Переориентация родительской позиции во взаимодействии субъектов образовательного процесса | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Реннер, О. В. Переориентация родительской позиции во взаимодействии субъектов образовательного процесса / О. В. Реннер. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 51-55. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3408/ (дата обращения: 16.12.2024).

Данный материал представляет опыт работы педагогов Центра дошкольников «Лучики» с родителями воспитанников и может быть интересен методистам, педагогам и психологам детских образовательных учреждений разного типа.


Центр дошкольников «Лучики» — учреждение дополнительного образования детей. У нас занимаются дети от 2 до 7 лет, как «домашние», так и посещающие ДОУ.

Чего же хотят родители, приводящие дошкольников на занятия в учреждения дополнительного образования детей?

По данным ежегодно проводимого вводного анкетирования родителей можно сделать следующие выводы. Часть родителей хотят, чтобы педагоги таких учреждений подготовили детей к «поступлению в школу». Т. е. им важно, чтобы ребёнок научился читать, считать (и как можно раньше), смог успешно пройти тестирование в школе.

Часть родителей, преимущественно имеющих «домашних детей», приводят их в такие учреждения ещё и для того, чтобы ребёнок научился взаимодействовать со сверстниками.

Для третьей группы родителей важно эстетическое развитие их ребёнка.

Есть и такие родители (и их с каждым годом становится всё больше), которые в Центр идут для того, чтобы иметь возможность лучше узнать своего ребёнка, быть с ним рядом во время занятий, научиться с ним взаимодействовать, понимать, что необходимо именно ему для дальнейшего развития.

Каковы бы ни были причины обращения семей, имеющих детей-дошкольников, в Центры дополнительного образования, нельзя не отметить достаточно высокий уровень ожиданий родителей по отношению к оказываемым данными Центрами образовательным услугам.

Центр дошкольников «Лучики» уже более 20 лет является конкурентоспособной образовательной площадкой в среде учреждений дошкольного образования г. Томска и привлекает родителей с разными целевыми установками.

В настоящее время «Лучики» — это:

  • уютный дом для всей семьи, в котором занимаются, развиваются и взаимодействуют 230 дошкольников от 2 до 7 лет и их родители;

  • 10 педагогов высшей и первой квалификационной категории;

  • программное обеспечение, представленное авторскими и модифицированными образовательными программами современного уровня;

  • центр, в котором ведётся работа с детьми в нескольких направлениях (на занятиях художественно-эстетического, физкультурно-спортивного и социально-педагогического циклов).

Сегодня в Центре родителям и детям предлагается три разновидности групповой формы организации занятий:

  • занятия детско-родительских групп для детей 2–3 лет и их родителей;

  • вечерние групповые занятия по типу кругосветки для детей 4, 5, 6-летнего возраста;

  • занятия в разновозрастной группе дневного пребывания.

Группа дневного пребывания, в которой я работаю педагогом десятый год, называется «Цветик-Семицветик». Это разновозрастный коллектив, в который входят дошкольники от 3 до 7 лет. Причём некоторые дети посещают занятия 3–4 год, а есть среди воспитанников и те, кто занимается первый год, «заняв место» выпускников.

Обучение в нашей группе доступно для любого ребёнка дошкольного возраста. Чаще всего родители приводят к нам детей, которые по разным причинам не посещают муниципальный детский сад. Прежде всего, это дети с хроническими соматическими заболеваниями (часто болеющие); дети, имеющие трудности в общении; дети из двуязычных и социально необеспеченных семей.

Для них наша группа является развивающей средой, в которой ребёнок приобретает опыт общения с разными людьми и готовится к принятию нового социального статуса — школьника, получая при этом необходимые знания, умения, навыки, позволяющие в дальнейшем успешно обучаться в школе.

Основным принципом в работе педагогов группы «Цветик-семицветик» является осуществление индивидуального подхода в развитии воспитанников, учёт их возрастных особенностей, индивидуального темпа работы, сферы интересов, уровня развития познавательных процессов. Это представляется возможным благодаря малому количеству детей в группе (8–12 человек с возможностью разделения на подгруппы), а так же является необходимым в условиях разновозрастного состава детей (от 3 до 7 лет).

