Использование сказкотерапии в детском саду
Автор: Пастухова Ирина Владимировна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.
Дата публикации: 14.09.2016
Статья просмотрена: 841 раз
Библиографическое описание:
Пастухова, И. В. Использование сказкотерапии в детском саду / И. В. Пастухова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 65-66. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1225/ (дата обращения: 16.12.2024).
Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить…
Л. Д. Короткова
Сказкотерапия представляет собой психотерапевтическое направление, где при анализе и использовании образов героев человек может побороть свои страхи, негативные черты личности. Наиболее активно используется сказкотерапия в работе с дошкольниками. Сказка для ребенка представляет особую реальность. И работая через сказку, игру можно скорректировать у него проявления негативного поведения. Сказка в определенный степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.
- Потребность вавтономности.В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.
- Потребность вкомпетентности.Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, становится победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи.
- Потребность вактивности.Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, с кем то борется. Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование целого ряда качеств личности. Различают следующие виды сказок:
− дидактическая: ребенку повествуют о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе);
− художественная: знакомство ребенка с эстетическими принципами, традициями человечества;
− диагностическая: в случае, ели ребенок выбрал себе любимую сказку и героя, то в данном контексте герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть;
− профилактическая: сказки для чтения, служащие накоплению знаний ребенком;
− медитативная: формирует положительное состояние малыша (например, перед сном). [1, 27]
Сказкотерапия для гиперактивных детей.
Использование метода сказкотерапии в работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности позволяет нормализовать эмоциональное и речевое состояние ребенка, уменьшить чрезмерную двигательную активность. Проработав сказку вместе с педагогом-психологом, гиперактивный ребенок учится по-другому вести себя в различных жизненных ситуациях: контролировать свою агрессивность, стать более спокойным, избегать конфликтов, где это возможно.
Сказкотерапия в логопедической работе с детьми.
Если у ребенка отмечаются тяжелые нарушения речи, требующие дополнительной работы с логопедом, то эффективно будет включение метода сказкотерапии в работу с таким малышом, поскольку сказкотерапия позволяет решить следующие задачи:
− развить познавательные способности;
− сформировать причинно-следственные связи;
− усвоить социальные нормы, принятые в обществе;
− развить речевую функцию в ненавязчивой, простой и доступной для ребенка форме игры.
При этом важно учитывать речевой статус ребенка, степень выраженности нарушения речи, особенности сформированности психических функций и возраст ребенка.
Сказкотерапиядетских страхов.
Прочитывая сказку, проигрывая сюжеты вместе с главными героями, которые успешно побеждают злодеев и свои страхи, ребенок погружается в атмосферу сказки, соотносит себя и свое поведение с главным героем и таким образом прорабатывает собственные страхи.
Когда ребенок слушает сказку, то он погружается в события, которые в ней происходят и сильнее чувствует переживания героев сказки. Это создает возможность ребенку взглянуть на себя со стороны. Возвращаясь в реальный мир, он начинает чувствовать себя более защищено и уверенно. [2, 65]
Схема терапевтической сказки:
− подбор героя (похожего на ребенка);
− описание жизни героя;
− помещение героя в проблемную ситуацию (по аналогии с проблемой ребенка);
− герой ищет и находит выход.
Со сказкой можно продолжать работу и после прочтения. Методов совместной увлекательной работы в сказкотерапии может быть очень много.
Варианты работы со сказкой:
− нарисовать,слепитьили выразить сказку в виде аппликации;
− изготовить своими руками куклу по мотивам сказки;
− сделать постановку сказки в виде настольного театра. [3, 49]
Советы по организации детской сказкотерапии:
− простое чтение сказки — еще не терапия, следует обыграть сказку, сделать выводы и т. д.;
− не стоит растолковывать мораль сказки;
− больше юмора;
− содержание сказки должно быть понятно ребенку.
Сказкотерапия в детском саду занимает особенное место, поскольку именно дети наиболее легко и просто усваивают нормы поведения, которые показывают главные герои сказок.
Сказкотерапия — прекрасный, увлекательный путь, который поможет решить вашим детям возрастные проблемы. Удачи на сказочном пути!
Литература:
- Бережная Н. Ф. Использование сказкотерапии в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего школьного возраста // Дошкольная педагогика / Январь, Февраль / 2007.
- Вологодина Н. В. Сказкотерапия, или как стать победителем. — Ростов н/Д., 2006.
- Голанов А. С. Я иду в детский сад. — М., 2002.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. — СПб., 2006.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб., 2005.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказкой. СПб., 2006.