Использование народного творчества в развитии речи детей 2–3 лет
Авторы: Брыкова Любовь Вячеславовна, Карпочева София Равильевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, декабрь 2013)
Дата публикации: 29.11.2013
Статья просмотрена: 3077 раз
Библиографическое описание:
Брыкова, Л. В. Использование народного творчества в развитии речи детей 2–3 лет / Л. В. Брыкова, С. Р. Карпочева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4589/ (дата обращения: 23.11.2024).
Дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.
Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.
К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются в раннем возрасте. К. Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится еще актуальнее.
Поэтому у педагогов возникает потребность в разработке вопроса развития речи детей раннего возраста средствами разнообразных форм фольклора. Этот процесс должен происходить не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги дошкольного образования были заинтересованы, а дети были активными субъектами этого процесса (проявляли интерес, самостоятельность в получении дополнительных знаний).
Ведущим компонентом народной культуры является — фольклор. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские «пестушки», «потешки». Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку рябу, козу-дерезу, репку.
По словам А. П. Усовой, «словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности» [2, с.54]. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Развитие речи у детей раннего возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверенны в правильности произношения), другие — крикливо.
Нас интересовало, используются ли формы фольклора в работе с детьми в детском саду и дома, с какой целью и какие. Было опрошено двадцать родителей и два педагога. В результате выяснилось, что родители практически не используют с детьми раннего возраста формы фольклора, практически не знают ни одной колыбельной песни («Раньше пели, а сейчас мы уже большие»), кроме «Баю — баюшки-баю, не ложися на краю…» и то не до конца. Это подчеркивается и в исследованиях О. И. Давыдовой [1, с.8]. В семьях все меньше и меньше знают данные произведения устного народного творчества, сейчас они помнят лишь несколько загадок и поговорок, а из потешек называют одну «Сорока — белобока…».
Что касается ответов педагогов, то они стараются использовать эти жанры немного шире. Организуя подвижные и другие игры, применяют различные считалки, загадки с целью мотивации на предстоящую деятельность и поддержание интереса; для организации детей — пальчиковые игры, игры — забавы. Говоря о значении малых форм фольклора для развития речи, называют только скороговорки.
Таким образом, выяснилось, что работа по использованию малых форм фольклора с детьми 2–3 лет организована недостаточно. Родители и педагоги не используют полностью их развивающий потенциал, в том числе и для развития речи.
Использование устного народного творчества следует рассматривать как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и иногда и некоторого баловства — вот в чём приоритет фольклорных занятий.
Расширяя понимаемую речь ребёнка, формируется активный словарь во взаимодействии со взрослым. Эта речевая активность возникает только в том случае, если педагог сумеет заинтересовать своих воспитанников. Обращается внимание на выработку у ребёнка чувства сопереживания с действиями персонажа. Иными словами, эмоциональное взаимодействие. Взрослый, передавая смысловое содержание текста, заражает детей своим настроением. Мы предлагали детям включиться в игровое взаимодействие по ходу текста, например, погладить петушка.
Как говорилось выше, потешка, присказка, песенки и др. весьма динамичны: каждая строка несёт определённое смысловое содержание, смысловая фраза рисует целую картину. И если кто-либо из детей не понял первой фразы, то вторая, несущая дополнительную смысловую информацию, ничего не разъяснит. Так теряется нить понимания произведения в целом, в этом и заключается сложность использование фольклора с самыми маленькими. Вот почему методика развития речи предусматривает обратную связь с детьми.
В повседневной работе с детьми третьего года жизни используются скороговорки, потешки с целью развития фонематического слуха и формирования грамматического строя языка. Деятельность носит интегрированный характер.
Малыши слушают песенки, просят повторить хорошо знакомые и любимые, что способствует созданию психологического комфорта. В течение недели детям исполняются две-три песни, которые детьми хорошо запоминаются. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку — воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Это вызывает у ребенка радость, желание повторить их.
