Использование сказки в дошкольном учреждении для развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Автор: Жирова Марина Владимировна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 01.06.2020
Статья просмотрена: 868 раз
Библиографическое описание:
Жирова, М. В. Использование сказки в дошкольном учреждении для развития творческих способностей детей дошкольного возраста / М. В. Жирова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/371/15886/ (дата обращения: 03.12.2024).
Всем известно, что сказки любят все: и дети, и взрослые. Уже с самого раннего детства малышам нравится слушать сказки, которые читают им мамы, папы, бабушки, дедушки, даже старшие сестры и братья.
В дошкольном учреждении воспитанники начинают знакомиться со сказками, предлагаемыми педагогами согласно программным требованиям.
Роль сказок разного жанра на развитие ребенка известна уже давно: развитие чувств и эмоций, понимание добра и зла, формирование нравственных качеств, приобретение эмоционально-нравственного опыта и многое другое. Сказка сопровождает детей на протяжении всего дошкольного детства и запоминается им на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром в целом. Сказка преподносит детям многогранный образ главных и даже второстепенных героев, оставляя при этом простор для детского воображения.
При ярко представленных образах героев у детей дошкольного возраста закрепляются в реальной жизни и взаимоотношения с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка [9]. Композиционное построение сказки, яркое противопоставление добра и зла, нравственные и порой фантастические образы, выразительный язык, жесты, мимика героев, динамика событий, явления, связи, события — это делает сказку интересной, даже любимой для детей, формирует личность ребенка.
Работа педагога заключается в том, чтобы так прочитать детям сказку, чтобы каждый ребенок мог познать мир не только умом, но и сердцем, а при анализе выразить собственное отношение к пониманию добра и зла, нравственных эталонов жизни. Дошкольники верят в сказку очень долго, через нее педагогу и даже родителям легче развивать и воспитывать детей. В работе с детьми раннего возраста лучше отдать предпочтение театрализованной деятельности, применяя звукоподражательные элементы, что помогает быстрее адаптироваться к детскому саду, окружающей действительности. Изображая различных животных, таким образом дети могут перевоплощаться в детенышей (козлят, уточек, собачек, котят, поросят, мишек, зайчиков, поросят, ежат и других).
Развитие творческих способностей детей раннего возраста также происходит посредством применения игр-драматизаций, которые являются одной из групп театрализованной игры. В играх на драматизацию маленький артист самостоятельно создает образ с помощью интонации, мимики, жестов, производит собственные действия при исполнении роли. В игре — драматизации ребенок использует какой–либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация [10]. Такой вид деятельности является одним из самых любимых детьми, поскольку близость к игре как ведущему виду деятельности ребенка, характеризует перевоплощение ребенка в образ того или иного персонажа.
С детьми раннего возраста уместно будет проигрывать прибаутки, песенки-потешки (Например, «Кисонька-мурысонька», «У Аленки в гостях»), стихотворения А. Барто («Зайка», «Бычок»), имитировать движения животных (зайчик, котенок, лисичка, медведь, волк, ослик, поросенок), проиграть простые сказки, такие как «Курочка ряба», «Колобок», «Репка». Дети, фантазируя с игрушками-зверушками, обыгрывают различные действия с ними и это доставляет им очень большое удовольствие и заставляют детей сопереживать героям. При использовании в работе с детьми раннего возраста театра на фланелеграфе от имени героев сказок происходит разговор, таким образом дети действуют с картинками — героями, развивают свою речь, пополняется словарный запас.
В свободной и непосредственно-образовательной деятельностях уместно использовать игры с пальчиками: «Насекомые», «Грибы», «Наши мамы, папы», «Транспорт», «Посуда», «Домашние животные», «Дикие животные», «Любимые цветочки».
Использование сказок в дошкольном образовательном учреждении развивает творческие способности детей раннего возраста. Так, например, игры-драматизации также являются формой деятельности ребенка в дошкольном детстве, так как театральное искусство очень близко и понятно дошкольникам. Сказка как литературное произведение всегда несет в себе нравственную направленность (дружба, доброта, любовь, честность, смелость). Так ребенок познает мир умом и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Систематическая работа над выразительностью реплик, фраз, высказываний персонажей постепенно активизируется словарь, совершенствуется звуковая структура, интонационный строй речи. Кроме того, театрализованная деятельность направлена на развитие у детей чувств, эмоций, ощущений, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, а также многих знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста.