Разновозрастный состав воспитанников группы позволяет получить уникальные результаты, которых невозможно добиться, организуя образовательный процесс в группе ровесников. Старшие дети «примеряют» на себя различные роли — воспитателя, учителя, старшего товарища, помощника, — помогая малышам в быту и давая «мастер-классы» на занятиях. Тем самым для них любая деятельность становится социально-значимой; формируется ответственность за свои поступки и развивается самоконтроль («Я — пример для малышей»); они быстрее становятся самостоятельными («Если я — авторитет для малышей, я должен уметь делать всё сам!»). Для младших детей, таким образом, происходит скорейший переход «зоны ближайшего развития» в «зону актуального развития»; они легче адаптируются в новой среде, потому что чувствуют внимание и поддержку со стороны старших товарищей.

Педагогами группы создаются специальные условия участия в образовательном процессе родителей, поскольку именно они являются заказчиками образовательных услуг.

С целью выявления родительского заказа в начале учебного года проводится вводное анкетирование и индивидуальное интервьюирование (по запросу родителей и по инициативе педагогов). Родители новичков, поступающих в нашу группу, больше ориентированы на социализацию ребёнка, воспитывающегося в домашних условиях, а также на подготовку его к школе. В то время как родители детей 2–3 года обучения, для которых наш Центр стал «вторым домом», ориентированы уже на развитие индивидуальных качеств ребёнка, его способностей, поддержку его познавательной инициативы.

В начале учебного года на родительском собрании педагоги представляют авторскую образовательную программу «Цветик-семицветик» и учебно-тематический план, по которому в течение учебного года будет осуществляться образовательный процесс. На данном собрании родителям предоставляется возможность дополнения предложенных педагогами тем различными формами организации образовательного процесса, а также, при необходимости, корректировки учебно-тематического плана.

Дальнейшее сотрудничество с родителями в течение учебного года происходит в следующих формах:

В любое время (не только в адаптационный период) родители могут посещать занятия вместе с ребёнком. Такая форма сотрудничества предлагается всем желающим родителям и особенно рекомендуется тем, у кого возникают трудности и проблемы в воспитании и взаимопонимании с ребёнком.

Родители попадают в такую среду, где невозможно оставаться в роли наблюдателя. Погружаясь в образовательный процесс вместе с детьми, они становятся активными его участниками: исследователями, учителями, партнёрами, а в чём-то и учениками детей. В ходе занятия педагог обращает внимание родителей, на что направлен тот или иной педагогический приём, как следует поддерживать дальнейшее развитие ребёнка в домашних условиях, какие возрастные особенности характерны для детей данного возраста, как выстраивать взаимоотношения с собственным ребёнком, учитывая его индивидуальные особенности и т. д. В результате такой педагогической работы у родителей формируется «сознательное родительское отношение» к собственному ребёнку.

Приобретая опыт общения не только со своим ребёнком, но и с другими детьми, родители имеют возможность пересмотреть, переоценить свою родительскую позицию, понять причины поведения своего ребёнка, увидеть его в другом статусе, в других ролях. Они учатся доверять ребёнку, предоставлять ему свободу.

Кроме того, педагогами группы ведётся информационный уголок — стенд и обновляется экспозиция выставочных стендов для родителей в холле корпуса.

Уголок знакомит родителей с темой текущего месяца, режимом работы группы, расписанием занятий. На стенде представлены работы детей и фотографии, отражающие фрагменты занятий, проводимых в рамках тематического блока. Всё это способствует повышению осознания родителями значимости и важности занятий, они могут наблюдать динамику развития ребёнка, анализируя качество выполнения творческих работ, представленных на стенде, могут понять, в каком направлении им можно двигаться дальше с ребёнком, сопровождая его индивидуальное развитие.

При необходимости педагоги проводят индивидуальные консультации по запросу родителей и по собственной инициативе.

