Проблема поиска педагогических технологий, способных эффективно воздействовать на процесс личностного развития детей и формирование их ценностного отношений к миру является одной из ведущих в педагогике дошкольного образования нашего времени.
На сегодняшний день в непосредственной практике дошкольного воспитания все большую популярность приобретают методы и приемы работы, ориентированные на интеграцию различных областей целостного образовательного процесса: например, знакомство детей младшего дошкольного возраста с народным творчеством предполагает задействование таких образовательных областей, как:
– словесное творчество (рассказывание и слушание сказок);
– музыка (знакомство и исполнение народных песен);
– изобразительное искусство (аппликация и рисование по мотивам произведений фольклора, овладение навыками народных промыслов);
– театр (инсценировка фольклорных произведений);
– физическое развитие (использование народных потешек и песенок в режимных моментах, с целью сопровождения подвижных игр) и т. д.
Таким образом, трудно переоценить роль народного творчества в развитии и воспитании детей. С первыми произведениями фольклора ребенок знакомится еще в младенческом возрасте, слушая пестушки, потешки, колыбельные песни. В ранний период детства происходит встреча со сказкой. Наиболее популярны у детей раннего возраста сказки о животных. Малышей привлекает момент узнавания: они быстро запоминают, что лиса — хитрая, волк — злой, но недалекий, медведь — сильный и т. д. Осмысление социальной роли того или иного персонажа в сказке становится первым шагом на пути формирования духовно-нравственных представлений ребенка о добре и зле, щедрости и жадности, трудолюбии и лени и т. п.
Согласно общепринятой периодизации, младший дошкольный возраст охватывает период развития личности ребенка от 3 до 4 лет — время интенсивного развития внимания, памяти, наглядно-действенного мышления, речи. В младшем дошкольном возрасте у ребенка также начинают развиваться воображение, формируются представления о правилах и нормах социального поведения, а главное, происходит становление системы нравственных ценностей, и от того, какие духовные ориентиры станут ведущими, во многом зависит дальнейшая жизнь маленького человека.
В младшем дошкольном возрасте детям становится доступным весь репертуар устного народного творчества, представленный жанрами: загадок, скороговорок, былин, народных песен, пословиц и поговорок, волшебных и социально-бытовых сказок. Все многообразие произведений фольклора, передаваемых от поколения к поколению, отражает глубину народной мудрости и опыта и является ведущим средством развития младших дошкольников.
Народные потешки и песенки способствуют созданию благоприятной эмоциональной атмосферы при организации режимных моментов в детском учреждении: умывании, кормлении или одевании. Дети с удовольствием вслушиваются в самобытное звучание народной речи, стараются уловить стихотворный ритм, впоследствии приходит и осознание смысла произведений народного творчества. Младшие дошкольники легко запоминают слова потешек и песенок, самостоятельно воспроизводят их в процессе режимных моментов или игры, приобщаясь к культуре фольклора.
Игровая деятельность в младшем дошкольном возрасте постепенно становится ведущей, и хотя дети в большей степени еще играют «рядом», чем «вместе», в играх дошкольников можно заметить отголоски сюжетов народных сказок, обыгрывание характеров и поведения персонажей произведений фольклора. Искреннее удовольствие приносит ребенку возможность попрыгать, как зайка или подкрасться, как лисичка, дети успешно моделируют различные сказочные ситуации: строительство теремка или чаепитие в доме медведей.
Эффективным методом приобщения к миру народного творчества в младшем дошкольном возрасте становится чтение и слушание сказок. Особенностью психологии младших дошкольников является недостаточность механизмов вербального восприятия, другими словами, для постижения ребенком неповторимого своеобразия художественного мира народной сказки необходимо максимально визуализировать ее содержание: использовать такие приемы, как:
– эвристическая беседа;
– работа с иллюстрациями известных художников;
– художественное рассказывание сказки педагогом с использованием фланелеграфа;
– художественное рассказывание сказки детьми с опорой на иллюстрации;
– драматизация сказочных сюжетов в театрализованных играх и т. д.
Особенной популярность среди дошкольников пользуется прием театрализованной игры, в первую очередь, ориентированный на развитие речи детей младшего дошкольного возраста. Сказки содержат богатейший материал для драматизации. В процессе работы над репликами персонажей, продуцированием собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется культура его речи, ее интонационный строй и выразительность: «В творческой детской игре бурно развивается язык ребенка, грамматически оформленная речь. Игры, оказывающие комплексное воздействие на словарь, грамматику, связность речи, должны быть интересными, увлекательными» [2, с. 5].
Театральные игры могут проводиться в форме миниатюрных постановок, а также представлять собой долгосрочные проекты, требующие тщательной постановочной подготовки. Передовая методика рекомендует организацию на базе ДОУ театральных студий, планомерно внедряющих работу по инсценированию сюжетов народной сказки в свой репертуар.
Целью обращения к приему «театрализованной игры» при изучении произведений народного творчества является всестороннее развитие личности ребенка, его познавательной, творческой, коммуникативно-речевой и мотивационной активности в контексте эффективной системы воспитательно-образовательного процесса, основанного на последних достижениях педагогической науки и практики, интеграции всех субъектов единого образовательного пространства.
Цель определяет задачи, стоящие перед субъектами образовательного процесса в ходе организации театрализованных постановок:
– обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
– развитие познавательных способностей;
– развитие творческого воображения и мышления;
– развитие коммуникативных и речевых навыков [1, с. 24].
Отдельной задачей можно выделить развитие мотивационной готовности ребенка к познанию, творчеству, общению с искусством русского народа и, как следствие, формированию ценностных ориентаций на основе процессов рефлексии и трансляции духовного опыта.
Среди распространенных форм работы можно выделить: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним, игры-драматизации, разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок и т. д.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что прием театрализации может успешно функционировать в целостной структуре образовательного процесса дошкольной образовательной организации, как эффективное средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста, их приобщения к основам национальной культуры. Устное народное творчество, народная игрушка и народная игра это те средства, которые содержат в себе знания, и позволяют детям наследовать традиционную отечественную культуру. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.
Литература:
- Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников / Л. В. Артемова — М.: Просвещение, 2017. — 127 с.
- Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. —288 с.