Использование сказочных сюжетов в развитии речи детей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Пудовкина, Н. В. Использование сказочных сюжетов в развитии речи детей / Н. В. Пудовкина, И. А. Мечик, О. В. Литвинова, Е. А. Прыскина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13.3 (117.3). — С. 80-82. — URL: https://moluch.ru/archive/117/32430/ (дата обращения: 16.11.2024).



Использование сказочных сюжетов вразвитии речи детей

Пудовкина Наталья Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент;

Мечик Инна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент;

Литвинова Ольга Владимировна, старший преподаватель;

Прыскина Елена Александровна, кандидат педагогических наук, доцент

Самарский государственный социально-педагогический университет

Развитие речи детей дошкольного и младшего школьного возраста — одна из постоянно актуальных задач образовательного процесса в дошкольной образовательной организации и начальной школе, что отмечено федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного и начального общего образования (далее — ФГОС ДО и ФГОС НОО). Методические разработки педагогов высшей школы, дошкольной и начальной ступеней образования предусматривают создание условий для успешного осуществления процесса развития ребенка, умеющего читать и грамотно говорить. Современный ребенок постоянно находится в информационном пространстве, которое перенасыщено вербальными и визуальными знаками, доступ к этому пространству практически ничем не ограничен, осуществляется в любое время и в любом количестве. Обращение к гаджетам как посредникам в этой деятельности — обычное явление для «продвинутого» ребенка начала ХХ века. Но при этом наблюдается удивительный парадокс: при таких огромных информационных и технических возможностях дети показывают катастрофическое снижение умений обрабатывать всю эту информацию, анализировать, выражать к ней отношение, просто высказываться по ее поводу [7, c. 70–73]. М. Р. Львов считает развитием речи детей овладение ею — «средствами языка» и «механизмами речи — ее восприятия и выражения своих мыслей» [5, с. 190]. Т. П. Григорьева уточняет, что развитие речи предполагает формирование процессов слушания, говорения, чтения и письма [1, с. 3]. Совершенствование речевой деятельности детей, согласно Т. П. Сальниковой, это — формирование обобщенных умений: ориентация в ситуации общения, в том числе осознание своей коммуникативной задачи; планирование содержания сообщения; формулировка своих и понимание высказанных другими мыслей; контроль своей речи, осознание ее восприятия и понимания собеседником [8].

В числе ведущих способов коррекционной и профилактической работы по развитию речи детей являются работа с художественными произведениями — как авторскими, так и фольклорными. И, собственно, художественно-творческая деятельность, которая для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста есть «способ познания окружающего мира и при этом увлекательная, с элементами игры форма отражения результата его понимания, осмысления» в процессе диалога между автором и произведением, между автором и зрителем (читателем, слушателем), между ребенком и результатом его творческой деятельности — художественным образом [9, с. 113]. Получение запланированного результата работы по развитию детей обеспечивается сочетанием особого эмоционального настроя и развитием определенных умений и навыков детей [3, с. 99].

Дети в детском саду проходят первичное логопедическое обследование и по его результатам специалисты определяют содержание и схему работы с каждым конкретным ребенком, составляют программу занятий с ним. Первый период обучения — на этапе постановки звуков с дошкольниками проводятся индивидуальные занятия. Во втором и третьем периоде обучения, когда идет процесс автоматизации вновь поставленных звуков во фразе и в спонтанной речи, соответствующая работа осуществляется в подгрупповых и групповых занятиях с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, личностных и физических возможностей, привычек и предпочтений. При организации коррекционной работы следует предусмотреть формирование всех компонентов речи — звукопроизношения, фонематического восприятия, связной речи. Для этого следует создать необходимые условия для их самореализации. Материал одной лексической темы для всех возрастных групп повторяется много раз, пополняется словарь воспитанников, идет процесс усвоения грамматических категорий.

