Роль сказки в формировании словесной речи у детей раннего возраста с нарушением слуха | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (548) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 04.12.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Давыдовская, Д. М. Роль сказки в формировании словесной речи у детей раннего возраста с нарушением слуха / Д. М. Давыдовская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 49 (548). — С. 264-266. — URL: https://moluch.ru/archive/548/120116/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье представлена актуальность сказки в формировании словесной речи у детей с нарушением слуха раннего возраста. Характеризуются особенности овладения речью детей со слуховой депривацией, выделяются функции сказки, описываются вариации работы над сказкой.

Ключевые слова: дети с нарушением слуха; ранний возраст; сказка; формирование, словесная речь.

Речь представляет собой исторически сложившуюся форму общения людей посредством языка. Являясь главной формой общения, обеспечивая сохранение и передачу опыта и знаний, речь также имеет огромное значение для формирования психических процессов и всей личности ребенка, для их перестройки и развития. Особую роль в развитии речи ребенка играет период раннего детства.

Известно, что нарушение слухового восприятия приводит к возникновению ограничений в овладении ребенком речью. Это обусловлено тем, что именно слух является основой формирования и развития речи. В условиях нормотипичного развития ребенок осваивает родной язык, слыша образцы окружающих и подражая им. В общем виде взаимосвязь развития слухового восприятия и речи можно охарактеризовать следующим образом: чем больше нарушен слух, тем более выраженным будет нарушение в развитии речи (если не проводится адекватная целенаправленная коррекционная работа). При этом, как отмечают исследователи, затруднения в овладении речью могут возникать уже при минимальной потере слуха в 15–20 дБ (И. В. Королева, Л. В. Нейман, Л. В. Чистович и др.) [1]. Поэтому исключительно важной задачей выступает речевое развитие детей с нарушением слуха на этапе раннего детства, в сензитивный для этого период.

Необходимо учитывать, что современная группа детей со слуховой депривацией представляет неоднородную категорию (Н. Н. Малофеев, О. И. Кукушкина, И. В. Королёва, С. Н. Феклистова и др.) [6]. Это связано, прежде всего, со значительными изменениями

в областях медицинской и технической реабилитации. Появление возможности выявлять нарушение слуховой функции в первые дни и месяцы жизни ребенка, использование высокотехнологичных средств слухопротезирования, позволяющих улучшить восприятие звуковой информации, значительно изменяют потенциал речевого развития детей данной группы. В этом процессе ведущим фактором выступает раннее начало целенаправленной работы с ребенком, имеющим нарушение слуховой функции. У детей со слуховой депривацией появляется шанс выхода на путь нормативного развития. Исходя из вышесказанного особую значимость приобретает проблема разработки новых подходов к определению средств и приемов коррекционной работы с детьми с нарушением слуха.

Мы предположили, что особый дидактический потенциал в формировании и развитии речи детей с нарушением слуха раннего возраста могут приобрести сказки. Сказка — это особое средство развития речи, расширения представлений детей об окружающем мире, совершенствования взаимодействия через речь с окружающими. Она является одним из древнейших и самых популярных жанров художественной литературы, которая обладает большим воспитательным и развивающим потенциалом. Сказка не только знакомит детей с культурой и традициями народа, но и способствует развитию их творческого мышления, воображения, памяти, внимания, эмоциональности, моральных качеств. На материале сказок могут быть успешно решен ряд задач коррекционно-педагогической помощи: развитие лексико-грамматического строя речи, произносительных умений, воображения, мышления и т. д.

В научных исследованиях (Пропп В. Я., Кулагин Д. Л., Лебедева Ю. А., Э. В. Померанцева) выделяются следующие функции сказки:

эстетическая (формирует образность речи). Так, речевой материал сказок способствует обогащению и уточнению пассивного и активного словаря ребенка, овладению образными выражениями, формирует и развивает языковую культуру речи;

познавательная (аккумулирует и передает знания о мире и человеке). Содержание сказок содействует формированию, уточнению и обогащению представлений об окружающем мире, овладению ребенком системой обобщенных понятий, знакомит с историческим прошлым, с культурой предков, с явлениями, которые уже забыты современниками:

воспитательная (способствует формированию нравственных понятий и человеческих ценностей). В процессе овладения содержанием сказок дети усваивают суть таких понятий, как добро и зло, милосердие, сострадание и жестокость, честность и предательство, трудолюбие и лень, смелость и трусость и др. Сказки позволяют приобщать подрастающее поколение к опыту человечества, формирует нравственные принципы и нормы;

развлекательная (создает чувство удовольствия от чтения или слушания).