Родители привлекаются педагогами к организации выходов детей на концерты, выставки, экскурсии. Так, за последние три года детьми и желающими родителями нашей группы были посещены экскурсии в Краеведческий музей, Ботанический сад, Художественный музей, Музей леса (п. Тимирязево), Томский Планетарий, Музей истории Томска, Аэропорт (п. Богашево), пожарную часть, завод «Томь-Экстра», выставку пряников, завод художественной керамики, минералогический музей, Северский зоопарк, театр кукол «Скоморох», зрелищный центр «Киномир», городской конкурс Ледовых фигур и др. Такие выходы обогащают и расширяют представления детей по изучаемой на занятиях теме, позволяют разнообразить семейный досуг, приобрести детям опыт культурного поведения в общественном месте, помогают сплотиться детскому коллективу.

Также педагоги группы активно привлекают родителей к подготовке, организации и проведению итоговых мероприятий (образовательных событий): к поиску репертуара для ребёнка по теме праздника; к участию в программе праздника в качестве выступающего (одного из действующих героев), к подготовке костюмов для детей, к оформлению зала, к совместной рефлексии проведённого мероприятия.

Например, в преддверии Нового года в нашей группе проводился праздник по итогам изучения большой темы «Мы — дети мира». За несколько дней до праздника каждая семья выбрала по собственному желанию какую-либо народность мира. Далее дети и родители готовились к празднику, подбирая дома необходимую информацию, шили костюмы, знакомились с традициями народа, особенностями кухни, обычаями и праздниками. В результате предновогодний праздник прошёл в форме международного костюмированного карнавала, на котором каждая семья не только рассказала о стране «своего народа», но представила национальные обычаи и традиции, предложила поиграть в национальные игры и отведать лакомства национальной кухни. Так мы «побывали» в гостях у русских, украинцев, татар, хантов, индусов, индейцев, казаков. А наш Дедушка Мороз «узнал» от детей о том, как празднуют Новый год в других странах.

В процессе подготовки к таким мероприятиям дети (с помощью родителей) повторяют изученный на занятиях материал, с удовольствием ищут дополнительную информацию, которую затем публично представляют в группе, приобретают опыт работы с литературой и другими источниками информации, эмоционально сближаются с родителями, благодаря совместному интересу и содержательному времяпровождению. Родители отмечают, что такая «партнёрская» с ребёнком позиция позволяет им решить некоторые проблемы во взаимоотношениях с ребёнком, организации совместного досуга и свободного времени ребёнка.

Около шести последних лет мы используем в работе такую форму организации образовательного процесса как «Родительская лаборатория», или «Мамина школа». В данном случае родитель выступает в качестве педагога, обучая детей своему ремеслу, рассказывая о своей профессии, традициях своей семьи и др. Так, родителями были проведены занятия по знакомству с народными промыслами — Хохломой и Городецкой росписью; ремеслом резчика по бересте.

В «Маминой школе» дети узнали и о том, какие жилища строят в разных уголках нашей планеты (типи, иглу, чум, юрта, изба), что включает в себя внутреннее убранство этих жилищ; кто такие горнолыжники; чем полезны хвойные деревья и т. д.

Такая форма работы оживляет образовательный процесс, повышает авторитет родителя, активизирует родительскую и детскую инициативу, способствует сплочению детско-взрослого сообщества Центра.

Готовясь к такому занятию, родитель вместе с ребёнком ищет необходимую информацию, подбирает игры, упражнения, готовит образцы работы, продумывает оборудование и материал к занятию, при необходимости консультируется с педагогом.

Представляя работы детей на выставке детского творчества, ребёнок сегодняшней «мамы-учительницы», с гордостью рассказывает родителям других детей, что «всему этому их научила моя мама!».

Благодаря оформленным в холлах корпуса выставкам детского творчества, меняется родительское отношение к результатам художественного труда детей. Подобные выставки начинают появляться у них дома, а выполненные дома работы приносятся в Центр на всеобщее обозрение. Так, силами детей, педагогов и родителей оформляются холлы и кабинеты здания. Кроме того, родители с удовольствием изготавливают пособия и раздаточный материал к занятиям, приносят комнатные растения в корпус, вместе с детьми ухаживают за ними, размножают, пересаживают …

В результате Центр становится для детей и родителей «вторым домом», в котором им хочется создавать уют своими руками, эмоционально отдыхать в этом уютном домике, общаться с единомышленниками — другими родителями, приводить в этот дом своих знакомых.

