Воспитание культуры речи детей дошкольного возраста средствами сказок | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Воспитание культуры речи детей дошкольного возраста средствами сказок / О. А. Бурнашева, Н. Н. Бахтиярова, Н. А. Дубенцова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 365-367. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86141/ (дата обращения: 21.12.2024).



В современном мире, в котором ребенку книгу заменяют компьютер, интернет особенно остро стоит вопрос развития речи детей дошкольного возраста. Слушая взрослых, дети запоминают новые слова, выражения, узнают, как можно использовать их и тем самым обогащают свой язык. Одной из задач чтения и рассказывания сказок является обогащение словаря ребенка.

Ключевые слова: дошкольное образование, сказка, культура речи, чтение.

Дошкольное образование — важное время для формирования речи ребенка. В процессе своего формирования речь ребят тесно объединена с характером их деятельности и общения. Формирование языка идет в разнообразных направлениях: улучшается его утилитарное применение в общении с другими людьми, в то же время язык становится основой перестройки психических процессов, инструментом мышления.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей является одним из насущных вопросов дошкольной педагогики. В наше время наблюдается повышенный интерес к формированию личности ребенка. Он совмещает в себе потенциал обновления и качественного совершенствования своего языкового развития. Языковые показатели и черты личности взаимосвязаны и должны быть в центре внимания взрослых, которые заботятся о своевременном и гармоничном развитии ребенка.

В наши дни тяжело найти наилучший способ воспитания детей, чем приобщать их к устному народному искусству с раннего детства. Сказка дает нравственные уроки сострадания, преданности, сочувствия, любви ко всему живому, представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом расширяет жизненный опыт ребенка. Русская народная сказка развивает образ мышления, выразительность речи, так как она богата лирическими вставками, яркими чертами характера, ритмичным напевом, диалогами. Сказка способствует любви к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, образом русской жизни. Слушая сказки, ребенок узнает звуки родного языка, их мелодику.

Совокупность разнообразных методов и приемов, тематическая среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и интеллектуального развития дошкольников. Необходимо полагаться на сказку, которая исключает мораль и включает в себя игровое общение.

Сказка привносит разнообразие в жизнь ребенка, дарит ему радость и является одним из наиболее эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит игре.

Необходимо научить детей слушать сказки и следить за развитием сюжета в сказке, сочувствовать положительным героям. При повторном чтении дети начинают запоминать текст. Речь ребенка обогащается словами и выражениями, которые ему запоминаются.

Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с дошкольниками, страдающими нарушениями речи. Многочисленные исследования педагогов в области дошкольного и коррекционного создания показали, что проблему общественного недоразвития речи дошкольников можно решить с помощью самоката, поскольку дошкольное образование является стороной периода развития речи и творчества детей.

Необходима систематичная, целеустремленная работа по ознакомлению детей с содержанием сказок, с их композиционными и языковыми особенностями. При этом используются вербальные и методические приемы в сочетании с визуальными: беседы после знакомства с произведением помогают определить жанр, основное содержание, средства художественной выразительности; чтение фрагментов из произведения; разговоры о книгах, которые раньше любили дети; знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассказ о произведении, просмотр книг, иллюстраций к ним; просмотр полос, фильмов, диапозитивов по литературным произведениям; прослушивание записей исполнения литературных произведений мастерами художественного слова. Свое отношение к сказкам дети выражают во время рисования, поэтому рассказы из литературных произведений можно предложить в качестве тем для рисования.

Привлекая сказку для работы над формированием языка, употребляются образы — наглядное представление вещей, их свойств, а также ситуаций, событий, эпизодов. Рассуждая по картинкам, педагогу легче вести с детьми оживленную, непосредственную беседу, активизировать свой словарный запас.

Из сказок дети получают первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, миром предметов, пытаются понять, что такое мужество и выносливость, добро и зло.

Чтение сказок превращается в увлекательную игру, путешествия вместе с героями сказки и косвенно формируют ребенка, проясняют представления детей об окружающей среде, расширяют кругозор, формируют психические познавательные процессы.

Яркие и интересные прозвища персонажей, поступки и поступки героев открывают детям мир человеческих отношений. По содержанию сказки, связи между содержанием и каждой подходящей фразой дети учатся думать, определять смысл каждого произведения, находить в нем урок, нравственный урок.

Традиционное общение со сказкой — чтение, просмотр иллюстраций, знакомство со словарем терминов и понятий, образными характеристиками. Чтение сказок можно дополнить небольшими фольклорными формами — загадками, детскими стишками.