В современных сурдопедагогических исследованиях, отмечается, что для детей с нарушением слуха характерно своеобразие формирования и развития всех компонентов речевой деятельности: восприятия, понимания, активной речи (С. Н. Феклистова). При этом важно учитывать, что уровни сформированности данных компонентов не всегда коррелируют у одного и того же ребенка (например, может отмечаться достаточно высокий уровень восприятия при низких уровнях ее осмысления и восприятия). Поэтому важно знать актуальное состояние сформированности каждого из этих компонентов и с учетом этого планировать коррекционную работу.

Сказки могут выступить важным средством развития речи у детей раннего возраста с нарушением слуха при условии их правильного использования. Так, адаптация материала сказки позволяет «перевести» ее на уровень лепетных слов и звукоподражаний в сочетании

с демонстрацией и использования сюжетных картинок, что делает доступным их содержание для детей с нарушением слуха. В дальнейшем осуществляется переход к использованию полных слов, что способствует осознанному овладению лексикой. В силу того, что в данном возрасте интерес к сказке у малышей достаточно высок, педагогический работник имеет возможность на материале различных сказок работать как над произносительной стороной речи: отрабатывать звуки (баба плачет — «Ааа!», дед плачет — «Ааа!), отдельные слоги (позвала баба собаку — «Ав-ав»), лепетные слова (яйцо упало — «Бах!»), а затем отдельные слова и фразы, тем самым формируя речь малыша. А также работать над ритмико-интонационной стороной речи: проведении работы над интонацией (плачет — «Ааа!» — печально, радуется — «Ааа!» — радостно), силой голоса (пришел медведь — «Топ-топ» — громко, пришел медвежонок — «Топ-топ» — тихо).

Таким образом, использование сказки в работе с детьми с нарушением слуха раннего возраста с нарушением слуха является эффективным, многофункциональным и доступным средством. Сказки удивительны: они не только захватывают детское воображение, но и способствуют развитию речи и расширению словарного запаса малыша. Как будто сказочные герои и захватывающие приключения созданы, чтобы помочь ребенку наладить связь с миром вокруг него. Но это не все — через сказки мы вводим детей в мир эстетических идеалов, формируем их представления о красоте и доброте. В конечном итоге, сказки играют незаменимую роль в формировании уникальной личности каждого маленького человека.

Литература:

  1. Королева, И. В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста / И. В. Королева. — СПб.: КАРО, 2005. — 280 с.
  2. Лёве, А. Развитие слуха неслышащих детей: История. Методы. Возможности / А. Лёве; пер. с нем. Л. Н. Родченко, Н. М. Назаровой. — М.: Academia, 2003. — 220 с.
  3. Обухова, Т.И. «Психокоррекционная и развивающая работа с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха»: учеб.-метод. Пособие / Т. И. Обухова. — Минск: БГПУ. — 2007. — 54 с.
  4. Обухова, Т. И. Методика формирования речи детей раннего и дошкольного возраста / Т. И. Обухова. — Минск: БГПУ. — 2005. — 68 с.
  5. Пропп, В. Я. Русская сказка. Л.: Издательство ЛГУ, 1984.
  6. Феклистова, С. Н. Научно-методическая система коррекционной работы по развитию слухового восприятия и устной речи детей с нарушением слуха: моногр. / С. Н. Феклистова. — Минск: Белорус. гос. пед. ун-т, 2020. — 216 с.
Основные термины (генерируются автоматически): нарушение слуха, ранний возраст, ребенок, сказка, развитие речи, коррекционная работа, раннее детство, словесная речь, слуховая функция, слуховое восприятие.


Похожие статьи

Задать вопрос