Интересно детям и родителям знакомиться с семейными традициями друг друга. Изготовленные дома вместе с ребёнком стенгазеты «Традиции нашей семьи», «Как я провёл лето», «Новогодние каникулы» вызывают живой интерес всех детей группы и укрепляют чувство гордости за свою семью у автора газеты.

В перспективе планируется привлечение родителей к совместному выпуску журнала Центра, в котором будут транслироваться яркие события жизни их семьи, семейные традиции, секреты воспитания, фамильные рецепты, творческие (литературные и художественные) работы детей и родителей; а также будут освещаться педагогами и психологами Центра ответы на вопросы родителей по воспитанию и развитию их детей.

Активное участие родители принимают в мониторинге результативности образовательного процесса. Они ведут (по желанию) родительские дневники; собирают вместе с ребёнком «Папку успеха» (Портфолио); принимают участие в выставках детско-родительского прикладного и художественного творчества; оказывают помощь педагогам в диагностике уровня развития ребёнка, результаты которой отражаются в «Карте индивидуального развития ребёнка».

Только так, во взаимодействии родителей и педагогов можно вырастить наших детей счастливыми и гармоничными.

Используемые педагогами формы включения родителей в образовательный процесс позволяют, по нашим наблюдениям, получить следующие результаты.

В начале учебного года родители новичков, как правило, занимали позицию «потребителя», «заказчика» образовательных услуг, в большинстве случаев перекладывая ответственность за воспитание и развитие ребёнка на плечи педагогов. В дальнейшем, включаясь в образовательный процесс, родители занимают «контролирующую» позицию: теперь они знают, в каком направлении «должно» идти развитие ребёнка, и, наблюдая за ребёнком, пытаются приложить все усилия, чтобы он развивался «в соответствии с возрастной нормой». И лишь к концу учебного года, а у кого-то спустя 1,5–2 года, родительская позиция становится адекватной, гибкой, прогностичной. Адекватность родительской позиции выражается в их умении видеть и понимать индивидуальность своего ребёнка, учитывать его мнение, точку зрения, желания, намерения. Гибкость определяется как способность перестройки воздействия на ребёнка по ходу условий окружающей действительности. Прогностичность родительской позиции выражается в способности воспринимать ребёнка в перспективе, учитывать изменение его личностных особенностей в процессе развития.

На сегодняшний день чтобы увидеть и проанализировать изменения, происходящие в поведении родителя с ребёнком, мы используем включённое наблюдение их реального взаимодействия, индивидуальные беседы, затрагивающие тот или иной аспект детско-родительских отношений, наблюдения за развитием ребёнка (его когнитивной, эмоционально-личностной, коммуникативной сфер). Однако получаемые при этом данные, а также их анализ, интерпретация в значительной степени субъективны. Дальнейшая наша работа будет направлена на поиск таких форм мониторинга детско-родительских отношений и выявления родительской позиции, которые были бы более объективны, более конкретны и более «осязаемы».


Врезка1

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, ребенок, образовательный процесс, занятие, педагог, родительская позиция, группа, педагог группы, работа детей, Центр.

Похожие статьи

Формирование поликультурной компетентности воспитанников в учебно-воспитательном процессе

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках организации внеурочной деятельности

Формирование творческой и социально активной личности дошкольника в рамках инновационной деятельности

Формирование лидерских качеств подростка в процессе организации досуговой деятельности

Формирование ценностного отношения старшеклассников к учебной деятельности

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в профессиональном обучении

Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях инновационной образовательной среды

Формирование психолого-педагогической компетентности замещающих родителей

Формирование навыков здорового образа жизни на уроках физкультуры и во внеурочной деятельности как средство развития личностного потенциала школьника

Похожие статьи

Формирование поликультурной компетентности воспитанников в учебно-воспитательном процессе

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках организации внеурочной деятельности

Формирование творческой и социально активной личности дошкольника в рамках инновационной деятельности

Формирование лидерских качеств подростка в процессе организации досуговой деятельности

Формирование ценностного отношения старшеклассников к учебной деятельности

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в профессиональном обучении

Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях инновационной образовательной среды

Формирование психолого-педагогической компетентности замещающих родителей

Формирование навыков здорового образа жизни на уроках физкультуры и во внеурочной деятельности как средство развития личностного потенциала школьника