического воздействия на детей дошкольного возраста

Интеллектуальные карты как средство формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками как основа двигательного и интеллектуального развития воспитанников

Игры с математическим содержанием как средства развития логических операций мышления у детей старшего дошкольного возраста

Задать вопрос