Статья посвящена проблеме современного дошкольного речевого развития дошкольников. Дошкольный возраст — уникальный период для приобретения свойств личности, время, когда в ребенке закладывается достаточный потенциал для дальнейшего роста и развития. В этот же период происходит формирование всех сторон речи. Формирование умений и навыков связной речи, а также обогащение словаря у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний.
Ключевые слова: дошкольник, дошкольный возраст, дошкольное образовательное учреждение, развитие речи, речь, связная речь, сказка, сказкотерапия, чтение художественной литературы.
В настоящее время проблема формирования речи волнует педагогов дошкольного образования, так как речь — это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением, воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в дошкольном возрасте, поэтому в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена отдельная образовательная область «Речевое развитие». Согласно ФГОС ДО, речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой. Как результат педагогически грамотно выстроенной работы с детьми на этапе завершения дошкольного детства в соответствии с п.4.6. ФГОС ДО дошкольник может уже достаточно хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, выстраивать речевое высказывание в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. [3, с.62]
Речевое развитие, на наш взгляд, это одна из важнейших образовательных областей. Можно возразить, что не менее важны другие области. Да, все они важны, но полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей невозможно без речи, без общения, без коммуникативной деятельности. Трудно отрицать роль сказок в формировании речи дошкольников, потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству. Что же такое сказкотерапия?
Сказкотерапия — это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. [4, с.19]
Сказка — это непревзойденное творение, созданное народной мудростью. В ней заключены неиссякаемая фантазия и мудрость, основы нравственности и духовности, этики, гуманизма, толерантности. Жизнь человека без них была бы лишена главного источника оптимизма и жизнелюбия — надежды и веры в чудо. Сегодня педагоги дошкольных образовательных учреждений активно используют метод сказкотерапии в формировании речи дошкольников, так как никакие компьютерные забавы не смогут заменить сказку. Она может в увлекательной, одновременно доступной форме показать ребенку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы. Сказка дает возможность «примерять» на себя чужие судьбы и переживания — это уникальная возможность «проиграть» жизненную ситуацию без вреда для собственной жизни ставит сказку в ряд самых эффективных способов образовательной работы с детьми. [1, с.53]
Пользуясь зашифрованным в сказках опытом прошлых поколений, дошкольники проникают в мир бессознательного и на внутреннем уровне могут разглядеть мир собственных чувств и переживаний. Поэтому не случайно сказки успешно используют в своей практической деятельности педагоги.
Данный метод сказкотерапии эффективно используется нами. В нашей рабочей программе для реализации образовательной области «Речевое развитие» уделено важное место сказкотерапии. Определены задачи сказкотерапии:
– развить речь детей с помощью: пересказывая сказок, рассказывания сказок от третьего лица, группового рассказывания сказок, рассказывания сказок по кругу, сочинение сказок;
– выявить и поддержать творческие способности дошкольника;
– учить детей правильно оценивать свои и чужие поступки;
– развивать умение использовать игровые импровизации в самостоятельной деятельности.
Работу по использованию метода сказкотерапии мы начали с построения предметно-развивающей среды. В группе мы старались создать такие условия, чтобы дети могли реализовать свои желания, действовать, развивать фантазию, а следовательно, и развить речевую активность. В самостоятельной художественно-речевой деятельности использовали игрушки для настольного театра (объёмные, мягкие, плоскостные, элементы декораций), пальчиковый театр, шапочки-маски, костюмы в уголке ряженья, ширмы для кукольного театра, теневой театр, сборники сказок на электронных носителях, сборник классической музыки, музыки для релаксации. Но для формирования речи, развития творчества важна не только сама среда, но и то, как её воспринимает ребёнок, так как формирование речи возможно только в совместной деятельности ребёнка и взрослого и в комфортном для ребёнка состоянии.
