Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гребенкина, Н. В. Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях / Н. В. Гребенкина, В. А. Астапова, С. Б. Кучеренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 10 (457). — С. 213-215. — URL: https://moluch.ru/archive/457/100691/ (дата обращения: 18.11.2024).



В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка» [1]. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) утверждает, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи [2].

Взаимодействие педагогов с семьей является социализирующим фактором, совмещающим функции образовательной, культурной, социальной сфер организации детской жизни. Ребенок получает первые знания, приобретает навыки общения со сверстниками и взрослыми людьми, учится организовывать свою самостоятельную деятельность. В семье закладываются основы воспитания, получает первые навыки культуры поведения, приучается осознавать себя полноправным членом не только семьи, но и общества.

Сущность «взаимодействия» состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности, как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей [4].

Педагоги Зверева О. Л. и Кротова Т. В. считают, что в работе педагога с родителями ДОУ очень важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто читать им доклады или лекции. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям и т. д. [3]

Цель педагогического просвещения родителей заключается в вооружении отцов и матерей определенным запасом знаний, оказании им помощи в организации самообразования, формировании воспитательных навыков и умений. Т. А. Куликова даёт определение педагогической компетентности. «Это способность понять потребности детей и обеспечить возможность удовлетворять их, сделать ребенка счастливым, умение видеть какие-то вещи с точки зрения перспективы развития ребенка» [5].

Становление и развитие личности ребенка в дошкольном детстве проходит определенные стадии, которые совпадают с младшим, средним и старшим дошкольным возрастом, характеризующиеся значимыми признаками, которые и определяют особенностями взаимодействие его с взрослыми.

Младший возраст ребенка до 4 лет несет в себе очень тесную взаимосвязь с матерью, которая продолжает играть главную роль в жизни малыша, которая и определяет формирование у него тех или иных личностных качеств. Именно поэтому с момента подачи заявления родителями о приеме малышей в детский сад и формирования групп младшего возраста, педагоги стремились к созданию тесного взаимодействия с родителями будущих воспитанников посредством анкетирования, консультирования и подготовки индивидуальных рекомендаций по запросу родителей.

Для успешного привлечения педагогических ресурсов семьи в младшей группе педагоги проводили работу по трем направлениям:

— информирование родителей о состоянии образовательной деятельности в группе, об успехе каждого ребенка;

— вовлечение родителей в образовательную деятельность группы;

— повышение педагогической грамотности родителей.

Каждый родитель ежедневно мог ознакомиться с теми делами, которые осуществляли их дети как во время организованной, так и свободной образовательной деятельности. Мамы и папы могли рассмотреть поделки, рисунки малышей, а также получить небольшое и не сложное задание на дом, не требующее много времени на выполнение, но показывающее заинтересованность родителей детскими заботами. Для облегчения выполнения заданий, педагоги через созданную в социальных сетях группу рассылали ежедневные пояснения и рекомендации для взрослых. В первые дни со стороны некоторых родителей поступали упреки на ненужную загруженность родителей со стороны педагогов, однако со временем каждый из них убедился в значимости такой работы для собственного малыша и того доверительного контакта, который возникал ежедневно в семье.

Вовлечение родителей в образовательный процесс проходило посредством из участия в совместных развлечениях, праздниках, в оказании посильной помощи при подготовке к выставкам и конкурсам. Маленькие дети еще не умели качественно выполнять поделки из природного и бросового материала, поэтому педагоги предлагали изготовить ее всей семьей. В группе регулярно проходили семейные конкурсы, нацеленные на объединение всех членов семьи общим делом: «На лучший видеосюжет с прогулки, с экскурсии, с похода в выходной день», «Фотоколлаж моей семьи», «Члены моей семьи на работе» и другие.

Средний дошкольный возраст — это переходный период от малышек — неумеек к самостоятельному и творческому старшему возрасту. Дошкольники 4–5 лет уже не маленькие, но еще и не большие. Именно в этом возрасте закладывается фундамент самостоятельности и инициативы и творчества. Важным для воспитанника становится его успех или неуспех в глазах родителей и сверстников. Родители, привыкшие во всем опекать своего ребенка, не сразу соглашаются предоставить ему свободу выбора. Авторы опыта помогали взрослым объективно оценивать способности и возможности их ребенка, поддерживать его и чаще хвалить и подбадривать в любых его самостоятельных начинаниях. Для этого проводились регулярные дни открытых дверей, когда родители посещали занятия, режимные моменты в детском саду, чтобы увидеть и оценить успехи своего малыша. В средней группе педагоги стали привлекать родителей в качестве мастеров по ручному труду, рисованию, аппликации, лепке. Каждый родитель стремился поделиться своим увлечением, показать свое мастерство, увлечь этим своего ребенка и других детей. Предоставляя возможность ребенку попробовать себя в различных видах детской деятельности, взрослые стремились пробудить природные способности, и может быть, даже талант. Совместно с родителями педагог организовали постоянно действующую выставку творчества родителей и детей. Некоторые совместные работы были представлены на муниципальных и региональных выставках, конкурсах и ярмарках.

В старшем дошкольном возрасте успех становится сильным стимулом, побуждающим ребенка к активным действиям в различных видах детского участия, особенно привлекательным становится исследовательская и поисковая деятельность. Педагоги на протяжении всего дошкольного детства привлекали родителей к знакомству и участию во всех видах образовательной деятельности детей.

Современная форма познавательно-игровой деятельности как квест-игра прижилась в дошкольных образовательных учреждениях, позволяющая в динамичной игровой обстановке коллективно разгадывать сложные логические задачи, проявлять смекалку и находчивость, а также творчески подходить к выполнению заданий совместно с родителями. Объединение родителей и детей проходило при проведении социально значимых мероприятий, посвященных государственным праздникам как День защитника Отечества, День Победы, на которых формировалось патриотическое самосознание дошкольников на примере героических поступков народа в трудные дни испытаний. Именно в старшем возрасте у детей закладывается первое чувство долга, которое проявляется в проблемных ситуациях, предоставляющих им возможность поступить в соответствии с этическими нормами морали общества.

В результате целенаправленной работы по привлечению педагогических ресурсов семьи к воспитанию, развитию и формированию личности ребенка в группе сложился коллектив единомышленников, создающий необходимые условия для раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка в атмосфере всесторонней поддержке и успеха.

Литература:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_140174
  2. Федеральный закон от 26.05.2021 N 144-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 26 мая 2021 года N 144-ФЗ [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_384894
  3. Зверева, О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОО. [Текст]:Методические рекомендации. ФГОС ДО / О. Л. Зверева.- М.: ТЦ Сфера, 2005. — 80 с.
  4. Козлова, А.В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей [Текст]:Методические рекомендации. / А. В. Козлова — М.: Сфера, 2007. — 112с.
  5. Солодянкина, О. В. Сотрудничество ДОУ с семьей [Текст]: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / О. В. Солодянкина. — М.: АРКТИ, 2004. — 80 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, семья, вовлечение родителей, детский сад, дошкольное детство, заинтересованность родителей, моя семья, педагогический ресурс семьи, старший дошкольный возраст.


Задать вопрос