Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Влияние художественной литературы на развитие словаря детей

Научный руководитель
Педагогика
25.01.2024
341
Поделиться
Библиографическое описание
Алексеева, А. А. Влияние художественной литературы на развитие словаря детей / А. А. Алексеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 4 (503). — С. 157-158. — URL: https://moluch.ru/archive/503/110693/.


В статье анализируется сущность художественной литературы как важного средства развития словаря у детей дошкольного возраста. Подчеркивается, что речь выполняет важнейшие функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими его людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности в целом.

Ключевые слова: развитие ребенка, развитие речи, художественная литература, литературные произведения.

Актуальность. Формирование словаря дошкольников занимает одно из самых важных мест в современной педагогике. Большое значение для развития познавательной деятельности ребёнка играет формирование лексического запаса, т. к. слово, т. е. его значение является средством не только речи, но и мышления. Поэтому одной из важных задач дошкольного образования является обеспечение того, чтобы развитие ребенка происходило во взаимодействии ребенка и взрослых. Это главный и значимый источник развития ребенка. Без эмоционального, содержательного общения с окружающими невозможно у детей развитие потребности в использовании речи как основного средства общения и полноценное развитие коммуникативной функции речи в дальнейшем.

В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие и развивается речевая культура.

Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передать свои мысли, эмоции, переживания, объяснить собственную позицию; формирует такие качества личности, как коммуникабельность, лояльность, объективность.

В процессе знакомства с художественной литературой дети начинают понимать специфику литературных жанров (сказок, стихов, произведений устного народного творчества, рассказов), привыкают понимать смысл образных выражений, развивается поэтический слух, а также побуждать детей использовать различные средства художественной выразительности в самостоятельном словесном творчестве.

Ведь по тому, как ребенок строит свои высказывания, насколько интересно и образно он умеет рассказывать, пересказывать, сочинять, можно судить об уровне его речевого развития и владения богатством родного языка.

Владение литературным языком и совершенствование навыков культуры речи составляют необходимую составляющую образованности и интеллекта человека. [1]

Если по каким-то причинам речь ребенка развита недостаточно, это затруднит учебную деятельность в дальнейшем.

Поэтому нам педагогам, как и родителям, необходимо владеть методами и приемами, способствующими речевому развитию в дошкольном возрасте.

Грамотное использование художественных текстов в развитии речи дошкольников я хотела бы поставить на первый уровень. Важнейшим источником речевого развития детей являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (пословицы, загадки, скороговорки, поговорки).

Изучив исследования психологов и педагогов Л. С. Выготского, Т. А. Репениной, которые посвятили свое изучение особенностям художественного восприятия и творчества дошкольников, показывают, что у детей старшего дошкольного возраста развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, умении выявлять и обратите внимание на средства художественной выразительности. [3] В результате дети демонстрируют способность образно выражать свои мысли, переживания, делиться впечатлениями.

При создании какой-либо речевой ситуации важна установка:

1) Прежде чем прослушать текст художественного произведения, необходимо, чтобы ребенок был уже внутренне и психологически подготовлен к предстоящей деятельности, то есть обсудить прочитанное. Из поля его зрения следует убрать все яркие игрушки и вещи — все, что может мешать ему слушать.

2) Художественный текст следует подбирать в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями дошкольника. В раннем дошкольном возрасте желательно отдавать предпочтение русским народным сказкам о животных, с многократным повторением сюжетных моментов, например:

«Репка»;

«Колобок»;

«Теремок» и др.

Старшим дошкольникам будут интересны сказки о животных более сложного содержания. Например:

«Сестрица Лиса и Серый волк»;

«Маша и Медведь»;

литературные сказки:

«Три медведя»;

«Муха Цокотуха»;

«Мойдодыр»;

сюжетные стихотворения:

«Что у тебя есть?»;

«Мы идем, идем, идем»... и т. д.

3) Развитие речи ребенка, а также выявление первичного восприятия и его дальнейшее углубление осуществляется в форме беседы по содержанию прочитанного текста: взрослый задает ребенку вопросы.

В то же время педагог не должен направлять ответ ребенка в соответствии с его собственными представлениями.

Напротив, дошкольников следует учить объяснять свою точку зрения и выражать свои мысли так, чтобы они были понятны не только им самим, но и слушающим.

Отвечая на вопросы, ребенок замечает, как выглядят персонажи, их черты характера и т. д.

Таким образом, у дошкольника не только развивается речь, но и формируется представление об образной природе искусства, развивается художественное восприятие.

4) Необходимо научить детей давать полные и развернутые ответы, говорить четко, не искажая слова. Если ответ неправильный, не следует резко прекращать его говорить, а лучше предложить другим детям помочь и снова вспомнить понравившийся отрывок.

При этом атмосфера должна быть непринужденной и дружелюбной.

Наша задача, как педагогов, пробудить в ребенке желание рассказывать о художественном произведении и обсуждать прочитанное. Знакомство с художественным текстом происходит на слух, поэтому особое внимание следует уделять умению взрослого выразительно читать текст, соблюдать необходимые паузы, а также подбирать красочный и яркий иллюстративный материал, который поможет лучше воспринимать текст.

В дошкольном детстве все воспринимается практически буквально, а значит, предлагаемые иллюстрации должны быть максимально реалистичными: ворона не должна быть похожа на воробья, цвет и размер животных должны быть реальными и т. д.

5) После прочтения литературного произведения дети должны ответить на вопросы, чтобы выяснить: как они поняли содержание произведения; заметили ли вы необычные слова и выражения, сказанные персонажами; какие слова характеризуют героев произведения; чем отличаются эти характеристики? насколько они совпадают с представлениями самих детей.

Затем детям предлагается выполнить творческие задания, направленные на:

— уточнить понимание значения образных слов и выражений;

— выполнение пластических эскизов, изображающих того или иного персонажа;

— импровизация диалогов с разными интонациями;

— придумывать необычные концовки известных сказок; — постановка наиболее интересных отрывков произведения;

— развитие сценического искусства, исполнение характерных линий;

— рисование обстановки и условий, в которых действовали персонажи произведения;

— выберите музыкальное произведение, способное улучшить понимание сюжета.

Анализ литературного произведения должен быть таким, чтобы дети могли его понять, надолго запомнить и полюбить.

Знакомя дошкольников с поэтическими произведениями, нужно помочь им почувствовать красоту и мелодичность стихотворений, лучше понять их содержание. [2]

Знакомство с литературными произведениями раскрывает детям все неисчерпаемое богатство русского языка и способствует его использованию в повседневном общении и самостоятельном речевом творчестве, формирует умение наслаждаться художественным словом, прививает любовь к родному языку, его точности и выразительности.

Отличных результатов в этом деле можно добиться, если мы педагоги будем тесно сотрудничать с родителями, которые будут активно участвовать в воспитательных мероприятиях, литературных фестивалях и викторинах, вечерах досуга, театральных представлениях.

Литература:

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов высших и средних пед. учеб. заведен. — М.: — Издательский центр «Академия», 2022. — 400 с.
  2. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф. А. Сохина. — М.: Просвещение, 2022. — 159 с.
  3. Петровский А. В. Общая психология. — М.: Просвещени, 2020. — с.720
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
развитие ребенка
развитие речи
художественная литература
литературные произведения
Молодой учёный №4 (503) январь 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 157-158):
Часть 3 (стр. 155-233)
Расположение в файле:
стр. 155стр. 157-158стр. 233

Молодой учёный