Помогают потешки и при подготовке ко сну, и во время одевания на прогулку, и во время умывания, и в процессе игровой деятельности. Фольклорные произведения сопровождаются действиями или, наоборот, действия сопровождаются чтением, обыгрывать их. Важно лишь удачно подобрать их и эмоционально рассказать, чтобы ребенок чувствовал отношение взрослого к описываемым ситуациям. Все это помогает детям запомнить и воспроизводить в дальнейшем веселую потешку. А затем использовать ее во время сюжетно — ролевых игр. Это значительно обогащает словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной.
Для выработки хорошей дикции, отчетливого и ясного произношения используются упражнения на звукоподражание. Воспитатель читает текст, дети включаются и произносят отдельные звуки, слова или звукосочетания. Учитывая содержание текста, ритмические или выразительные его особенности, как и в работе со скороговорками, детям предлагаются различные варианты заданий: изменить силу голоса, темп речи, более ярко выразить вопросительную или восклицательную интонацию, передать какое-либо намерение.
Таким образом, используются все возможности произведений устного народного творчества для развития звуковой культуры речи ребенка. Уточнение и закрепление правильного произношения звуков, выработка четкого произношения слов закрепляется в процессе повторения чистоговорок, заучивания загадок, потешек, считалок, стихотворений, насыщенных определенными звуками. При повторении ребенком чистоговорок обращается внимание на то, чтобы малыш не только правильно произносил отрабатываемые звуки, отчетливо называл слова, но и воспроизводил те слоги, которые в них даны. Например, при воспроизведении чистоговорки «Наша Маша маленька, на ней шубка аленька» ребенок должен четко произносить звук «а».
Предлагаемые для заучивания стишки и потешки используются не только для обучения детей четкому произношению отрабатываемых звуков в словах и фразах, но и, учитывая их содержание, в качестве упражнений для правильного использования интонационных средств выразительности. В процессе разучивания с ребенком потешек, стишков показывается пример выразительного их чтения. Ребенка просят воспроизводить их так же. Повторяя вслед за взрослым тексты стихов, дети учатся правильно пользоваться интонационными средствами выразительности, развивать свой речевой слух. Развитию слухового внимания и речевого слуха способствуют также загадки.
Развитие голосового аппарата осуществляется при помощи игровых упражнений, когда ребенку предлагается произнести одно и то же звукосочетание или одну и ту же чистоговорку с различной громкостью, при чтении считалок, потешек то громко, то тихо. В качестве подготовительных упражнений для выработки нужного темпа речи предлагаются, например, строчки из стихотворения «Семья» с различной скоростью.
Таким образом, организуя развлечения для детей, активизируется в речи детей различные формы фольклора. Это способствует развитию образности и выразительности их речи.
Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на них.
Речевая работа строится на следующих основных принципах:
- во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;
- во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);
- в-третьих, активного включения детей;
- в-четвертых, использования развивающего потенциала фольклора в создании речевой среды максимально.
Применяются такие приемы обучения, как-то: динамический акцент на фрагментах текста, действенное соучастие, наглядность, неоднократное повторение в игровой форме и в режимных моментах.
В процессе использования устного народного творчества в речевой работе замечены такие изменения:
- у детей повышается интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи потешки, колыбельные песни, стишки, считалки, скороговорки.
- у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми потешки, колыбельные.
Уровень речевого развития детей раннего возраста повышается, если:
- педагоги дошкольного образования заинтересованы процессом речевого развития;
- организовано специальное обучение родной речи с использованием фольклора в разнообразных видах деятельности;
- малые формы фольклора отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития речи.
Литература:
1. Давыдова О. И., Федоренко В. И. Колыбельные песни как специфический защитный механизм этноса //Психолого-педагогические проблемы современного образования //Сборник научных статей. –Барнаул: БГПУ, 2001. –С.128–133.
2. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду./Книга для воспитателей детских садов / А. П. Усова. 3-е изд. М. Просвещение, 1972. -78 с.
3. К. Д. Ушинский. Избранные труды. В 4 книгах. Книга 3. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии./Сост. Днепров Э. — М.: Дрофа,-2005.-560с.