Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Сказкотерапия как один из методов эмоционально-психологического и педагогического влияния на ребенка

24. Педагогика
22.11.2025
2
Поделиться
Аннотация
В статье представлена сказкотерапия как комплексная система, направленная на коррекцию речевых нарушений, способствующая развитию творческого и образного мышления, фонематического слуха, совершенствованию вербального языка, а также формирует умение устанавливать причинно-следственные связи, развивает отдельные психические функций и способствует всестороннему формированию личности младшего школьника.
Библиографическое описание
Карпова, С. Е. Сказкотерапия как один из методов эмоционально-психологического и педагогического влияния на ребенка / С. Е. Карпова, Е. Н. Васильева, Т. А. Мусихина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы CXII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2025 г.). — Казань : Молодой ученый, 2025. — С. 71-76. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/546/19147.


Желая видеть своих детей личностью, высокообразованными и высокоразвитыми людьми, и родители, и педагоги в наше время больше внимания уделяют их интеллектуальному развитию. Создание условий для развития умственных способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Речь ребёнка — это показатель уровня развития его мышления. Речь перестраивает все психические процессы: восприятие, мышление, память, чувства и др. Овладение речью позволяет ребенку управлять своим поведением, думать, фантазировать, строить воображаемую ситуацию, осознавать свои действия.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи мы пришли к выводу, что они затрудняются не только выражать свои мысли, чувства, при малейшем изменении обстановки теряются, что в дальнейшем может привести к сложности адаптации к новым условиям школы.

Проанализировав данную ситуацию, мы выделили для себя наиболее эффективный метод работы с детьми с ОВЗ — сказкотерапию, которая обладает диагностической, коррекционной, реабилитационной, психотерапевтической, социальной функциями, а в дошкольном возрасте позволяет решить множество задач.

Сказкотерапия — это инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума. Сказкотерапия — это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта.

Сказкотерапия — это еще и инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия и творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс, особенно ярок, многие дети просят читать им одну и ту же сказку по много раз [2].

Как работает сказкотерапия? Сказкотерапия — это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Основной принцип сказкотерапии — это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого — забота о душе и есть терапия). Этот метод является комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, способствует развитию творческого и образного мышления, фонематического слуха, совершенствованию вербального языка, умению устанавливать причинно-следственные связи, развитие отдельных психических функций и формирование личности ребенка в целом.

Все дети с ОВЗ быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. С такими профессиональными трудностями мы столкнулась в своей практике. Именно эти особенности детей с ОВЗ диктуют основную цель использования приёмов сказкотерапии: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.

Для логопедической работы с такими детьми включение элементов сказкотерапии позволяет решать разнообразные задачи:

Коррекционно-образовательные задачи: развитие всех компонентов речи в целом, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам. Совершенствование связных высказываний

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма.

Коррекционно-развивающие задачи: развитие познавательных процессов, развитие просодической стороны речи [1, с. 46].

Для решения этих задач в своей работе мы используем:

 дидактические игры — закрепляем название сказок, их содержание, героев, развиваем речь детей,

 театрализацию сказок — обучение пересказу методом проигрывания,

 мнемотехнику — это схемы, способствующие лучшему запоминанию,

 показ-инсценировку — помогает обучиться пересказу, предоставляет большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями,

 психогимнастику — побуждает детей к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний; произвольному снятию напряжения и расслаблению мышц тела.

В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.

Таким образом, через использование сказкотерапии, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи. Этим мы повышаем эффективность логопедической работы за счёт включения эмоционального компонента в образовательный материал.

Сказкотерапия особенно эффективна при эмоциональном кризисе: страхах, тревоге, неуверенности. Через образы ребёнок легче выражает переживания, рассказывает о себе от лица героя, что снижает напряжение и создаёт безопасное пространство для разговора. Через сказкотерапию происходит всестороннее развитие личности дошкольника:

 нравственное воспитание. Язык сказки доступен для ребёнка, позволяет легко объяснить ему разницу между плохим и хорошим. Отношения между персонажами и сюжет помогают понять причины поступка и его последствия,

 формирование воображения и творческого мышления. Упражнения со сказками учат ребёнка нестандартно мыслить, фантазировать, свободно выражать свои мысли,

 поддержка самооценки и социальной адаптации. Истории о героях, преодолевающих трудности, укрепляют веру в себя и служат моделью поведения,

 помощь в проживании эмоций. Сказка помогает ребёнку прожить эмоции, которые сложно выразить напрямую. Через образы он осознаёт чувства и получает опыт, как справиться с ситуацией.

 укрепление связи между ребёнком и родителями. Совместное чтение помогает родителям и детям сблизиться, лучше понять друг друга, доставляет удовольствие от общения [3].

Сказкотерапия развивает творческое отношение к жизни, умение видеть многообразие способов и средств достижения собственной цели, развивает скрытые способности и таланты к творческому решению сложных жизненных задач, также у детей появляется уверенность в своих силах и повышается самооценка. Сказкотерапия в детских садах и школах — это часть воспитательного процесса детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Литература:

  1. Зобков, В. А. Психология понимания в сказкотерапии: учебник для вузов / В. А. Зобков. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 154 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5-534–13639–5. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/567527 (дата обращения: 30.10.2025).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный