Песенный фольклор как эффективное средство формирования вокальных навыков и речевого аппарата у дошкольников
Авторы: Кутакова Лилия Николаевна, Чащина Ольга Георгиевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
IX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2016)
Дата публикации: 15.10.2016
Статья просмотрена: 1079 раз
Библиографическое описание:
Кутакова, Л. Н. Песенный фольклор как эффективное средство формирования вокальных навыков и речевого аппарата у дошкольников / Л. Н. Кутакова, О. Г. Чащина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 139-141. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11175/ (дата обращения: 16.12.2024).
Развитие и формирование правильной речи у дошкольников является очень важным этапом. Говорить эмоционально, красиво и выразительно умеет не каждый взрослый, и тем более испытывают затруднения дети, имеющие те или иные нарушения. Задачи, стоящие перед коллективом ДОУ для детей с нарушением речи, решает весь коллектив: логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, психолог и др. Какова же роль музыкальных занятий в развитии речевого аппарата? Музыкальное образование непрерывно связано с культурой слуха, а культура слуха — один из важнейших факторов в деле развития правильной речи.
Музыка — это средство эстетического, нравственного и умственного воспитания человека. И хотя дети с нарушениями речи очень часто не справляются с пропеванием мелодии, плохо запоминают текст песен, их названия, недостаточно связывают движения с музыкой, пением, словом, затрудняются в передаче ритмического рисунка, — музыкальные занятия являются эффективным средством для формирования правильной речи у дошкольников. Они способствуют:
– воспитанию голоса: его высоты, силы, тембра, диапазона;
– развитию дыхания: глубин вдоха, продолжительности речевого выдоха;
– развитию артикуляционного аппарата;
– развитию координации общих движений тонкой произвольной моторики, мимики лица;
– развитию гибкости, пластичности.
Из всей сокровищницы музыкальной культуры хочется остановиться на песенном, танцевальном и игровом фольклоре, т. к. это очень эффективное средство для коррекции речевых нарушений. С помощью фольклора у ребенка успешно развиваются подражание речи взрослого, речевая активность и коммуникативная функция речи. Использование народных игр, закличек, потешек значительно повышает развивающий эффект занятий.
Еще великий русский педагог К. Р. Ушинский говорил, то «воспитание. Лишенное корней, бессильно». Нельзя воспитать цельного, духовно богатого человека, не приобщив его к фольклору. Поэтому задача музыкального руководителя — как можно чаще использовать в своей работе фольклорный материал, чтобы помочь ребенку не только обрести любовь к старинным напевам, любовь к Родине и к родной природе, но и научить его любить родной язык и красиво на нем говорить.
Что такое фольклор? — Это народные песни, хороводы, игры, загадки, скороговорки, пословицы, потешки, прибаутки. Хочется отметить, насколько важны различные жанры фольклора для развития и становления речи ребенка. Произведения фольклора детям легко запомнить, ведь маленький отрезок мелодии, называемый мотивом, часто повторяется в песне, не изменяясь, да и по объему они не велики. Они как бы заранее рассчитаны на быстрое запоминание.
Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщить его к народной поэзии. Детский фольклор — это синтез поэтического народного слова и движения.
Связь поэтического слова и движения идет от народной педагогики. Использование детского фольклора в работе с детьми имеет несколько направлений, но их определение условно, так как задачи решаются в комплексе.
Первое направление — это установление и формирование доверительных, добрых отношений между взрослым и ребенком (тактильные взаимодействия, употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов в словах)
Второе направление — выполнение детьми различных движений при проговаривании или пропевании народных потешек, прибауток, приговорок и так далее.
Какие конкретно движения дети выполняют? Прежде всего это мелкая моторика.
- Движения самомассажа:
– потирание ладоней;
– образное движение «моем руки»;
– круговые движения (собранными вместе кончиками пальцев одной руки по ладони другой)
– поочередное смыкание всех пальцев с большим надавливанием подушечек пальцев;
– образное движение «кормим птиц»;
– постукивание кончиком пальца одной руки по фалангам указательного пальца другой.
