Взаимодействие ДОУ с родителями в воспитании подрастающего поколения
Авторы: Погудо Светлана Борисовна, Лазарева Марина Анатольевна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
LXVIII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, ноябрь 2023)
Дата публикации: 05.11.2023
Статья просмотрена: 30 раз
Библиографическое описание:
Погудо, С. Б. Взаимодействие ДОУ с родителями в воспитании подрастающего поколения / С. Б. Погудо, М. А. Лазарева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 18-22. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/502/18196/ (дата обращения: 22.12.2024).
От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
В. А. Сухомлинский
В настоящее время со стороны государства уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому значимой ролью в системе дошкольного воспитания является деятельность педагогов, которая ориентирована на необходимость освоения новых современных форм вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс. В. А. Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу.
Углубленная работа в дошкольном учреждении доказывает родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в образовательной деятельности важно не потому, что этого хочет педагог, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением является «взаимодействие ДОУ с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в его развитии. Эффективность развития умений и навыков ребенка зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является непосредственное взаимодействие, где родители являются активными участниками воспитательного процесса. Это условие является главным и важным в успешной педагогической деятельности ДОУ. Соответственно, воспитанники становятся более уверенными, с охотой задают больше вопросов о семье, интересующих вопросах, тем самым накапливают свой социальный опыт, проявляют инициативу, где видят интерес и активность своих родителей. Родители, видя, положительный настрой ребенка на посещение детского сада, его успех, с охотой участвуют в жизни группы и ДОУ.
Организация общения педагогов с родителями воспитанников была и остается одной из наиболее сложных проблем в деятельности ДОУ. На сегодняшний день современные родители грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления со стороны педагогов и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительных результатов. Поэтому для педагогов важно грамотно сформировать план взаимодействия педагогов с родителями. Очень важен не принцип параллельности, а принцип взаимопонимания и взаимодействия между детским садом и семьёй.
В своей группе мы стараемся активно сотрудничать с родителями, используя различные формы работы с ними.
На родительских собраниях обговариваем не только насущные вопросы, но и предоставляем родителям интересующую их информацию: консультации, беседы со специалистами.
К календарным праздникам дети вместе с родителями украшают группу своими поделками и украшениями и, конечно, каждый ребенок, принимавший участие в оформлении, чувствует себя незаменимым, полноценным участником процесса.
Проводим совместные праздники с родителями и детьми, на которые родители охотно приходят и с радостью участвуют: «А ну-ка папы», «Мамин день». Проводимая работа позволяет повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
Ежегодно стало традицией в детском саду проводить фестиваль семейного творчества «Счастливы вместе». С целью создания условий для творческого самовыражения личности, укрепления семейных традиций, повышения роли и социального статуса семьи. Каждый год семьи группы принимают участие в фестивале в различных номинациях. Семьи воспитанников отмечены дипломами.
Для привлечения родителей к совместному процессу воспитания и развития детей в детском саду большое внимание уделяем привитию социокультурных ценностей, традиций в семье. В детском саду периодически проходят выставки рисунков и фотоколлажей «Культурное наследие моей семьи», «Сказки Хакасии», «Город, в котором мы живем». На втором этаже нашего детского сада находится галерея рисунков и поделок «Вернисаж». Его заполняют все группы детского сада. Чтобы все семьи приняли участи е в оформлении «Вернисажа», родители перед уходом в отпуск выбирают на выбор темы и месяцы, когда они хотели бы принять участие. Готовую поделку или рисунок выставляем туда. Оформляем в приемной выставки различной тематики: «Перелетные птицы», «Деревья и кустарники».
Дети и родители с охотой и личной заинтересованностью принимают участие в этих мероприятиях.
С целью создания условий для обогащения представлений детей о стране, республике, родном городе родители изготовили Лэпбуки разной тематики (Времена года, Занимательная математика, Мир животных и насекомых, Космос, Мир предметов, В гостях у Сказки); помогли оформить поисково-исследовательский центр — изготовили макет «Борус»; сплели паутинку, на которой размещена информация по лексическим событиям, сделали сенсорную дорожку детям.
Одной из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность. Активно привлекаем родителей через детско-родительские проекты. В 2021 г. разработали краткосрочный проект «Постройка ледяного городка». Результатом данного проекта стало оформление участка. Родители построили замечательную горку, каждый день в течение недели поливали её, ребята с удовольствием катались с горки. Все воспитанники были рады «ледяному городку». Дети, принявших участие в постройке горки родителей, гордились своими папами. Чтобы привлечь других родителей к тесному сотрудничеству решили вместе с детьми оформить стенгазету, в которой поместили благодарственное письмо родителям, которые принимали непосредственное участие в постройке горки, фотографии.
Разработали проект «Легенды солнечной Хакасии». В процессе реализации проекта дети познакомились с легендами о хакасских музыкальных инструментах (узнали, как называются хакасские музыкальные инструменты, почему их так называют, как они выглядят, звучат); научились отображать свои знания в рисунках; создали ряд дидактических игр: «Лото», «Домино», «Пазлы»; научились самостоятельно выполнять работу, помогать друг другу; чувствуя свою независимость и компетентность, ребята высказывали большую заинтересованность, брали на себя больше ответственности (по созданию альбома, игр, передачи легенд другим детям). Родители приняли непосредственное участие в реализации проекта. Приносили с детьми картинки и информацию к проекту, принесли музыкальный инструмент Чатхан. Заинтересованность родителей перспективами нового направления развития детей и вовлекает их в жизнь ДОУ. Результат данной деятельности — участие родителей в образовательном процессе и заинтересованность в формировании предметно — пространственной среды.
Ежегодно родители группы совместно с воспитателями облагораживают участок группы: высаживают цветы на клумбы, красят малые формы, веранду, оформляют игры.
Эффективность педагогической деятельности ежегодно отмечена родителями, через благодарственные письма, грамоты и отзывы. В результате вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс чрезвычайно важна для развития личности детей, педагогического просвещения родителей.
Литература:
- Метод проектов в образовательной работе детского сада: пособие для педагогов ДОО/ Л. В. Михайлова-Свирская. — М.: Просвещение, 2015. 95с.
- Ксения Белая, Людмила Волобуева, Мария Цепенко. Семейный детский сад и другие формы взаимодействия с семьей. — М. Чистые пруды, 2009. — 32 с.
- Шалаев И. К. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства/ И. К. Шалаев, А. А. Веряев http.//www.informika.ru.