Развитие речи детей раннего возраста посредством использования малых фольклорных форм | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.

Дата публикации: 07.10.2016

Статья просмотрена: 5817 раз

Библиографическое описание:

Чуева, И. Г. Развитие речи детей раннего возраста посредством использования малых фольклорных форм / И. Г. Чуева, З. М. Сасина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 77-79. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1330/ (дата обращения: 17.12.2024).



 

Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о молодежи — своем будущем. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, которые забавляют и учат маленького ребенка. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку рябу, козу-дерезу, репку.

Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво.

Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К. Д. Ушинский. В 60-х г. XIX в. в журнале “Учитель” появились публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психики ребенка. Тогда же началось систематическое собирание народных произведений для детей. Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей раннего возраста. С их помощью можно развивать:фонематический слух, грамматический строй речи, звуковую культуру речи, обогащать словарь.

А. П. Усова считает, что потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи.

Сухомлинский считал, что сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

Так, по мнению Широковой Е. Ф., колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т. п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

О. С. Ушакова считает, что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.

Словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Таким образом, педагоги и психологи прошлого считают фольклор одним из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Они отмечают, что знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в нравственном и речевом развитии.

Таким образом, создание педагогических условий для формирования речевых и коммуникативных навыков у детей раннего возраста, посредством русского фольклора, просто необходимо.

Одним из условий результативности является создание определенных условий в группе, развивающей предметно пространственной среды.

Должны быть подобранны соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогли бы детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке разместить книжки-игрушки с иллюстрациями к потешкам; иллюстрации картинок к потешкам для детей раннего возраста. Книжки-малышки «Колобок», «Теремок», «Курочка ряба», «Игрушки» А. Барто, серия книг «Первые шаги от 0 до 3 лет», где представлены потешки, чистоговорки, прибаутки, колыбельные песенки и т. д. для детей раннего возраста, брошюра «Детские песенки и потешки» из серии «Маленький гений».

Материалы книжного уголка необходимо систематически обновлять в соответствии тематикой недели и интересов детей. Здесь же размещаются маски животных — курочка, петушок, кошечка, собачка; пальчиковый театр — «Теремок», «Репка»; театр — рукавичка «Колобок», «Курочка Ряба». Дидактические игры этих же произведений, использование фланелеграфа (иллюстрации к потешкам) — «Наша Маша маленька…», «Жили у бабуси два веселых гуся». Всё это привлекает внимание детей, вызывает желание поиграть, инсценировать произведение.

Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. С этой целью подбираются потешки, игры, которые помогают установить контакт с ребенком, вызывают у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку — воспитателю. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание.

В адаптационный период, используются такие потешки как, например: Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?Ванечка хороший, Ванечка — пригожий. Наша деточка в дому, что оладушек в меду. Красно яблочко в саду.

Потешки помогают наладить эмоциональный контакт с ребенком. В группе игрушки подбираются так, чтобы среди них были персонажи из потешек. Через несколько дней дети уже сами с большой охотой будут идти в группу, просить прочитать потешку про петушка или другого персонажа.

Особое место занимают музыкальные игры-потешки, на аудиодисках представлены песенки-игры, которые порадуют малышей и окажут положительное влияние на их сенсорно-моторное и эмоциональное развитие. Выполняя подражательные действия под музыку, дети получают возможность лучше осознавать различные ситуации и роли, развивают крупную и мелкую моторику, речь, а музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух и память. Подвижные игры с песенками учат малышей быстро принимать решения, взаимодействовать с другими и добиваться успеха.

Хорошие положительные эмоции можно вызвать у детей путем пальчиковых игр или логоритмических упражнений, которые также способствуют развитию речевого общения.

Простые движения рук помогают убрать напряжение и не только снимают усталость, эмоциональное напряжение, но и повышают положительные эмоции. Такие пальчиковые игры, логоритмические упражнения помогают малышу овладевать простыми, но жизненно важными умениями — правильно держать ложку, чашку, умываться.Предлагаем пальчиковую гимнастику «Снеговик».

Тра-та-та! Тра-та-та! Рады снегу детвора!

Тра-та-та! Тра-та-та! Лепим мы снеговика!

Ком на ком поставили, глазки подведём,

Нос- морковку вставим, шапочку найдем.

Вот какой снеговичок, толстый белый пухлячок!

Необходимо широко использовать малые формы фольклора. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность, привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь способствует развитию разговорной речи. Находясь в группе целый день, дети устают, бывает ссорятся, у них, как и у взрослых бывает плохое настроение, хочется поплакать. А другие расшалились и никак не могут успокоиться. В этих случаях помогает потешка: «Не плачь, не плачь, детка,прискачет к тебе белка, принесет орешки,для маминой потешке».

Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его укладывают спать (колыбельная песня), во время умывания (ласковые поговорки, совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом ребенка), во время еды, бодрствования (прибаутки, потешки).

Существуют потешки для подъема детей, после сна, так как не все дети с охотой встают. Поочередно поднимая детей, приветствуем их пробуждение ласковой пестушкой: «На кисоньку потягушечки, на деточку порастушечку».

Малые формы фольклора также можно использовать и при формировании навыков самообслуживания и гигиены, при одевании после сна. Приучая детей мыть руки, лицо, важно вызвать у детей положительные эмоции, радостное настроение, для этого процесс умывания сопровождается такими потешками как:

Водичка, водичка,Ай, лады, лады, лады,

Умой мое личико...Не боимся мы воды,

Чистая водичка,Чисто умываемся,

Умоет Саше личикоДеткам улыбаемся.

Все это помогает малышам запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку. А в дальнейшем дети уже сами используют народные потешки во время игры. Укачивая куклу Катю напевали: «Баю-бай, баю-бай, ты собачка не лай…».

При игре, рассматривая с детьми разные сюжетные картинки, стараться комментировать эти картинки так же стихами или потешками. Детям это очень нравится, и они с удовольствием рассматривают картинки, повторяя за воспитателем слова и просят вновь повторить игру.

В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких людей, и только в совместной работе с родителями можно развивать интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает.

Результатом такой работы — положительные эмоции, веселое, бодрое настроение детей в группе, что важно для развития коммуникативных навыков. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивают все навыки самообслуживания и гигиены.

 

Литература:

 

1.                  Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. 3-е изд., — М.: Академия, 2000. — 400 с.;

2.                  Бахвалова Н. И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор // Дошкольная педагогика, № 8, 2008. -С. 20–23;

3.                  Иванова Г., Курашова В. Водичка, водичка, умой мое личико //Дошкольное воспитание. — № 5. — 2009. — с. 111–115.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ранний возраст, богатейший материал, игра, малая форма фольклора, детский фольклор, звуковая культура речи, книжный уголок, колыбельная песня, речевое развитие.

Похожие статьи

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования подвижных игр

Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством вокального пения

Развитие речи учащихся начальной школы с помощью языкового анализа художественных произведений

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста, посредством словесного творчества

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий

Похожие статьи

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования подвижных игр

Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством вокального пения

Развитие речи учащихся начальной школы с помощью языкового анализа художественных произведений

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста, посредством словесного творчества

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий

Задать вопрос