Методические аспекты использования устного народного творчества в повседневной деятельности с детьми раннего возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №37 (275) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 10.09.2019

Статья просмотрена: 158 раз

Библиографическое описание:

Иванова, Л. В. Методические аспекты использования устного народного творчества в повседневной деятельности с детьми раннего возраста / Л. В. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 37 (275). — С. 141-143. — URL: https://moluch.ru/archive/275/62350/ (дата обращения: 22.12.2024).



Устное народное творчество содержит неисчерпаемые возможности для воспитания ребёнка дошкольного возраста. Произведения устного народного творчества с его содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития детей, которые постепенно и незаметно вводят ребенка в воспитательный процесс, раскрывают всё богатство и красоту, являются образцом речи (2).

С раннего дошкольного возраста ребенок с большим энтузиазмом реагирует на произведения устного народного творчества. Слушая слова потешки, её ритма, ребенок с радостью играет в ладушки, или движется в такт, что вызывает эмоциональный отклик и желание запомнить текст. Малые формы фольклора — первые произведения искусства, которые слышит ребенок, это неисчерпаемый основополагающий источник воспитания [5].

В ходе ознакомления с этим видом народного искусства решаются такие образовательные задачи, как развитие интереса к устному народному искусству; развитие выразительности в языке ребенка, интонации, голосовой способности, разговорной речи; раскрытие а пословиц и изречений, которые содержат правила поведения и моральные нормы; обогащение знаний детей об окружающем мире; освоение навыков драматизации.

Сказки, изречения, загадки, поговорки способствуют развитию мышления, воображения, изобретательности, развития эмоциональной сферы. Русское народное искусство само по себе богато формой и содержанием и изначально содержит моральные ценности. Сказки являются одним из компонентов, используемых во взаимодействии с детьми, они играют особую роль в воспитании детей, а также они наиболее интересны для детей дошкольного возраста. Простота и непосредственность представления этого жанра народного искусства наиболее привлекательны и понятны для восприятия и понимания ребенка. Используя пример сказочных персонажей, ребенок может легко познакомиться с такими понятиями, как добро и зло, жадность и щедрость, мужество и трусость и т. Д. Оценивая героев сказок, дети анализируют, какие действия выполняются персонажами, положительные и отрицательные. Испытывая с ними широкий спектр чувств, и с одной стороны или другого они пытаются вместе с героями работы решить все возложенные на него задачи, что также увеличивает творческую активность ребенка и позволяет рисовать правильный вывод в этой ситуации [3].

Образовательная ценность, содержащаяся в произведениях народного искусства, оказывает особое влияние на формирование патриотических чувств. Соблюдая в себе конкретные образы, краски, доступные и привлекательные для детей дошкольного возраста, работы служат средством позитивного отношения ребенка к различным аспектам общественной жизни.

Т. И. Бобкова считает, что внутренним условием всестороннего развития личности посредством художественной литературы является проявление искреннего, искреннего уважения друг к другу, сочувствия и терпимости. Внешним проявлением является поведение взаимодействующих субъектов. Таким образом, эмоциональное богатство всех сторон жизни детей можно рассматривать как психофизиологическую основу их всестороннего развития. Поэтому педагоги сталкиваются с необходимостью создания условий, стимулирующих всестороннего развития детей дошкольного возраста [5].

Можно сделать вывод, что детские произведения художественной литературы представляют собой целевое средство логического, социального и творческого воспитания детей, оказывает влияние на содержательную составляющую речи ребенка. Узнав, как сопереживать героям литературного жанра, дети замечают настроение окружающих их людей. Детей пробуждают гуманные чувства — способность проявлять участие, доброту и протест против несправедливости. В поэтических образах художественная литература раскрывает и объясняет ребенку жизнь природы и общества, сложный мир человеческих отношений, способствует развитию речи ребенка, предоставляя ему образцы правильного литературного языка. Воспитатели в традиционной работе используют два варианта знакомства с ребенком с произведением устного народного творчества: чтение, театрализация.

Круг детского чтения включает русский фольклор, а также фольклор народов мира. Они обладают большим потенциалом национальных, народных культур, делают ребенка обладателем универсальных духовных ценностей. Использование различных видов устного народного творчества вместе с другими учебными пособиями поможет успешному обогащению словарного запаса ребенка, развитию его речевой деятельности и оказанию помощи в формировании гармонично развитой личности.

