Использование печатной продукции в педагогическом взаимодействии с семьями детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бабынина, Т. Ф. Использование печатной продукции в педагогическом взаимодействии с семьями детей дошкольного возраста / Т. Ф. Бабынина, О. В. Шагиева, Г. Р. Амирова, Д. Г. Яруллина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 7 (44). — С. 31-34. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/201/6491/ (дата обращения: 16.11.2024).



Вопросы педагогического взаимодействия воспитателей и родителей воспитанников всегда были ключевыми на протяжении всей истории дошкольной педагогики. Современный Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) направляет педагогические коллективы на педагогическое взаимодействие с семьями воспитанников и участие родителей в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации, при этом выдвигается задача: «обеспечение «психологической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» [3].

В связи с принятием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования все чаще выдвигаются новые требования к воспитателям детских садов. Приходится находить новые эффективные методы педагогического взаимодействия с родителями дошкольников и применять нетрадиционные подходы в использовании различной методической продукции.

Следует отметить, что отношение педагогов дошкольного образования к традиционным методам наглядной пропаганды на современном этапе развития педагогических взаимоотношений педагога и родителей неоднозначно. Так материалы анкетирования показали, что часть воспитателей убеждены, что наглядные формы общения с родителями неэффективны в современных условиях. Они отмечают, что родители не интересуются материалами, размещенными на стендах, папках-передвижках группы, всего учреждения. К тому же педагоги часто стремятся подменить непосредственное общение с родителями информационными объявлениями, статьями из газет и журналов. Другая же часть воспитателей убеждена, что наглядные формы общения способны выполнять задачи ознакомления родителей с методами и приемами воспитания, оказывать им помощь в решении возникающих проблем. Понятно, что данном случае воспитателю следует выступать в роли квалифицированного специалиста, который может подсказать нужный материал, обсудить вместе с родителями возникшую трудность.

Вот уже семь лет в дошкольной образовательной организации № 95 «Балкыш» города Набережные Челны Республики Татарстан работает консультационный центр «Профессия — родители!» [2]. Благодаря грантовой поддержке у коллектива появилась возможность использовать разнообразные формы педагогического взаимодействия с семьями воспитанников, появилась возможность индивидуализировать просветительскую работу: были отсняты видеофильмы на актуальные темы, создан целый арсенал методической продукции, адресованной родителям. Коллектив убежден, что активное общение и педагогическое взаимодействие с родителями предполагает использование печатной продукции. С первого дня создания консультационного центра для каждой семьи были разработаны информационные буклеты, разъясняющие родителям возможности консультационных центров.

В первую очередь в работу были подключены традиционные информационно-ознакомительные формы: это информационные листы, которые несли в себе достаточно разноплановую информацию: информацию о занятиях с детьми дома; о правилах пользования библиотекой «Читайка», о правилах пользования прокатом игрушек «Игротека» и т. д. Были созданы памятки для родителей, представляющие собой небольшое описание (или инструкцию) правильного (грамотного) по выполнению каких либо действий в отношении ребенка, либо содержащие методические рекомендации (например, «Утренняя гимнастика: роль воспитателя; советы логопеда родителям будущих первоклассников, «Приёмы словесной помощи детям в слушании художественного текста», «Скоро в школу! Как превратить сборы в первый класс в увлекательное познавательное семейное дело», рекомендации медицинской сестры, педагога-психолога, музыкального руководителя и др.).

Создана видеотека, в ней несколько разделов: родителям предлагаются дидактические материалы для работы с детьми, представлены отчетные материалы о работе самого консультационного центра, материалы по организации работы детского сада, воспитанию детей (о питании детей, антологии родительских заблуждений, всевозможные инструкции для родителей, об адаптации ребенка к детскому саду, о прививках, мастер-классы и пр.). Все видеоконсультации находятся в свободном доступе для каждой семьи.

Особая серия печатной продукции — это дневники. Педагогами учреждения для каждой семьи созданы: дневник развития в группе «Вырастайка», дневник адаптации, дневник прогулки, дневник семейного чтения и др. Во-первых, дневники интерактивные, написаны в форме обращения к родителям и их ребенку, сопровождаются интересными цитатами, советами психолога, логопеда, музыкального руководителя, воспитателя татарского языка и других специалистов. Например, авторы дневника развития в группе «Вырастайка» советуют родителям сохранить на его страницах счастливые мгновения бщения с ребенком.

А составители дневника семейного чтения «Читайка» убеждены, что чтение книжек будет средством развития речи и мышления детей. В дневнике имеются рекомендации родителям как читать книгу, выбрать нужную, заинтересовать книгой, приводятся списки рекомендованной для чтения детской литературы. В дневнике представлены стихи, их авторы советуют выучить вместе с ребенком; раскраски.