- Шевеление пальчиков.
- Разведение и сведение пальцев
- Хлопки.
– обычные;
– скользящие;
– хлопки ладонями. Сложенными «чашечками»
- Сжимание пальцев в кулак и разжимание.
- Помахивание кистями сверху вниз, к себе и от себя.
- Вращение кистей, кулачков, «фонарики».
Движения всей рукой тоже разнообразны:
– мы рисуем солнце;
– показываем радугу;
– пилим дрова (вдвоем)
Развитие мелкой моторики и руки непрерывно связано с развитием речи детей.
Помимо потешек, развивающих мелкую моторику и руку ребенка, мы учим его на материале детского фольклора и разнообразным выразительным движениям. Например, ребенок показывает, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет и бодается козлик, осторожно ходит котик, как музыканты играют на разных народных инструментах (балалайке, дудочке, гармошке). Материал детского фольклора дает детям большой опыт в навыках правильной речи и выразительных движений, помогает развивать чувство ритма, творческие способности.
Одним из любимых дошкольниками фольклорных жанров является народная песня.Мелодии народных песен отличаются простотой и ясностью. Исполнять их не сложно: мелодии состоят из двух-пяти нот, учитывают возможности ребячьих голосов. Петь их можно легко, не напрягая голос, не надо брать ни очень высоких, ни слишком низких звуков. Движение мелодии в народных песнях можно представить как бег по лестнице сверху вниз («Во поле береза стояла», «В темном лесе»), а можно перескакивать через одну («Во кузнице»). Эти мелодии не затрудняют дыхание исполнителя. Такие песни легко исполнять в движении. Ведь давно доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп и формирует правильное произношение.
Прибаутки воспитывают навыки, необходимые для становления речи, тренировки памяти, а также пополняют информационный запас, развивают чувство юмора и логическое мышление.
Скороговорки. Не каждому удается повторить скороговорку с первого раза без ошибок, тем более ребенку, имеющему дефекты речи. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы, знакомят с богатством русского языка. Очевидна и польза для выработки хорошей дикции и правильного, крепкого дыхания. Целый ряд скороговорок, а в старину их называли чистоговорками, музыкально интонируются. Исполнять скороговорку, интонируя простейшую мелодию, легче, чем произносить. Музыкальные скороговорки можно использовать в работе не только по совершенствованию вокальных навыков, но и для четкого произношения слов, правильной дикции.
Ведущей формой деятельности ребенка является игра. Игры развивают не только физически и психически, но и интеллектуально. Начинаются игры со считалок. Звуча четко и ритмично, они приводят в норму темп и ритм речи ребенка. Существует множество игр, сопровождающихся пением. Любое слово, исполненное речитативом. С мелодической линией, легче запоминается и произносится. Недаром даже заикающиеся дети могут пропеть то, что не выговаривают.
Особенно хочется отметить фольклорные праздники, которые дают возможность детям участвовать в большой игре, в театрализованном представлении, где они встретятся со считалками, закличками, загадками, играми. Но главная задача таких праздников — разбудить детскую фантазию. Участник театрализованного представления должен знать текст своей роли наизусть, что способствует развитию не только речи ребенка, но и памяти, а также позволяет развить выразительную речь, раскрыть творческие и эмоциональные возможности детей.
Бесспорно, что произведения народного творчества должны жить настоящей жизнью, радовать детей и обогащать их эмоциональный мир.
Литература:
- Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. — М.: просвещение, 1985.
- Новицкая М. Ю., Науменко Г. М. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть: русский игровой фольклор. Кн. Для учителя и учащихся. — М.: Просвещение.1995.
- Науменко Г. М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. — М.: Дет. лит., 1982.
- Науменко Г. М., Новлянская З. От зимы до осени. Фольклорный праздник в школе. — М.: Дет. лит., 1982
- Федорова Г. П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. — «Детство — Пресс», 2000.