Предлагаемые к чтению детям произведения дошкольного возраста сопровождаются иллюстрациями, фотографиями кукол, рисунками и фотографиями элементов декораций театральной постановки сказки, рисунками костюмов для театрализованных представлений сказок. Одним из главных условий рассказа является эмоциональное отношение взрослого к воспроизведению художественного произведения, воспитатель во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать выражение лица, выражение его глаз, жесты, поскольку эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от чтения.

Так знакомство детей раннего возраста с устным народным творчеством следует начинать с потешек, попевок. Под интонационные напевные слова ребёнок быстрее начнёт следовать режимным моментам детском саду, например под («Водичка, водичка умой»... даст себя умыть или с радостью позавтракает под «травушку-муравушку»).

Знакомство дошколят с подражанием звукам животных или птиц увлекательным образом пройдёт с потешками «Курочка — Рябушечка», «Кисонька — Мурысенька», «Заинька походи, серенький походи».

Особенно эффективно используются произведения устного народного творчества в период адаптации ребёнка. Так утром во время расставания ребёнка с родителями, педагогу следует переключить внимание ребёнка на игрушку, сопровождая её имитационными движениями под чтение потешки:

Козонька рогатая,

Козонька бодатая...

Или

Киска, киска, киска брысь

На дорожку не садись…

Одним из вариантом такого «отвлекающего манёвра» воспитателя могут быть пальчиковые игры. Дети с большим удовольствием наделяют прозвищами или именами свои пальчики:

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик мамочка...

Как показывает практика, jсобенно дети быстро запоминают произведения устного народного творчества, используя своё имя:

У сороки заболи,

У вороны заболи

А у Анечки заживи

Весьма актуальны для детей раннего возраста игры-имитации алгоритма последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций: так веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать...

В практическую деятельность с детьми можно включать инсценировки фрагментов сказок о животных «Колобок», «Теремок». Воспитатель, предложив детям новую игрушку, рассказывает о характере и особенностях персонажа потешки, объясняет детям смысл новых слов, услышанных в данном произведении.

С помощью произведений устного народного творчества можно решать практически все задачи по развитию детей раннего возраста наряду с основными методами и приёмами.

Данные формы содержат неисчерпаемые возможности для воспитания дошколят, которые постепенно и незаметно вводят ребенка в воспитательный процесс.

Литература:

  1. Т. Барабаш, Е. Вицко и др. Мы — россияне! // Дошкольное воспитание. — 2011. № 1. С.17–21
  2. С. С. Мухатдинова, О. Б. Реунова, В. А. Черкасов Устное народное творчество как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — № 45. — С. 244–246. — URL https://moluch.ru/archive/179/46317/ (дата обращения: 11.11.2018).
  3. Ф. С. Капица Русский детский фольклор: учеб. пособие для студентов вузов / Ф. С. Капица, Т. М. Колядич. — 3-е изд., стереотип. –М.: Флинта: Наука, 2002.
  4. М. Ю. Картушина М. Ю. Русские народные праздники в детском саду.-. М: Сфера, 2003.
  5. О. Л. Князева, М. Д. Маханева Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно — методическое пособие.-СПб:Детство — Пресс, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): устное народное творчество, ребенок, дошкольный возраст, народное искусство, произведение, художественная литература, воспитательный процесс, развитие детей, ранний возраст.


Похожие статьи

Социально-педагогические аспекты формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста

Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста

Влияние устного народного творчества на формирование психических процессов и способностей детей дошкольного возраста

Психологические основы становления экологического сознания детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры в развитии изобразительного творчества детей дошкольного возраста

Психолого-педагогические аспекты использования игровой деятельности в процессе коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Психолого-педагогические подходы к изучению и стимулированию творческой активности детей дошкольного возраста

Психолого-педагогические подходы к театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Психолого-педагогические аспекты проблемы взаимодействия родителей и старшеклассников в период выбора профессии

Психолого-педагогические средства и формы развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Похожие статьи

Социально-педагогические аспекты формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста

Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста

Влияние устного народного творчества на формирование психических процессов и способностей детей дошкольного возраста

Психологические основы становления экологического сознания детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры в развитии изобразительного творчества детей дошкольного возраста

Психолого-педагогические аспекты использования игровой деятельности в процессе коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Психолого-педагогические подходы к изучению и стимулированию творческой активности детей дошкольного возраста

Психолого-педагогические подходы к театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Психолого-педагогические аспекты проблемы взаимодействия родителей и старшеклассников в период выбора профессии

Психолого-педагогические средства и формы развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Задать вопрос