Для ознакомления родителей с методом сказкотерапии было проведено собрание, на котором была дана информация о том, что такое сказкотерапия, какие она решает проблемы. И только совместная деятельность ребёнка, родителей и педагога будет наиболее успешной. Договорились о совместном изготовлении кукол к театрам: пальчиковым, настольным, куклам би-ба-бо. Определили удобный день для всех родителей, пришла большая часть мам и бабушек. Мы показали различные театры, родители предложили свою помощь в создании театров. У нас оказались очень талантливые родители, которые умеют вязать, шить, рисовать. Мы предложили родителям, чтобы дети принимали участие в создании кукол. Обратили внимание на то, что чудо произойдёт только в том случае, если ребёнок помогает маме шить куклу: что-то пришьёт сам или поможет советом. Театры развивают мелкую моторику, фантазию детей, их образное мышление, а также укрепляет союз «Ребёнок — родитель — воспитатель».
Играя с куклой, ребёнок реально становится волшебником, заставляя неподвижную куклу двигаться так, как он считает нужным. Ребёнок, общаясь с куклой, проявляет те эмоции, чувства, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам он не может или не позволяет себе проявить, а наш театрализованный уголок пополнился различными театрами, сделанными своими руками.
Таким образом, в группе был создан пальчиковый театр — детям были очень интересны пальчиковые театры, так как на их ладошке оживала сказка. Они сразу учились подражать повадкам героя, меняли тональность голоса (мышка или медведь), продумывали качества, поступки и характер героев. И когда дети научились «владеть» пальчиками, в игру вступили перчаточные театры, где на руке можно играть сразу несколькими героями. Особо любимы детьми сказки, так как язык сказок отличается большой живописностью, в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, монологов, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку и обогатить его словарный запас.
Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. В группе мы оборудовали театральный уголок, где ребёнок мог побыть один и прорепетировать какую-нибудь роль или просмотреть иллюстрации к сказкам. Инсценировка сказок помогает обучиться пересказу, предоставляет большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями. На новогодние праздники мы с детьми инсценировали сказку В. Сутеева «Ёлка», также сказку Ш. Пьеро «Красная Шапочка», много сказок русских народных: «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба» и т. д.
Кроме того, при использовании метода сказкотерапии мы использовали такие приемы, как:
– круговое рассказывание сказки. Каждый участник группы поочереди рассказывает небольшой кусочек знакомой сказки, где дети дают свои характеристики героям и делают выводы по поступкам героев;
– придумывание продолжения к знакомой сказке. Здесь последний ребёнок, сидящий в кругу, должен закончить сказку, иначе она может продолжаться бесконечно. Дети сначала придумывали концовку к таким сказкам, как «Колобок», где лиса не съела колобка, а стала его лучшим другом, «Красная Шапочка», где волк добрый, умный, хозяйственный, трудолюбивый. Придумывание новой сказки или истории. Затем все вместе с детьми придумали сказку: «Где же находится Дед Мороз летом?». Очень оживляло и стимулировало творческую активность детей прослушивание сказок собственного сочинения.
Таким образом, возможности сказкотерапии при условии творческого подхода к ней настолько велики, что позволяют предлагать «сказочные сюжеты» не только в непосредственной образовательной деятельности, затрагивая все образовательные области, а также и в свободной деятельности по формированию связной речи. Сказка для ребёнка — это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и мы уже видим перед собой счастливого и здорового малыша.
Литература:
- Галеева Е. В. Сказка, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. — 2015. — № 10. — С. 52–54.
- Гурова И. В. Технология обучения детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок // Дошкольное образование. — 2016. — № 4. — С.6–9.
- Лашкова Л. Л. Речевое развитие детей в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. — 2015. — № 1. — С. 62–67.
- Микляева Н. В. Сказкотерапия в ДОУ и семье. — М.:ТЦ Сфера, 2016. — 165 с.
- Овчинникова Е. С. Значение сказки в развитии дошкольника // Научный альманах. — 2017. — № 8. — С. 604–606.
- Самсонова С. Н. Коррекция связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе пересказа русских народных сказок [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 8. Режим доступа: http://cyberleninka.ru. (дата обращения 05.10.2020).
- Школьная Л. П. Обучение детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок // Обруч. — 2016. — № 3. — С. 10–13.