В работе для ознакомления со сказками можно использовать различные виды игр, например, драматизирующие игры.

За основу драматизации игры можно взять те же русские народные сказки. В сказке образы героев наиболее яркие, они притягивают детей динамикой, четкой мотивацией поступков, действия явно заменяют одно на другое, а дети их воспроизводят. Дети легко драматизируют все сказки «Репка», «Колобок», «Заюшкина изба» и другие.

Знакомство со сказками не может ограничиваться уроками. В процессе работы в детском саду чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни детей, это связано с играми и прогулками, с будничными занятиями и работой.

В воспитательной работе особую роль играет воспитание родителей. Расскажите родителям о роли сказки в развитии речи и личностном формировании детей. Чтобы объяснить им важность семейного чтения, подчеркните его высокий вклад в формирование у ребенка морально ценных ориентаций на основе морально позитивных эмоций. Эта работа в будущем повлияет на формирование словесного творчества будущих учеников, если они захотят сочинять свои личные сказки. Чтение и обсуждение сказок может стать хорошей семейной традицией, создать в доме теплую, душевную атмосферу.

Проблема включения дошкольников в русскую народную сказку занимает одно из главных мест в нынешней педагогике и психологии. Обучая детей чтению, мы формируем личность каждого ребенка, которая несет в себе черты русского характера, русского менталитета. Недостаток внимания к чтению сказок особенно поражает детей, которые теряют связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой стоит задача пересмотреть ценностные ориентации системы образования, в частности системы воспитания дошкольного детства.

Итак, в заключение можно сказать о том, что русская народная сказка представляет собой разностороннее развитие образовательных и средств, с помощью которых ребенок воспитывается вне непосредственно воспринимаемого, погружается в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и создает в них богатую языковую среду.

Речевая функция — одна из главных функций человека. В процессе формирования речи развиваются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к концептуальному мышлению. Изучение языков способствует осознанию, планированию и регулированию поведения. Речевое общение основывает необходимые условия для развития разнообразных форм деятельности и участия в общественном труде. Известно, что основными функциями языка являются коммуникативные и обобщающие, и регулирующие. Коммуникативная и обобщающая функции языка развиваются в тесном единстве: с помощью языка человек не только получает новую информацию, но и усваивает ее. В то же время язык является средством регуляции высших психических функций человека. Обычно регуляторная функция речи формируется к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребенка к школьному обучению. Развитие регуляторной функции речи приводит к возникновению у ребенка способности подчинять свое действие речевой инструкции взрослого.

Сказка — это главный источник развития правильно сформированного языка. Чтение не только обогащает интеллект, словарный запас, оно заставляет думать, понимать, формирует образы, заставляет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны сделать взрослые, родители и педагоги, занимающиеся воспитанием ребенка и прививать ему любовь к чтению сказок.

Литература:

  1. Берлина Н. П. Развитие связной речи у старших дошкольников // Начальная школа + до и после. — 2012.- № 7.- С.67–70.
  2. Обора Н. Ф. Овладение связной речью старшими дошкольниками // Успехи современного естествознания. 2008. № 7. — С.37–40.
  3. Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия // Дошкольное воспитание. 2010. — № 4. — С.15–19.
  4. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. — М.: ООО «Издательство ACT», 2010. — 464 с.
  5. Филиппов Ю. В. Сказка как ирреальная структура и игра как реальное действие в реальном воспитательном процессе / Ю. В. Филиппов, И. Н. Кольцова // Мир психологии. — 2013. — № 3. — С. 160–173.
Основные термины (генерируются автоматически): сказка, ребенок, чтение сказок, дошкольное образование, русская народная сказка, время, дошкольный возраст, семейное чтение, формирование языка, функция речи.


Похожие статьи

Сказкотерапия как средство формирования речи дошкольников

Статья посвящена проблеме современного дошкольного речевого развития дошкольников. Дошкольный возраст — уникальный период для приобретения свойств личности, время, когда в ребенке закладывается достаточный потенциал для дальнейшего роста и развития. ...

Влияние сказки на художественно-речевую деятельность детей старшего дошкольного возраста

Для детей старшего дошкольного возраста, любовь к сказке возникает если ребенок часто их слышит и сопровождается любовь и знание как в школьном возрасте, так и до конца жизни. Дети знакомятся какие сказки бывают, какой смысл несут, учатся правильно п...

Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством сказки

В статье рассматривается развитие связной речи как ключевой аспект общего развития ребенка дошкольного возраста. Автор подчеркивает значимость связной речи в образовательном процессе, указывая, что дети с хорошо развитыми коммуникативными навыками ле...

Развитие речи дошкольников посредством ознакомления с русской народной культурой

В статье рассмотрены педагогические методы, приёмы и формы работы с детьми старшего дошкольного возраста для решения задач развития речи дошкольников посредством приобщения к истокам русского народного творчества, а также закладка таких качеств речи,...

Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена изучению особенностей речевого развития детей дошкольного возраста. Целью речевого развития является оказание помощи ребенку в овладении им грамотной, красивой, выразительной устной речи на родном язык, передавать в речи свои мысли, ...

Художественная литература как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена одной из самых актуальных проблем развития эмоциональной сферы старших дошкольников средствами художественной литературы. Именно через художественные произведения, обращенные к сердцу ребенка, развивается способность сопереживать, ис...

Влияние устного народного творчества на развитие речи

Статья посвящена описанию опыта по развитию речи младших дошкольников средствами устного народного творчества. Установлено влияние народного творчества на речевое развитие детей и формирование картины мира. Разработана модель реализации педагогическо...

Театрализованная игра как средство развития речи у детей младшего возраста

Рассмотрены проблемы развития речи у младших дошкольников, в том числе в ясельной группе. Показана интеграция образовательных областей, обеспечивающая целостность и системность педагогического процесса. Доказано, театрализованная игра как средство ра...

Развитие познавательных умений дошкольников посредством мультипликационных фильмов

Автор статьи делает вывод о том, что роль мультипликационных фильмов в развитии познавательных интересов детей дошкольного возраста сложно переоценить. Донося до дошкольника ту или иную познавательную информацию посредством мультипликационного фильма...

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста

Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Речевое развитие по ФГОС ДО — это ...

Похожие статьи

Сказкотерапия как средство формирования речи дошкольников

Статья посвящена проблеме современного дошкольного речевого развития дошкольников. Дошкольный возраст — уникальный период для приобретения свойств личности, время, когда в ребенке закладывается достаточный потенциал для дальнейшего роста и развития. ...

Влияние сказки на художественно-речевую деятельность детей старшего дошкольного возраста

Для детей старшего дошкольного возраста, любовь к сказке возникает если ребенок часто их слышит и сопровождается любовь и знание как в школьном возрасте, так и до конца жизни. Дети знакомятся какие сказки бывают, какой смысл несут, учатся правильно п...

Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством сказки

В статье рассматривается развитие связной речи как ключевой аспект общего развития ребенка дошкольного возраста. Автор подчеркивает значимость связной речи в образовательном процессе, указывая, что дети с хорошо развитыми коммуникативными навыками ле...

Развитие речи дошкольников посредством ознакомления с русской народной культурой

В статье рассмотрены педагогические методы, приёмы и формы работы с детьми старшего дошкольного возраста для решения задач развития речи дошкольников посредством приобщения к истокам русского народного творчества, а также закладка таких качеств речи,...

Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена изучению особенностей речевого развития детей дошкольного возраста. Целью речевого развития является оказание помощи ребенку в овладении им грамотной, красивой, выразительной устной речи на родном язык, передавать в речи свои мысли, ...

Художественная литература как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена одной из самых актуальных проблем развития эмоциональной сферы старших дошкольников средствами художественной литературы. Именно через художественные произведения, обращенные к сердцу ребенка, развивается способность сопереживать, ис...

Влияние устного народного творчества на развитие речи

Статья посвящена описанию опыта по развитию речи младших дошкольников средствами устного народного творчества. Установлено влияние народного творчества на речевое развитие детей и формирование картины мира. Разработана модель реализации педагогическо...

Театрализованная игра как средство развития речи у детей младшего возраста

Рассмотрены проблемы развития речи у младших дошкольников, в том числе в ясельной группе. Показана интеграция образовательных областей, обеспечивающая целостность и системность педагогического процесса. Доказано, театрализованная игра как средство ра...

Развитие познавательных умений дошкольников посредством мультипликационных фильмов

Автор статьи делает вывод о том, что роль мультипликационных фильмов в развитии познавательных интересов детей дошкольного возраста сложно переоценить. Донося до дошкольника ту или иную познавательную информацию посредством мультипликационного фильма...

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста

Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Речевое развитие по ФГОС ДО — это ...

Задать вопрос