Для развития творческих способностей также целесообразно работать с детьми по имитации отдельных действий человека, животных, птиц (игра «Эмоции и чувства», где дети изображают разные эмоции людей: радость, грусть, восторг, усталость и другое). В игровых упражнениях имитируются всевозможные движения различных героев, в подвижных играх «Автомобили», «Лиса и зайчата», «Лошадки», «Ах, как мыши надоели», «Лохматый пес», «Наседка и цыплята», «Три мишки», «Жил-был зайчик…», «Зарядка зверей» имитируются движения животных и птиц. Обыгрывание этюдов является для детей постижением основ актерского мастерства. Например, можно проиграть этюды, как идешь по коврику, как по луже или по мостику, как осенние листики кружатся и падают на дорожку, как цыплята играют, когда спит лиса, ешь воображаемый пирог или торт и облизываешься, как волк подслушивает, о чем в избушке говорят козлята и многое другое, С помощью этюдов малыши в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей.
Имитация последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героев, бессловесная игра-импровизация с одним персонажем также способствует развитию у детей творческих способностей. Например, педагог читает текст, а дети импровизируют: для раннего возраста — «Заинька, попляши», «Карусель», «Едем, едем на лошадке», «Привяжу я козлика», «Кошкин дом», «Как на горке снег, снег», игры на развитие слуха («Угадай по звуку», «Угадай, кто поет?», «Чей голос?», «Кто как кричит»), что помогает лучше передать характер того или иного персонажа.
Слушание аудиосказок, рисование и изготовление героев из различного материала, пение песенок также помогает эмоционально воспринимать и яркого воспроизводить героев сказок, например, «Домик для…», «Декорации», «Репка», «Аппетитные орешки для белочки», «Миски для трех медведей», «Украсим Теремок», «Петух и Лиса», «Котенок Гав»).
В старшем дошкольном возрасте целесообразно формировать актерское мастерство, обучать кукловождению при использовании настольного и пальчикового театров «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Золушка», «Иван царевич», таким образом у детей увеличивается интерес к театрализованным играм, проявляется мотивация интереса к игре как средству самовыражения.
Различные виды игровых заданий и игр-драматизаций, которые освоили дети раннего возраста, будут интересны для среднего дошкольного возраста. В данной работе применение настольного театра: деревянный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур позволяет систематизировать умения и навыки детей: положительно реагировать на сцене, умение «управлять» куклой, держать ее незаметно для зрителей, умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе игры [6].
Театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря, тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность, благодаря сказке ребенок познает мир умом и сердцем, выражает свое собственное отношение к происходящему.
Сказка, как литературное произведение, нужна детям для понимания, что такое доброта, самостоятельность, трудолюбие, ответственность, любовь, милосердие, честность, взаимовыручка и другие. Сказка рассматривается как средство нравственного воспитания, развития творческих способностей. Использование сказки в детском саду и дома с родителями для развития творческих способностей детей дошкольного возраста позволяет постепенно, ненавязчивое, как педагогическое средство, воздействовать на ребенка, его развитие.
Литература:
- Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. —М.: Мозаика-Синтез, 2015. — с. 272
- Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. — М.: Вентана — Граф, 2015.
- Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. — СПб.: Детство-пресс, 2016.
- Л. Сеньшова, О. Чтак. Пластилиновая лаборатория Чевостика. — Изд. Манн, 2019.
- Мокеева Т., Кузьменко И. В. Формирование творческих способностей дошкольников // Успехи современного естествознания. — 2013.
- Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду. — М.,2016.
- Работягова Т. «Игра — средство обучения и воспитания. Для детей старшего дошкольного возраста», «Дошкольное воспитание» 2012 год № 10, стр. 84–93.
- Развитие игры детей 5–7 лет/Под ред. Е. В. Трифоновой. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 3с. (Истоки).
- Развитие творческих способностей детей 5–7 лет. Диагностика, система занятий. ФГОС ДО.
- Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. — М.,2017.