Взаимодействие с семьями воспитанников в рамках реализации проекта «Предшкола: стандарт детского сада»
Авторы: Бирюкова Ольга Вячеславовна, Тазина Галина Александровна, Фомина Ирина Михайловна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (54) февраль 2025 г.
Дата публикации: 14.01.2025
Статья просмотрена: < 10 раз
Библиографическое описание:
Бирюкова, О. В. Взаимодействие с семьями воспитанников в рамках реализации проекта «Предшкола: стандарт детского сада» / О. В. Бирюкова, Г. А. Тазина, И. М. Фомина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2025. — № 2 (54). — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/282/9762/ (дата обращения: 16.01.2025).
Препринт статьи
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят перемены. На первый план выступила проблема своевременной и качественной подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе.
В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», говорится: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
Согласно ФГОС ДО одним из ведущих принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольной образовательной организации и семьи. Также одной из задач, на которую направлен стандарт, является «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».
Но возникает проблема: родители не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Современные технологии школьного обучения требуют от детей мыслительной деятельности, определенных навыков и умений и от подготовленности ребенка зависит его успешная адаптация в школе, вхождение в режим школьной жизни, учебные успехи, психическое самочувствие.
Решающим фактором в условиях предшкольного образования является тесное сотрудничество с семьей, поэтому важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками.
Как же выстраивать отношения «педагог-родитель» на современном этапе с учетом новых требований? Эти вопросы волнуют каждый педагогический коллектив и наш в том числе.
Наш педагогический коллектив определил для себя главную цель взаимодействия с родителями (законными представителями): профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.
Данная цель реализуется в нашем дошкольном отделении через следующие задачи:
— воспитание уважения к детству и родительству;
— взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
— повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
— оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
Основная установка при взаимодействии с родителями:
— Мы — единомышленники
— Мы — полноправные участники образовательного процесса
— Вместе с вами ищем и находим вектор развития ребенка
Таким образом, изучая современные тенденции по данному направлению, в своей работе мы выстраиваем сотрудничество с родителями опираясь на следующие принципы:
— открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
— сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
— создание активной развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
Используемые нашим учреждением формы работы взаимосвязаны и представляют единую систему:
— Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДО (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.
— Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.
— Наглядно-информационные — играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.
— Тематические родительские собрания и педагогические «гостиные»;
— Консультации педагогов, устные журналы и дискуссии с участием специалистов, а также родителей с опытом семейного воспитания;
— Просветительские мероприятия (лектории, встречи со специалистами, представителями БДД ОГИБДД ОМВД России, Каширского территориального управления силами и средствами ГКУ МО «Мособпожспас», ПСЧ-319, семинары — практикумы для родителей по вопросам образовательной политики, обучения, воспитания, возрастных особенностей дошкольников, сохранения и укрепления здоровья детей, ознакомлению с новаторскими идеями в области педагогики и психологии;
— Обучение конкретным приемам и методам развития ребенка в разных видах детской деятельности,
— «Дни открытых дверей» для родителей с посещением разнообразных занятий с детьми и проведением нерегламентированной деятельности с непосредственным участием родителей: «Рождество пресвятой Богородицы», «Покров пресвятой Богородицы», «Святки», «Вместе с папой», «Путешествие в страну Геометрию»
Участие родителей в такого рода мероприятиях, помогает им глубже осознать потребности ребенка, повышает доверие родителей к педагогам. Наблюдая за работой педагогов, родители обучаются определенным приемам взаимодействия с ребенком и готовы продолжать занятия в домашних условиях.
— Родительские уголки. В них мы помещаем практический материал, дающий возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напоминаем тактично о родительских обязанностях и ответственности, размещаем памятки, из которых родители могут узнать, как дальше продолжить работу с детьми дома.
— Педагогическая библиотечка. Предлагаем родителям ознакомиться с популярной педагогической и психологической литературой по различным проблемам (книги предлагаем для домашнего чтения).
— Информирование родителей о событиях каждого дня в группе (информация в печатном виде на стендах, в родительских чатах в WhatsApp, на страничке учреждения в ВК и т. д.)
— Семейные музейные и экскурсионные программы: сотрудничество с Государственным музеем-заповедником «Зарайский кремль» — абонементы «Грани творчества А. С. Голубкиной», «А. С. Голубкина и театр», посещение интерактивных занятий: «Зарайск — фронту. Посылка солдату», «Во что играли на Руси», «По следам древностей: С лупой по кремлю»; сотрудничество с филиалом Государственного центрального музея имени А. А. Бахрушина в г. Зарайске «Театральный музей в Зарайске»
— Участие в «Святочных концертах» ежегодно проводимых Зарайским Благочинием и творческими коллективами г. о. Зарайск
— Участие семей в совместных проектах: «Книга открывает мир», «Семья на ладошке», региональном образовательном проекте «Мамина школа. Русский язык детям от 2 до 6»; акциях: «Вместе всей семьей», «Эко-марафон ПЕРЕРАБОТКА «Сдай макулатуру — Спаси дерево!», «Экологический калейдоскоп»; онлайн «Творческая мастерская» — «Уроки творчества»
— Совместные праздники и развлечения: «День Матери», «День Отца», «Рождественская открытка», «Осенины», «Новогодние чудеса»
Ключевую роль в данной работе с семьями воспитанников играет реализация проекта преемственности дошкольных отделений и начальной школы «Путь к успеху». Реализуемые формы работы способствуют успешному сотрудничеству дошкольных отделений и начальной школы в плане предшкольной подготовки воспитанников.
— Мастерская взаимодействия «Вместе интересней», где педагоги дошкольного отделения познакомились с образовательной программой НОО, с РППС в школе; учителя начальных классов познакомились с программой дошкольного образования, с РППС в ДОО
— Родительские собрания с родителями будущих первоклассников, где педагоги школы ознакомили родителей будущих первоклассников с программами, методами и формами, по которым работают школы, рассказали, каким образом можно помочь ребенку адаптироваться в новых условиях школьной жизни, как сохранить желание посещать школу, научиться активно относиться к учебе, выполнять требования учителя.
— Круглый стол «Организация работы по нравственно- патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФОП»
— Реализация проекта «Орлята России»
— Мастер-класс для педагогов ДОО, учителей начальной школы, родителей воспитанников подготовительной к школе группы «Использование в работе программно-дидактических комплектов «Речь: плюс», «Мате: плюс»
— Интересно проходят «Школьные часы» для детей подготовительных к школе групп, главными зрителями которых являются родители: «Головоломки это серьезно», «Урок математики», физкультурный досуг «День здоровья», спортивный праздник «Зимняя олимпиада», экскурсия в школьный музей, экскурсия по школе
Такие встречи актуализируют, усиливают интерес к школе и социальным явлениям.
Использование разнообразных форм работы, дает определенные результаты. Родители становятся активными участниками всех дел, активными помощниками, учатся взаимодействовать друг с другом, уходит непонимание и недоверие. Они осознают, что успех ребенка зависит от их ответственности. Благодаря совместным усилиям нам удалось решить многие проблемы и сделать все возможное для того, чтобы дети были подготовлены к школьному обучению.
Наша задача на будущее — продолжать искать разнообразные формы взаимодействия для того, чтобы поддерживать родителей в их воспитательной практике, помогать осознанно относиться к родительству, воспитывать ребенка не интуитивно, а с полным осознанием собственной роли в его становлении, овладевать методами и приемами воспитания.