Два года назад в коллективе родился своеобразный жанр методической продукции «Узелок на память. Родителям на заметку» [4]. Узелок на память… Это символическое размышление о важном и второстепенном в жизни. Родителей приглашают поразмышлять о роли ближайшего окружения ребенка в становлении Человека. Предлагается «развязать» узелок на память от состоявшихся родителей, «завязать» узелок собственного опыта. Данная брошюра разработана в рамках проекта «РоСТОК (Родители, семья — творческий образовательный коллектив), проекта, который был признан победителем конкурсного отбора на предоставление в 2019 году грантов в форме субсидий из федерального бюджета юридическим лицам в рамках реализации мероприятия «Государственная поддержка некоммерческих организаций в целях оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи гражданам, имеющих детей» федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование» [1].

Брошюра тоже интерактивная, на ее страницах родителям предлагается рассказать о своем ребенке, разместить фотографии, рисунки; описать совместно с ребенком собственный дом; отметить первые успехи малыша (первые слова, первый рисунок, первая поделка, любимая книга); предлагается описать семейные традиции, проложить маршрут путешествий по Республике Татарстан на представленной в брошюре карте. В завершении даются рекомендации спросить житейского совета у своих родителей и завязать узелок на память для ребенка. Узелок, который по убеждению авторов брошюры, послужит им доброй подсказкой от бабушек и дедушек. Предлагается завязать узелок на память на страницах брошюры известным людям города, их высказывания также размещаются на страницах, как и разнообразные советы, полезная информация, вопросы для родителей.

Печатная продукция помогает родителям узнать о консультационном центре детского сада, содержит концепцию педагогического взаимодействия детского сада и семьи. К созданным пособиям каждая семья может обращаться в течение всего года. Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Педагоги-консультанты убеждены, что данные формы общения с родителями решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Следует подчеркнуть, что наглядно-информационные формы, используемые в консультационном центре МАДОУ № 95 «Балкыш» успешны. Благодаря печатной продукции, которая предоставляется каждой семье абсолютно бесплатно решаются разные задачи. Во-первых, это задачи информационно-ознакомительные (родителей знакомят с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей). Во-вторых, это задачи информационно-просветительские, они направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — посредством печатной продукции, которая предоставляется каждой семье.

Педагоги консультационного центра «Профессия — родители!» убедились: в работе педагога с семьей воспитанника большое значение имеет любое пособие. Ведь для того, чтобы родители могли эффективно осуществлять свою миссию по развитию и воспитанию собственных детей, им необходимо получать большое количество грамотной современной информации.

Создание печатной продукции педагогами имеет особое значение и для их собственного развития и самообразования, что потом несомненно отразится в практической работе с детьми. У специалистов консультационного центра формируется правильное понимание необходимости следования определенной методике и системе обучения. Все это напрямую связано с современным отношением к педагогике дошкольного образования и с отказом от старых форм, часть из которых уже утратили свою актуальность, а другие нуждаются в переработке и дополнении.

Коллектив убедился: для непосредственной передачи навыков и умений от воспитателя к родителю огромное значение имеет использование соответствующей печатной продукции.

Литература:

  1. Бабынина Т. Ф., Шагиева О. В., Амирова Г. Р. Системообразующие компоненты проекта «РоСТОК» // Детский сад от А до Я. — 2020. — № 1, С. 87–95.
  2. Консультационный центр «Профессия-родители!» / Руководитель проекта: Е. Х. Яруллина. — Набережные Челны — 2018. — 16 с.
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. — 2013. от 25 ноября. — № 6241.
  4. Узелок на память. Родителям на заметку / Под ред. Е. Х. Яруллиной. — Набережные Челны, 2019. — 36 с.

Похожие статьи

Взаимодействие педагога с родителями с целью речевого развития детей дошкольного возраста

Сотрудничество с семьями воспитанников в рамках правового воспитания детей старшего дошкольного возраста

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Формирование ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста посредством взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей

Применение проектной деятельности в патриотическом воспитании дошкольников

Формирование профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Организация работы по формированию знаний о ПДД у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Взаимодействие с семьями по вопросам организации коммуникативного развития детей дошкольного возраста

Организация семейного клуба как формы взаимодействия с семьями воспитанников в развитии игровой деятельности дошкольников

Формирование представлений по пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности квест-игр

Похожие статьи

Взаимодействие педагога с родителями с целью речевого развития детей дошкольного возраста

Сотрудничество с семьями воспитанников в рамках правового воспитания детей старшего дошкольного возраста

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Формирование ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста посредством взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей

Применение проектной деятельности в патриотическом воспитании дошкольников

Формирование профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Организация работы по формированию знаний о ПДД у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Взаимодействие с семьями по вопросам организации коммуникативного развития детей дошкольного возраста

Организация семейного клуба как формы взаимодействия с семьями воспитанников в развитии игровой деятельности дошкольников

Формирование представлений по пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности квест-игр

Задать вопрос