Устное народное творчество играет важную роль в формировании речевых навыков у детей дошкольного возраста. В данной статье рассматриваются основные виды устного народного творчества, их влияние на развитие речи, а также практические рекомендации по использованию фольклорных элементов в образовательном процессе.
Ключевые слова: фольклор, устное народное творчество, дети с общим недоразвитием речи.
Введение
Развитие речи у детей дошкольного возраста является одной из ключевых задач раннего обучения. Устное народное творчество, включая сказки, пословицы, песни и загадки, представляет собой богатый ресурс для формирования речевых навыков. Фольклорные произведения не только обогащают словарный запас, но и способствуют развитию мышления, внимания и воображения.
Сегодня наблюдается неуклонный рост процента детей с речевыми патологиями. Наиболее распространенным среди дошкольников является общее недоразвитие речи (далее — ОНР), которое включает в себя различные, часто сложные, речевые расстройства. При этом у ребенка нарушается формирование всех компонентов речевой системы, касающихся как звуковой, так и смысловой стороны речи при нормальном слухе и интеллекте.
Выразительность является одной из качественных характеристик речи и поэтому считается важнейшим показателем речевой культуры человека.
Развитие речи у детей дошкольного возраста — это один из ключевых аспектов их общего развития. В этом контексте особое место занимает устное народное творчество, которое представляет собой богатый источник выразительных средств языка. Сказки, пословицы, загадки и песни не только обогащают словарный запас детей, но и способствуют формированию их эмоциональной выразительности, креативности и коммуникативных навыков.
Устное народное творчество — это не просто форма передачи информации, но и важный элемент культурной идентичности. Оно наполнено образами, метафорами и ритмическими структурами, что делает его идеальным материалом для работы с детьми. Например, использование сказок позволяет детям не только развивать слуховое восприятие, но и учиться строить свои собственные высказывания.
Актуальность темы обусловлена необходимостью обогащения связной речи детей с недоразвитием речи посредством образной выразительности (сравнений, эпитетов, олицетворений, метафор, синонимов и антонимов) с использованием устного народного творчества; недостаточной разработанностью вопросов развития языковой компетенции дошкольников с общим недоразвитием речи, включающим освоение экспрессивных средств и формирование «языковой интуиции»; универсальной значимостью способности к творческому воображению для развития выразительных средств речи.
Необходимость изучения этого аспекта подкрепляется основными документами, такими как:
— Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666 «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
— Приказ от 17 октября 2013 г. N 1155 Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (в ред. Приказов Минпросвещения РФ от 21.01.2019 N 31, от 08.11.2022 N 955).
В настоящее время в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом речевому развитию в дошкольном образовательном учреждении отводится существенное место. Согласно ФГОС ДО речевого развития включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Первыми учеными-фольклористами в России были А. Н. Афанасьев, Ф. И. Буслаев, П. В. Киреевский. М. К. Азадовский, Н. Н. Андреев, Ю. М. Соколов воспринимали фольклор как устное словесное творчество, способное к инновациям. Весомый вклад внес в изучение устного народного творчества В. П. Аникин, филолог — фольклорист, работая с былинами, сказками, календарным обрядовым фольклором, малыми жанрами народной поэзии.
К. Д. Ушинский уверял, что в обучение нужно вводить устное народное творчество. В. А. Сухомлинский считал важным использовать устное народное творчество в обучении, практикуясь в рассказывании детям сказок, исполнении народных песен.
Устное народное творчество: понятие и виды
Устное народное творчество включает в себя множество жанров, среди которых можно выделить:
- Сказки — короткие повествования с яркими персонажами и моралью.
- Пословицы и поговорки — краткие высказывания, содержащие народную мудрость.
- Загадки — риторические вопросы, способствующие развитию логического мышления.
- Песни и частушки — музыкальные произведения, которые помогают развивать слуховое восприятие и ритмику.
Каждый из этих жанров имеет свои особенности и может быть использован для различных целей в процессе обучения.
Влияние устного народного творчества на развитие речи:
1. Обогащение словарного запаса:
Фольклорные произведения содержат множество новых слов и выражений, что способствует расширению словарного запаса детей. Например, использование сказок с яркими описаниями помогает детям усваивать новые термины и образы.
2. Формирование грамматических навыков:
Слушая и пересказывая народные сказки, дети учатся правильно строить предложения, осваивают различные грамматические конструкции. Это способствует более уверенной и грамотной речи.
3. Развитие фонематического слуха:
Чтение стихов и песен помогает детям развивать фонематический слух, что является важным аспектом подготовки к обучению чтению.
4. Стимуляция творческого мышления:
Работа с устным народным творчеством вдохновляет детей на создание собственных рассказов и стихов, что развивает их творческие способности и воображение.
Практические рекомендации по использованию устного народного творчества:
- Интеграция фольклора в образовательный процесс: включение элементов устного народного творчества в занятия по развитию речи, музыке и изобразительному искусству.
- Чтение и обсуждение: регулярное чтение народных сказок с последующим обсуждением их содержания, персонажей и морали.
- Игры с пословицами и загадками: использование игр для работы с пословицами и загадками, что делает процесс обучения более увлекательным.
- Творческие задания: поощрение детей к созданию собственных историй на основе услышанного фольклора.
Заключение
Устное народное творчество является мощным инструментом для развития речи у детей дошкольного возраста. Его использование в образовательном процессе не только обогащает словарный запас и развивает грамматические навыки, но и стимулирует творческое мышление и воображение. Важно интегрировать фольклорные элементы в повседневную практику работы с детьми, что поможет создать интересную и насыщенную образовательную среду.
Литература:
- Баранов, А. Н. (2015). Фольклор в обучении дошкольников. Москва: Просвещение.
- Левина, Т. Г. (2018). Развитие речи у детей: традиции и инновации. Санкт-Петербург: Речь.
- Соловьева, Н. П. (2020). Устное народное творчество как средство воспитания. Екатеринбург: Уральский университет.