Формировать умение свободно и связно выражать свои мысли в устной форме в соответствии с ситуацией общения помогает фольклор для детей, в том числе сказочные сюжеты, обучая их «мыслить словесно-художественными образами» [6, с. 118]. Сказка — один из тех жанров устного творчества, который наиболее близок возрастным и психологическим особенностям ребенка. Сказки оказывают активное влияние на жизнедеятельность ребенка, для которого это не просто вымысел, фантазия, а особая реальность мира эмоций. В сказочной форме ребенок постигает сложнейшие явления и чувства — что такое любовь и ненависть, предательство и взаимовыручка, гнев и сострадание, добро и зло, т.д. Каждая из лексических тем находит отражение в сюжете сказки, на которую ориентируется специалист при подготовке занятия. Сюжет может обыгрываться в процессе драматизации сказки, чтения по ролям. Развитие речи идет и в процессе изготовления кукол и разыгрывание с ними сказочных сюжетов, в ходе постановки сказочных представлений на основе сюжета сказок.

Сказка берет на себя многие речевые и коммуникативные функции: лексико-образную (формирует языковую культуру личности); развивают внутреннюю слухоречевую память дошкольника; при слушании и чтении сказок происходит интериоризация вербально-знаковых форм сказок (ребенок учится оперировать образами предметов, которые отсутствуют в его поле зрения); при пересказе, драматизации — становление речевой культуры; развивает основные языковые функции — экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу); психотерапевтическую функцию.

Сказка помогает педагогу в процессе работы над ролью ее персонажа (заучивания ребенком текста) закреплять верную артикуляцию и воспроизведение звуков, совершенствовать компоненты связной речи: выразительность, интонацию, темпо-ритмическую сторону. Эта работа осуществляется в процессе введения нового звука в речь, автоматизации звука в речь, т. е. выработка устойчивой привычки правильно самостоятельно использовать новый звук в речи: в словах, словосочетаниях, предложениях. Кроме того, сказочный текст с диалогами животных и героев создают определенный эмоциональный фон для развития речи.

Сказка богата ассоциациями, разнообразной лексикой. Активно применяются приемы для развития ассоциативного мышления: 1) ассоциативные цепочки: дети выстраивают их по сюжету [4, с. 172–173]. Можно усложнить задачу и попросить детей выстроить ряд ассоциаций, используя только прилагательные, глаголы или существительные; 2) символизация: при помощи цвета (можно его назвать, можно использовать при иллюстрировании сказок) выразить характер произведения, персонажей; 3) ассоциативное запоминание; 4) ассоциативная пантомимика.

Основными приемами работы с детьми являются: предварительная работа с сюжетом сказки в группе; специально подобранный лингвистический материал; словесное иллюстрирование (или иллюстрация с помощью средств изобразительного искусства), которое сопровождается четким проговариванием слов на дифференцируемые звуки в разных позициях в словах; игровая деятельность (моделирование сказки «на новый лад»); задания на формирование слоговой структуры — таким образом, осуществляются различные виды работ по дифференциации звуков, с использованием сюжета сказки.

Литература:

1. Григорьева Т. П. Развитие речи младших школьников [Текст] / // Молодой ученый. — 2014. — № 14. — С. 289–292.

2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. ФГОС. — СПб.: Детство-Пресс, 2016. — 304 с.

3. Литвинова О. В. Образ ребенка в изобразительном искусстве как средство художественного воспитания [Текст] / О. В. Литвинова, Е. А. Прыскина // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы: материалы IV Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 22 янв. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — С. 98–100.

4. Литвинова О. В. Развитие ассоциативного мышления младших школьников в художественно-творческой деятельности [Текст] / О. В. Литвинова, Е. А. Прыскина, З. И. Чичикалова // Символ науки. — 2016. — № 1. — С. 172–175.

5. Львов М. Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2002. — 248 с.

6. Мечик И. А. Литературное развитие младших школьников в условиях современного поликультурного пространства [Текст] / И. А. Мечик, Н. В. Пудовкина // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 нояб. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — С. 117–119

7. Мечик И. А., Пудовкина Н. В. Технологии продуктивного чтения в профессиональной подготовке бакалавра педагогики // Молодой ученый. — 2016. — № 5.6. — С. 70–73.

8. Сальникова Т. П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. Учебно-методическое пособие. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 320с.

9. Чичканова Т. А. Продуктивная художественная деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2016. — № 5.6. — С. 112–115.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, развитие речи, развитие речи детей, младший школьный возраст, период обучения, связная речь, ситуация общения, сказка, сюжет, сюжет сказки.


Задать вопрос